От черно-белого “Кинг Конга” до визуального “Аватара” и футуристического “Безумного Макса”: лучшие фильмы со спецэффектами в истории кинематографа

Практически с тех самых пор, когда появилось кино, возникли и специальные эффекты. И это отнюдь не является преувеличением, поскольку с самого начала триумфального шествия кинематографа по земле создателям фильмов стало ясно, что именно большой экран представляет собой лучшее место для игры с реальностью и создания различных фантастических причуд.

За что мы можем быть благодарны визуальным эффектам

С момента выхода в 1901 году картины «Человек с резиновой головой», считающейся первым выдающимся фильмом со спецэффектами, прошло уже более 100 лет. За это время технологии, позволяющие творить чудеса на экране, развились самым невероятным образом. Между тем, главным предназначением специальных эффектов так и осталась функция стирания грани между реальностью и фантазией, заставляющая зрителей поверить в невероятное.

Смотря на экран, мы верим в существование монстра Годзиллы, разумной обезьяны Цезаря и Бамблби, а за боями роботов-боксеров из «Живой стали» зрители наблюдают с не меньшим волнением, чем за настоящими боксерскими поединками. Что и говорить, сегодня кино превратилось в настоящее зрелище. Перед зрителем раскрываются удивительнейшие фантастические миры Средиземья или различные события, некогда имевшие место в реальной жизни. С помощью новейших компьютерных технологий оживают доисторические чудовища, различные животные и даже покинувшие этот мир люди. При этом чем дальше, тем становится все сложнее отличить созданных героев от настоящих. Очень часто, глядя на экран, мы совершенно забываем о том, что все происходящее перед нами в большей степени является заслугой спецэффектов, нежели реальных актеров.

Давайте же назовем самые лучшие фильмы со специальными эффектами за всю историю кинематографа, расположив их в хронологическом порядке.

«Кинг-Конг» (1933)

Прекрасная история гигантской влюбчивой гориллы насчитывает уже много десятков лет. Каждый из нас помнит «Кинг-Конга» 1976 года, «Кинг-Конг жив» 1986-го и, конечно же, незабываемого «Кинг-Конга» Питера Джексона, выпущенного в 2005 году, который собрал награды премии «Оскара» в номинациях за лучший звук, лучший монтаж звука и лучшие визуальные эффекты.

Однако сегодня речь идет не об этих фильмах. Еще раньше, в далеком 1933 году был снят черно-белый, первый «Кинг-Конг». Появление на экране огромной гориллы стало возможным благодаря американскому художнику-мультипликатору Уиллису О'Брайену, применившему для создания образа Кинг-Конга такие новаторские по тем временам ухищрения, как обратное проецирование, монтаж и полноценные макеты окружающего пространства, позволившие зрительно увеличить размер 45-сантиметровой модели Кинг-Конга, сделанной из резины, латекса и настоящего обезьяньего меха.

Конечно же, сегодня «Кинг-Конг» 1933 года представляет собой довольно примитивное зрелище, больше напоминающее кукольный мультфильм. Однако, несмотря на это, даже в наши дни та первая гигантская обезьяна по-прежнему обладает особой душевностью и индивидуальностью.

«Звездные войны» (1977)

Знаете ли вы, что, прежде чем приступить к съемкам своего первого фильма из знаменитой саги «Звездные войны», ее создатель Джордж Лукас был вынужден основать в 1975 году компанию Industrial Light & Magic, занимающуюся производством спецэффектов для кино? А в курсе ли вы того, что именно этой студии обязаны своим появлением более 300 картин, включая такие мировые блокбастеры, как «Трансформеры», «Гарри Поттер» и «Парк Юрского периода»?

Первой же работой Industrial Light & Magic стал фильм «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда», премьера которого состоялась в 1977 году. Инновационная работа студии Лукаса позволила создать огромное множество детализированных миниатюр, выглядевших на порядок более реалистичными, чем все, что присутствовало в кинематографе до этого. Мало того, в последующих частях «Звездных войн» Industrial Light & Magic довела свои визуальные эффекты до невероятного совершенства, благодаря чему все космические корабли, оружие и техника в фильме стали выглядеть необыкновенно реальными, старыми, потрепанными и поржавевшими, прямо как в жизни.

«Терминатор 2: Судный день» (1991)

В 1984 году выдающийся кинорежиссер Джеймс Кэмерон снял достаточно революционный для своего времени фильм о Терминаторе, роботе-убийце из будущего. Бюджет картины был достаточно ограничен, но, тем не менее, за счет выдающейся работы операторов, монтажеров и специалистам по визуальным эффектам, перед зрителями предстал самый настоящий робот из металла и плоти, а в финале можно было полюбоваться даже его эндоскелетом.

Так или иначе, но в 1991 году, во время съемок «Терминатора 2», Кэмерон пошел еще дальше. В этом фильме практически впервые была применена компьютерная анимация. При этом созданные с помощью нее спецэффекты состояли из 73 фрагментов, занимающих в общей сложности всего около 5 минут экранного времени. Удивительно, но на эти считанные минуты в 1991 году ушло целых 8 месяцев непрерывной работы компьютерных аниматоров.

В результате «Терминатор 2: Судный день», завоевавший премии «Оскар» за лучший звук, лучший монтаж визуальных эффектов, лучшие визуальные эффекты и лучший грим, стал настоящим техническим прорывом в области спецэффектов, на который создатели новых фильмов впоследствии равнялись долгие годы.

«Бэтмен возвращается» (1992)

В то время как в «Бэтмене: Начало» и знаменитом «Темном рыцаре» визуальные эффекты были использованы в основном для того, чтобы сделать главного героя максимально реалистичным, в 1992 году режиссер Тим Бертон увидел в истории о Бэтмене нечто более экспрессионистское.

В итоге «Бэтмен возвращается» стал одним из самых гипнотически странных готических блокбастеров 1992 года, наравне с «Дракулой» Френсиса Форда Копполы.

Именно в нем стало возможным увидеть мрачную и вычурную вселенную Готэма, а также целый фейерверк спецэффектов, состоящих из аниматронных пингвинов, парящих миниатюр и гротескного макияжа главного злодея, исполненного Дэнни Де Вито. Впрочем, Тим Бертон никогда не был бы Тимом Бертоном, если бы снял свою историю по-другому.

«Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008)

Самым захватывающим в этой удивительной картине стало непрекращающееся наблюдение над возрастными метаморфозами Бенджамина Баттона, волею судьбы превращающегося из немощного старика в ребенка. Поистине, это зрелище ошеломительно.

За все чудеса, происходящие на экране, отвечала компания Digital Domain, основанная Джеймсом Кэмероном, и занимающаяся производством компьютерной анимации и визуальных эффектов. Первым фильмом Digital Domain стал культовый «Титаник», также на счету этой студии находятся такие визуальные блокбастеры, как «Куда приводят мечты», «Пятый элемент», «Послезавтра», «Я, робот», «Пираты Карибского моря», «Аватар» и «Люди Икс». Именно поэтому высочайший уровень мастерства специалистов по визуальным эффектам, который мы можем увидеть в «Загадочной истории Бенджамина Баттона», вполне объясним.

В 2009 году эта картина стала обладателем премий «Оскар» в номинациях за лучшую работу художников-постановщиков, лучшую работу гримеров и лучшие спецэффекты.

«Аватар» (2009)

На главной фотографии этой статьи мы можем увидеть кадр из знаменитого «Аватара», фильма, абсолютно не нуждающегося в особом представлении.

Снятая в 2009 году Джеймсом Кэмероном история, рассказывающая о противостоянии между коренными жителями планеты Пандора и колонизаторами с Земли, по сути представляет собой один, не прекращающийся ни на мгновение спецэффект. Интересно, что Кэмерон написал сценарий для этой картины еще в середине 90-х годов, однако он предпочел подождать еще почти 15 лет, чтобы компьютерные технологии успели развиться до того уровня, при котором его видение «Аватара» могло наконец быть достигнутым.

Мало того, начиная с 2009 года, когда эта картина вышла на экран, получила ошеломительный успех во всем мире и даже стала самым кассовым фильмом всех времен и народов, опередив даже знаменитый «Титаник», Джеймс Кэмерон по той же причине отложил на 10 лет и съемки следующих двух частей «Аватара». Поэтому сейчас даже страшно представить, чем на этот раз режиссер удивит зрителей.

«Безумный Макс: Дорога ярости» (2015)

Завершающей картиной нашего сегодняшнего краткого обзора стал постапокалиптический боевик «Безумный Макс: Дорога Ярости», представленный миру режиссером Джорджем Миллером в 2015 году.

Следует отметить, что несмотря на всю необыкновенную фееричность происходящего на экране, на самом деле в этой картине было использовано минимальное количество компьютерной анимации. Львиную же долю работы взяли на себя каскадеры, а также художники-дизайнеры, специально для съемок спроектировавших и создавших более 100 концептуальных средств передвижения.

Таким образом, по признанию создателей последнего на сегодняшний день фильма о безумном Максе, более 90 % всех спецэффектов в картине составляют реальные трюки, осуществленные настоящими, а не нарисованными актерами и каскадерами.

Комментарии