Большой сюжетный потенциал, но подкачала реализация: каким получилось детское фэнтези “Пираты галактики Барракуда”

Вслед за фильмом “Сто лет тому вперед” и другими попытками российских кинематографистов создать фэнтезийное кино для юной аудитории по своим, а не западным лекалам в прокате появилась картина под названием “Пираты галлактики Барракуда”. Возможно, одно только название вызовет некий диссонанс: пираты, космические вселенные, морские хищные рыбы… Как все это уместилось в одном фильме? Все ли хорошо с детской фантастикой и можно ли ее назвать семейным кино? Попытаемся разобраться, какими получились “Пираты…”.

Кто, если не школьники?

Начать стоит с задумки. Сюжет фильма “Пираты галактики Барракуда” достаточно тривиален и не заставляет прикладывать особых усилий, чтобы разобраться. Оказывается, Барракудой называется не рыба, а далекая галактика, откуда на нашу землю прилетает космический пират (Борис Дейков). Чтобы не вызывать подозрений, он маскируется под видом школьника Мити. Отправить сообщение своей команде получится, только разыскав ретранслятор, оставленный где-то на земле очень давно. Но земное путешествие Мити начинается со знакомства с Кристиной и Колей (Полина Гухман и Алексей Онежен). Новоиспеченные друзья знакомят космического гостя с устройством жизни, а сами не могут признаться друг другу в чувствах. Теперь уже всем вместе им предстоит убегать от инопланетных преследователей (Лукерья Ильяшенко и Юрий Колокольников), а заодно спасать землю от угрозы вселенского масштаба.

Хитрости маркетинга

Современная индустрия развивается достаточно быстро, не забывая при этом о семейной аудитории. Вообще, семейное кино остается таким жанром, от которого практически невозможно остаться в минусе. Во-первых, поход детей с родителями в кинотеатр обеспечен, во-вторых, всегда можно снискать одобрение у окружающих: мол, для кого еще снимать, как не для подрастающего поколения? Однако на деле получается иначе. “Пираты галактики Барракуда” – обычное детское кино в жанре фэнтези. Плохого в этом ничего нет, вот только никаких изысков ждать не стоит: фантастика очень проста, динамики повествования практически нет, отдельные эпизоды заранее ожидаемы и вызывают скуку.

К сожалению, авторы фильма “Пираты галактики Барракуда” не особо заморачивались: приключений, от которых невозможно оторвать глаз, здесь нет. Отсутствует юмор, а смешные эпизоды можно пересчитать по пальцам. Если картина создавалась для 10-12-летних школьников, то и здесь большой промах: экранные проблемы воспринимаются такими детскими и несерьезными, что не вызывают зрительского интереса. Задачи, которые решают персонажи, мог бы решить и зритель более младшего возраста. Наконец, для родителей в фильме нет ничего, за что можно было бы зацепиться.

Очень странные персонажи

Создатели попытались привлечь зрительское внимание через исполнителей главных ролей. Актеры “Пиратов галактики Барракуда”, играющие каждого второго (положительного или отрицательного) персонажа, – известные лица. Но как бы мгновенно ни трансформировались Ильяшенко и Колокольников в змеелюдей, как бы ни ворковали Софья Лебедева и Роман Курцын, как бы ни блистали молодые таланты Гухман и Онежен – ничего не помогает спасти фильм, который в первые минуты кажется беспомощным. Экранные монстры получились вовсе не страшными, а весь “ужас” от этих персонажей ограничивается клацаньем вставных зубов.

Возможно, актеры “Пиратов галактики Барракуда” и хотели как лучше, но их игру сложно назвать серьезной: она больше смахивает на кривлянье в детском саду - нелепые гримасы, непонятный грим и странные телодвижения. Злодеи почти не разговаривают, однако много говорит (грубым басом) Митя, в которого вселился космический пират. Его авторы создают этаким старшим товарищем для остальных, более смышленым и менее нравоучительным. Митя остается единственным из всего состава, кто вызывает положительные эмоции.

А вот отдельные персонажи так и хотят попасть в число тех, кто отталкивает. Например, героиня Лукерьи Ильяшенко. Она без стеснения целует школьника, а уходит от него прыжком в окно – поистине странный, а главное, сомнительный эпизод, учитывая детскую направленность.

“Главное – ничему не удивляйтесь”

Эту фразу произносит главный герой, но она как бальзам на душу действует на зрителя: действительно, удивляться нечему, нужно просто смотреть. Неизвестно, какими идеями руководствовались сценаристы фильма “Пираты галактики Барракуда” (2024), но зрелищного экшена на экране нет. Для героев будто создана непонятная реальность с неестественными декорациями на заднем фоне, и в этой реальности всем персонажам предстоит провести полтора часа экранного времени. Сцены перемещения между порталами можно было придумать интереснее, тем более современные технологии достаточно к этому располагают. В своих отзывах зрители жалуются на плохую прорисовку антагонистов, о которых ничего не известно кроме того, что они просто появляются на экране. Второстепенные персонажи, тоже относящиеся к числу врагов, предстают какими-то клонированными, непонятно откуда возникшими существами, которых нашей молодежи также придется одолеть. Взять, к примеру, стражей теней. Это только название, а подобранные на эту роль бабушки в платках одновременно и отталкивают, и смешат.

Слабости сценария

Вообще, можно было бы немного увеличить экранное время и дать хоть краткую, но предысторию. А так, действия персонажей непредсказуемы, их мотивы неизвестны, действие вокруг воспринимается картонной декорацией. Авторы фильма “Пираты галактики Барракуда” преподносят сюжетные ходы хаотичными рывками: разбираться, в чем тут дело, совершенно не хочется. Кино, особенно детское, должно увлекать, однако на деле сюжет путает зрителя.

Зато можно встретить кажущиеся надуманными и смешными трудности, с которыми сталкиваются герои. Придумать, как эти трудности разрешить, не составляет труда. Финал ожидаемо обещает хеппи-энд: все получат счастье и силы, чтобы справиться с препятствиями.

Еще одна попытка добавить в картину ностальгии возлагается на песню “Земля в иллюминаторе”. Она звучит часто и явно адресована старшему зрителю, поскольку юная аудитория вряд ли знакома с композицией. “Пираты галактики Барракуда” при желании могут получить задел на вторую часть, но захотят ли этого зрители?

Все-таки для детей

По зрительским отзывам, “Пираты галактики Барракуда” - фильм исключительно для детской аудитории. Юные зрители найдут много интересных вещей: яркая картинка, редкий юмор с молодежным сленгом, космические корабли и пираты, приключения в виде погонь, герой-хулиган. И наконец, бабули-инопланетяне, которые вызовут у детей смех. Сюжет покажется нескучным, поскольку дети не будут разбираться в тонкостях сюжетных линий.

А вот для взрослых фильм “Пираты галактики Барракуда” не подходит. При достаточно неплохой идее, когда галактический разбойник отправляется на землю для “работы над ошибками” и попадает в вереницу приключений, реализация идеи не удалась. Как и актерская игра: Борис Дейков профессионально балансирует между прилежным школьником и хулиганистым пиратом, но ему следовало бы лучше поработать над эмоциональной составляющей. Впрочем, большинство сегодняшних юных актеров переигрывают.

Стилизация и привет из прошлого

Создатели признавались: с одной стороны, “Пираты…” возвращают к советской фантастике, с другой – представляют этакий современный визуальный аттракцион. Отдавая дань советским картинам жанра, авторы совместили стиль и время. Например, космический корабль превратился в уютный лесной домик с “космическими штучками” внутри – чайником, холодильником, креслом-качалкой, которые на деле оказываются составными частями межгалактического транспорта. Очевидно, что подобные детали сценаристы продумали досконально, и это, несомненно, заслуживает похвалы.

Смотреть или нет – вот в чем вопрос

Упомянутый выше лесной домик – этакий портал между мирами, и как метафорический образ он заслуживает упоминания. Подобные элементы наполняют общую картину объемом и потенциалом, но при этом их реализацию сложно назвать адекватной. К сожалению, в фильме “Пираты галактики Барракуда” (2024) много неадекватности. Это признак не хорошего кино, а незаурядного. Главное – какую задачу ставили перед собой создатели.

Комментарии