Непростой, но понятный поступок: каким получилось “Мужское слово” с Павлом Прилучным
В прокате появился долгожданный релиз братьев Андреасян под названием “Мужское слово”. Драма об отчаянных попытках безутешного отца спасти своего сына для многих зрителей станет слезоточивой историей, от самого фильма не следует ожидать никакого экшна, а Павел Прилучный просто поражает своей глубокой, драматичной игрой. Зрители признаются, что фильм получился манипулятивным и не везде убедительным. Давайте узнаем, так ли это.
Истории из жизни
Сарик Андреасян любит экранизировать подлинные истории, произошедшие с реальными людьми. История “Мужского слова” основана на реальных событиях 10-летней давности, когда в техасском городке Джордж Пикеринг взял в заложники врачей, лечивших его находящегося в коме сына. Фильм не привносит ничего кардинально нового, большей частью попросту перенимая сюжет. Из оригинала взята только завязка. Это адаптация реальных событий, подогнанная под современные условия. А поскольку вряд ли российские зрители детально знакомы с американской трагедией, можно считать, что с сюжетом мы сталкиваемся впервые.
Параллели истории
Илья (Марк Андреасян) находится в коме. Его отец Андрей (Павел Прилучный), инженер по технике безопасности, не готов принять решение лечащего врача отключить ребенка от аппарата, позволяющего поддерживать жизнедеятельность. Отчаявшийся отец предлагает деньги и просит врача подождать, но врач ссылается на официальные источники и отказывает. Андрей решает забаррикадировать палату с сыном, а заодно взять в заложники врача и медсестру. Когда-то он пообещал, что спасет его, и теперь свое слово нужно сдержать.
Возвращаясь к оригинальной истории, стоит сказать, что желание помочь сыну не “прошло зря”: мальчик действительно очнулся и даже сжал руку отца. Увидев признаки жизни, врачи отменили решение и не стали отключать пациента от аппарата. За свои действия отец все же понес наказание, но разве оно могло сравниться с тем, что его сын подал признаки жизни? За решеткой отец провел менее года и вернулся домой.
Небезразличные лица и герои-пустышки
Одна из центральных героинь, оказавших влияние на главного героя – медсестра Ирина в исполнении Анастасии Крыловой. Она неравнодушна к трагедии, а персонаж Прилучного неожиданно признается, насколько ему важно, чтобы именно она поняла его действия. Здесь “Мужское слово” как будто забывает дать зрителю больше информации – почему Андреем выбрана именно медсестра, остается загадкой. Девушка лишь однажды оказала услугу, разрешив остаться в ординаторской, больше точек соприкосновения у персонажей нет. Роль медсестры на этом не закончена: она еще проявит себя в финале, когда станет посредником между главным героев и силовиками, призывающими снаружи к мирному разрешению ситуации.
Лечащий врач (Игорь Черневич) – персонаж, про которого можно сказать, что он живой. Он искренне пытается понять Андрея, во время захвата больницы держится героически и даже подставляет себя под дуло пистолета.
То, что осталось за кадром
Зрительские отзывы о “Мужском слове” с сожалением признают, что авторы не до конца раскрыли характер главного героя. Перед нами выступает обезумевший от горя отец, который в порыве готов схватить пистолет, его отчаяние и отчаянный шаг можно понять. Но ничего другого зритель о нем не знает – чем он живет, что еще любит, помимо сына? Андрей становится безликим персонажем, метящим на статус героя, но никакой многогранности в нем не наблюдается. С другой стороны, возможно авторы намеренно показывают его с ракурса единственного желания – любыми способами спасти сына. Чувство вины за произошедшее у Андрея также отсутствует.
Пафос и предсказуемость
“Мужское слово” (фильм, 2024) проходит на одной волне. Большинство сцен разыгрываются в больничной палате, сюжет не включает ни динамики, ни неожиданных поворотов, дальнейшие сцены можно предугадать, а сама картина в целом похожа на проходной телевизионный сериал. Все зрительское внимание посвящено борьбе за жизнь мальчика, но история полностью статична – не хватает резких движений, важных диалогов, запоминающихся сцен.
Зрительские отзывы о фильме “Мужское слово” отмечают необычный кинематографический прием, которым воспользовались создатели. Камера часто поднимается над кроватью с юным героем, а над сидящим рядом отцом меняется свет. Что хотели этим сказать создатели? Подготовить зрителя к новой трагедии?
Драматургия “Мужского слова” поддерживается старательной игрой Прилучного, а вот звучащая закадровая музыка никак не способствует накалу страстей. Напротив, она звучит громко, ошибочно, безостановочно, и кажется, совершенно не попадает в тон того, что происходит на экране. К примеру, когда Прилучный демонстрирует злость, мы слышим мелодичные переливы, забирающие зрительское внимание. Очевидно, неоправданный ход, который ничего кроме раздражения не приносит.
Сюжетные ходы и развязка
Если добрая половина “Мужского слова” посвящена палатным сценам и страданиям отца, то на середине вводятся новые персонажи, и подобное переключение внимания на второй план кажется лишним. За дверями появляется группа захвата и переговорщик, призывающий сложить оружие. Разговоры персонажей, больше похожие на дискуссию, длятся неимоверно долго, при этом сами персонажи никак не раскрываются и выполняют исключительно второстепенную функцию.
Из заданного в начале темпа душевной, глубокой драмы фильм “Мужское слово” сваливается в быстро растворяющийся трагизм. Приближающийся финал оставляет зрителю два главных вопроса – поправится ли мальчик и что станет с отцом, но сама концовка больше напоминает боевик из 90-х. Протагонист Прилучный, который оказывается ранен, последние силы бросает на заключительную речь, отдающую пафосом. Кстати, обещание отца, давшее фильму название, зрителю забыли показать.
Но именно финал, где мальчик шевелит пальцами, призвано вызвать зрительскую слезу – одна только эта сцена своим наличием перекрывает все остальное. Определенно на подобный эффект рассчитывали создатели, чтобы не лишать зрителей слегка приторно-сладкого хэппи-энда.
Прилучный вытаскивает фильм
Говоря об актерах “Мужского слова”, никого, кроме Прилучного, выделить не получается. Весь фильм держится исключительно на нем, его персонаж проходит огромную внутреннюю трансформацию, чередуя образ заботливого отца с обезумевшим террористом, полным обиды, злобы, страха. За эту роль Прилучного по праву можно назвать хорошим актером – благодаря ему зрители пережили полный спектр человеческих эмоций. Визуально Прилучный-отец неплохо смотрится с экранным сыном Марком Андреасяном, но сказать что-то большее о сыне режиссера нельзя – он только начинает свой актерский путь. Остальные персонажи, к сожалению, при всем сюжетном драматизме ничего кроме каменных лиц не продемонстрировали, хотя врачи могли быть показаны более душевнее.
Отличное кино?
Фильм “Мужское слово” (2024) – несомненно, трогательная история, облеченная в психологический триллер с перестрелками, заложниками и личным безумием. При всех своих недостатках вроде сцены, когда отец без проблем проносит через охранный пост оружие, фильм получился достаточно напряженным и эмоционально насыщенным. Возвращаясь к трансформации главного героя, о которой говорилось выше, стоит отметить и обратное: Андрей сам загоняет себя в ловушку, спускаясь вниз в беспросветный подвал.