Робкая надежда, вечная дихотомия добра и зла и заслуженное счастье: какой получилась социальная драма “Филателия”
Фильм “Филателия” был признан победителем на последнем фестивале “Окно в Европу”. Зрители встречали его оглушительными аплодисментами, а критики оказались менее активны и высказали свое “против”. Картину можно охарактеризовать как холодное драмеди, но с обязательной надеждой на чудо – по крайней мере, такой постаралась ее представить режиссер Наталья Назарова, выступившая также сценаристом. Наталья, кстати, в профессии далеко не дебютантка и признается, что “Филателия” для нее личный проект – прежде чем снять фильм, она несколько раз получала отказ в финансировании. Разбираем, какой получилась выстраданная картина.
О чем история
Сюжет рассказывает о жизни в приморском городке с холодными просторами Крайнего Севера. Яна работает в почтовом отделении, выполняя непыльную работу. Она страдает ДЦП (удивительно, но в фильме об этом не говорится, зрители узнают о болезни героини сами), привыкла к одиночеству и не ждет понимания от окружающих. В свободное время она перебирает коллекцию марок, к которым ее приручил уехавший из этих мест отец. Любовь к маркам приводит ее в клуб филателистов, но и это занятие, кажется, не приносит никакого удовольствия. Однажды на почту заглядывает моряк Петр и начинает проявлять к ней чувства. Вскоре объясняется причина такого отношения: он когда-то сам потерял дочь с аналогичным диагнозом, потому искреннее пытается сделать счастливой хотя бы Яну, которая с его появлением начинает замечать перемены вокруг.
Маленький человек с большой душой
Зрительские отзывы о “Филателии” говорят о параллелях, найденных в персонажах классической литературы. Да, Яне хочется только посочувствовать, но автор не ставит это первоочередной целью. Героиня, кажущаяся действительно странной сотрудницей почты, не воспринимается юродивой страдалицей. В этом видится брошенный миру вызов: она такая же, как все остальные, и проблемы со здоровьем не должны волновать ни ее, ни тем более окружающих. Героиня не стесняется сдавать сдачи, когда ее обижают словом и готова сразу броситься в атаку. Но все это она делает не потому, что “не такая”, а потому что никакие снисхождения ей не нужны.
Такие странные дела
Автор “Филателии” показывает банальную истину – стоит только немного влюбиться, как изменения проявляются налицо. Едва Петр заводит общение с Яной, она начинает улыбаться, забывая обо всем на свете: об уехавшем отце, которого она в глубине души – как когда-то ее мать – продолжает ждать, и о любимых марках, бывших до этого момента своеобразным побегом от реальности. Марки не просто так вписаны в сюжет и особо значимы для героини. Они – напоминание о прошлом, связь с предшественниками и возможность увидеть и дофантазировать удивительные истории. Оба главных персонажа несут шлейф прошлого, но, встретив друг друга, еще больше не хотят оглядываться назад. На экране удивительно тонко показано, с какой надеждой они начинают смотреть в будущее.
Другая любовь
Так же удивительным становится то, как чужое счастье привлекает внимание окружающих. Коллега Вера буквально кипит от злости, почему морячок выбрал не ее, а чудаковатую Яну? Но счастье Пети и Яны насколько сильно, что они попросту не замечают никого вокруг.
Впрочем, их “счастье” может действительно показаться странным. Зрителям не предлагаются ни объятия, ни поцелуи, ни любая страсть, и становится понятно, что автор не говорит о физическом проявлении любви. Перед нами история любви, состоящей исключительно из заботы и уважения. Всегда ли для подобных чувств нужна страсть, и могут ли в данном случае ее проявить главные герои? Автор “Филателии” уходит от мелодраматических канонов и не старается “вписаться” в жанр, словно говоря, что само возникновение чувств в этих холодных краях уже есть чудо. Красивые уличные природные пейзажи и серые внутренние интерьеры отлично демонстрируют “светлое” и “темное”. Яна и Петр – родственные души, готовые лечить раны друг друга.
Жизнь не всегда серая
Фильм “Филателия” (2024) поднимает социально важные темы, практически лишен юмора и открыто бьет по обнаженным ранам. В какой-то момент понимаешь, что героиня только и делает, что отбивается от насмешек и унижений. Яне приходится не жить, а существовать в отделении почты, похожим на маленькое общество: здесь все подчинено правилам антагонистки Веры, которая по началу может показаться порядочной. Вера – отдельный омерзительный персонаж, необходимый для движения повествования. Автор разбирает проблемы общества в его уменьшенной копии – почтового отделения, где отсутствуют такие базовые понятия, как взаимопонимание и уважение. Но зло не может править вечно, автор “Филателии” щедрым добавлением в сюжет Петра разгоняет тучи, превращая женскую влюбленность в светлое и самое яркое пятно серой жизни.
Манипуляции со зрителями
Когда авторы наделяют главных героев физическими особенностями, кино априори превращается в воздействие на зрителя. Это обязательно должно быть доброе кино, где происходящее на экране имеет прямое отношение к реальности, но вовсе не означает, что у фильма должен быть хэппи-энд. Режиссер “Филателии” не побоялась “замахнуться” на высокие мечты и рассказать счастливую историю любви, похожую на сказку: девушка с ДЦП встречает принца на белом коне и выходит замуж. При всем негативе со стороны окружающих, персонажи не кажутся бедными людьми – напротив, это тонкие, чувственные, ранимые, многогранные образы. Да, они обижены на жизнь, замкнуты, но не перестают быть людьми.
В поисках светлых сторон
Разве хочется смотреть кино без хэппи-энда, особенно для людей, которые изучены жизнью, но не перестали ее от этого любить? На примере главной героини “Филателия” (фильм, 2024) громко и без стеснения говорит о том, что мечтать и надеяться где-то в глубине души нужно, а стыдиться поиска чего-то светлого – ни в коем случае. Возможно, неспроста автор сделала героиней “девушку с болезнями”, намекая на то, что у таких людей стоит поучиться внутреннему стержню. Яна похожа на Ассоль, смирную и преданную, живущую в угнетающем пространстве. Пусть с большой долей наивности, но она всем своим видом как будто говорит, что не стоит опускать руки, и рождает лирическую, трогательную сказку, в которую зритель имеет право поверить.
Право заслуженной любви
Но какой бы жизнеутверждающей не казалась эта сказка, “Филателия” ни на минуту не забывает о правдивой реальности, где главная героиня олицетворяет собой не повсеместное добро, а озлобленный на мир персонаж. Она пытается доказать себе и остальным, что не является “инаковой”, но это все равно сохраняет за ней ярлык изгоя. Окружающие не пытаются начать воспринимать ее иначе, а вместо этого от всего сердца сдабривают Яну жалостью и презрением. Найти компромисс с обществом не удается. Автору ничего не остается, как наградить девушку встречей с принцем, который должен и обязан унести ее в светлое счастье. Достаточно ли раскрылась героиня, чтобы Петр увидел ее внутренний мир? Скорее, оправданием любви к девушке с ДЦП остается трагическая предыстория самого моряка.
К какому финалу приведет эта история? Автор “Филателии” намеренно отзеркаливает судьбы главных героев, когда выясняется, что Петр страдает такой же болезнью. И снова посыл к зрителям – по-настоящему любить и ценить могут люди, столкнувшиеся с приближением смерти, пока все остальные в этом промозглом городке продолжают наслаждаться равнодушием.
Актеры “Филателии”
Алина Ходжеванова и Максим Стоянов на фестивале “Окно в Европу” были “особенно” упомянуты жюри. И вполне заслуженно. 38-летняя актриса если не совершила подвиг, то проделала огромную внутреннюю работу в создании сложного образа одновременно наивной и обиженной героини. Получившийся ее стараниями образ напоминает героиню печальной сказки, которая могла произойти только на просторах русского Севера. Многие критики и зрители единогласно называли Алину главным украшением и открытием фильма. Что до Стоянова, если в начале фильма он дает намек на образ “простака с похмельными проблемами”, то к концу очевидна его трансформация. Он очарователен, харизматичен и привычно хорош.
Необходимое кино
Фильм “Филателия” (2024) – почти сказочная, но очень реальная и душевная история, когда сперва переживаешь унижение и муки в будничной серости, а затем как вознаграждение получаешь любовь, заслуженную в лучших традициях доброго кино. Картина обаятельна, честна, открыта, радует четкими диалогами и демонстрирует противоположные полярности быта и нравов героев, от чего по очереди хочется смеяться и грустить.
Несомненно, благодаря сценарию, чуткой режиссуре и актерам, фильм “Филателия” обладает целебной силой. Он напрочь лишен фальши и умудрился не превратиться ни в чистую сказку, ни в беспросветную драму.