Фильм “Анора”: история любви с большими надеждами. Каким получился победитель Каннского фестиваля

Для отечественной киноиндустрии известие о том, что фильм “Анора” (2024) победил на Каннском фестивале, стало поистине головокружительной новостью. Недавно его показали на фестивале “Маяк”. Режиссер Шон Бейкер отвел в картине место романтике и любви, приправив изрядной порцией криминала, но критиков удивило другое: как он сумел показать уровень жизни богатых и бедных выходцев из СССР, в деталях вырисовывая постсоветские типажи? История успеха и зрительского признания фильма “Анора” – в этой статье.

Извечная тема

Фильм рождает одновременно много сравнений. Если совсем коротко, то это современная “Красотка”, но без счастливого финала. Сама по себе “Анора” смотрится бодренько, и на том спасибо сюжету. В центре повествования – зародившиеся из случайного знакомства отношения местной стриптизерши Аноры (Майки Мэдисон), называющей себя Эни, и наследника российского бизнесмена Вани (Марк Эйдельштейн). Молодые влюбленные, еще такие неопытные в вопросах отношений, надеются на серьезное будущее, но отец главного героя (Алексей Серебряков), прежде всего из-за соображений финансовой безопасности, не хочет допустить, чтобы сын взял в жены такую девушку. Он отправляет к сыну своих верных “шестерок”, людей армянского происхождения, которые гоняются за парочкой по всему Нью-Йорку. На экране, кстати, мы встретим немало русских и армян.

Как покорить девушку

Сюжет достаточно банален и тривиален. 23-летняя Анора живет в бедном квартале и зарабатывает на жизнь стриптизом. Появление в клубе Вани, который зашел весело провести время, меняет привычный уклад героини. Она перебирается к нему в особняк и теряет голову от роскоши, к которой всегда стремилась. Ваня буквально покупает девушку за большие деньги в обмен на неделю совместной жизни. За это время герои понимают, какие чувства их связывают.

Сюжет “Аноры” не останавливается на мелодраматической составляющей, на самом деле посыл гораздо глубже. Фильм поднимает вопрос социального неравенства: Ваня знает, что отец мечтает вернуть его в Россию и пристроить в свою компанию, но хочет остаться в Штатах, уверенный, что сам сможет заработать себе на жизнь. Здесь Ваня предстает двуликим персонажем: с одной стороны, с набитыми деньгами карманами он вальяжно себя ощущает, с другой – он готов от этих денег отказаться, только бы не иметь дело с контролирующим его отцом. Ваня делает предложение Аноре в том числе для того, чтобы получить американское гражданство – слабая, но все же надежда, чтобы не возвращаться домой.

Что до Аноры, какой бы плохой она ни казалась со стороны из-за рода своей деятельности и какие бы чувства и иллюзии ни питала в отношении Вани, ее мотивы просты – вырваться из унизительного положения и попытаться построить нормальное будущее, не связанное со стриптизом и любовью за деньги.

Между “Золушкой” и “Красоткой”

Бедная стриптизерша из бруклинского клуба и принц на белом коне – главный конфликт фильма “Анора”. Режиссер дает возможность зрителю порассуждать, имеют ли право главные герои быть вместе и получится ли у них искреннее, счастливое будущее, как когда-то было с героями Джулии Робертс и Ричарда Гира. Шон Бейкер не скрывает, что использовал “Красотку” в качестве основного референса, а внимательные зрители могут найти совпадения. Неделя вместе с Анорой стоит Ивану 15 тысяч долларов. Он говорит, что готов заплатить и 30, а она согласилась бы побыть с богатым ухажером и за 10. Подобные диалоги звучали и в “Красотке”.

Режиссерское виденье

С другой стороны, налицо явные отличия. Гэрри Маршалл взялся создал романтическую сказку, где любовь преодолевает все трудности, включая осуждение общественности и социальные барьеры. Шон Бейкер во всех своих фильмах делает главными героями представителей низших слоев общества, снимая настоящее, реалистичное кино, без хеппи-энда. Действительно, за тридцать лет, прошедших с выхода “Красотки”, многое изменилось – от представлений о любви до самого мира.

Для режиссера “Анора” не стала исключением: он представил оптимистичный взгляд на жизнь, но финал сделал совсем не счастливым. У любви есть срок годности, ведь деньги и власть способны задавить любое чувство, а неравный брак можно легко аннулировать. Родителей Вани можно понять: они не хотят, чтобы сын губил будущее. Ваня держится молодцом и даже борется за право выбирать ту любовь и те отношения, которые считает нужными. Герою Ричарда Гира повезло больше: он был достаточно взрослым, состоявшимся мужчиной, чтобы не слушать кого-то еще.

Штампы о русских

И хотя главные герои говорят на двух языках достаточно, чтобы понимать друг друга, отсылкам к русскому происхождению Вани режиссер уделяет большое внимание. Про его отца ничего не известно, кроме того, что он неприлично богат – собственно, “этого состоятельного русского” достаточно для общей картины. Персонаж Эйдельштейна отражает знакомого представителя золотой молодежи, но с большим масштабом: даже живя за границей, Ваня прекрасно знает, как бросаться деньгами налево-направо.

“Шестерки” олигарха, призванные вырвать Ваню из лап коварной девицы, местами выглядят карикатурно: они не угрожают оружием, но достаточно грозные на вид, если нужно напугать собеседника. Прослеживается некая насмешка режиссера над над решением вопросов “по понятиям”. При этом “шестерки” не прорисованы детально и попросту взяты как собирательный образ из отечественного криминала 2000-х вроде “Жмурок” и “Бумера”.

И наконец, в фильме “Анора” много русских, которые живут в Штатах и часто… действуют не по закону. Видимо, это еще один способ карикатурно изобразить наших соотечественников за границей, когда герои говорят на ломаном английском или сталкиваются в забегаловках. При этом каждый живет по-своему: одни пашут, другие тратят украденные деньги.

Немного юмора и комичности

Фильм “Анора” с первых кадров распадается на две главные сюжетные линии. Если первая часть посвящена зарождению отношений главных героев, то во второй начинаются погони с приключениями. А вот анекдотическими ситуациями наполнен весь фильм, что превращает его в чистую комедию: какие-то забавные эпизоды "догонялок", попыток связать ноги Аноры телефонным проводом, отчаянные поиски Вани по всем местным клубам. Не стал режиссер изобретать велосипед, когда дал возможность Ване и Аноре пожениться, выбрав Лас-Вегас (а что же еще?) – место, где все случается из-за необдуманности. А вот погода стала украшением: в фильме она меняется часто, символизируя разные настроения главных персонажей.

Вообще “Анора” (2024) балансирует на грани комедии и ироничности благодаря приключениям русских и армян. Стоит согласиться, немного утомляет. Даже бойкие сцены под динамичную музыку ближе к концу не спасают.

Все дело в харизме

Актеры “Аноры” – главное украшение фильма. Сыгравший второстепенную, но яркую роль Юра Борисов был давно знаком с режиссером. Именно он убедил Шона Бейкера рассмотреть Марка Эйдельштейна на главную роль. Звезда свежей “Фармы”, по признанию режиссера, очень понравился и точно подошел под типаж персонажа. “Анора” имеет все шансы попасть в оскаровскую гонку и стать фаворитом церемонии 2025 года. Если так, то карьера Эйдельштейна выйдет на международный уровень.

Анору сыграла 25-летняя Майки Мэдисон: из известных проектов начинающей актрисы можно выделить пятый “Крик” и тарантиновский “Однажды в… Голливуде”.

С верой в любовь

Какой бы разной ни получилась “Анора”, прежде всего это история о простой девушке с большими надеждами на лучшую жизнь. Картина прекрасно демонстрирует, как непросто выбраться из социальных низов. Картина слегка затянута, не отличается оригинальностью, но большей частью веселит. Зрительские отзывы об “Аноре” отмечают, как сюжет медленно, но точно движется к развязке, не обещающей стать счастливой. Фильм интересно смотреть, но сразу после титров он забывается.

Комментарии