Поиски любви, жизнь в сталинскую эпоху и красота, которой все прощается: разбираем новый фильм “Любовь Советского Союза”

В прокате появилась свежая работа создателей “Союза спасения” – историческая драма “Любовь Советского Союза” (кстати, один из режиссеров – сын Владимира Высоцкого Никита). Картина уносит зрителей в эпоху становления 30-х, на фоне которой молодая актриса превращается во всесоюзную звезду. Она пытается успевать радовать новыми ролями, появляться на публике, строить личную жизнь и вместе со всеми переживать непростые времена. В ее судьбе часто появляется великодушный и мужественный товарищ Сталин, которому в картине отведена роль четвертого главного персонажа.

Любовь и испытания

Коллективизация, индустриализация, открытый сталинский призыв – вот основные составляющие 30-х годов прошлого столетия. Это время ознаменовалось возможностями, которыми при хорошем раскладе и грамотном подходе многие успели воспользоваться: курсанты получили продвижение по службе, малоизвестные или начинающие творческие личности обзавелись квартирами и госпремиями. Галина Лактионова (Ангелина Стречина) – собирательный образ актрисы того времени – начинающая звезда театра, которая еще вчера жила в коммуналке, а сегодня блистает во всей красе.

Ее успеху фильм “Любовь Советского Союза” отводит главное сюжетное повествование. Легко ли было в те годы стать народной любимицей или без связей не обходилось? Не все главную героиню любят; с начальством у нее возникают перепалки, а сверстники откровенно завидуют. Виной всему – связь ее матери (Алена Бабенко) с “врагом народа”.

Все меняется после встречи с летчиком-испытателем Анатолием (Кирилл Кузнецов), который любим Сталиным (Александр Устюгов – в пластическом гриме его не узнать!) за выдающиеся успехи. Так и Галя становится объектом обожания, входит в светскую жизнь, катается на роскошных (на сегодняшний день – уже ретро) автомобилях. Однако возлюбленный погибает, и восполнить потерю не удается ни народной любви публики, ни успешной карьере. Встреча с драматургом Кириллом Тумановым (Роман Васильев) дает слабую надежду на новое счастье, но и он уходит на передовую корреспондентом, как только начинается Великая Отечественная.

Кино для большого проката

Первое, на что хочется обратить внимание – “Любовь Советского Союза” (фильм, 2024) максимально переносит в сталинскую эпоху. Видно, что создатели работали долго и скрупулезно. Главным продюсером выступил Константин Эрнст, который изначально обещал художественную интерпретацию той эпохи. Роскошь и дороговизна видны невооруженным глазом повсеместно: от костюмов персонажей до архитектурных экспериментов столицы. Москва с ее улочками и трамваями оживает в каждой сцене, хочется поставить на паузу, чтобы детальнее перенестись на экран, но авторы не щадят зрительских сердец: они меняют сцены слишком быстро, запуская динамику развития.

В этом плане интересен подход к съемкам: создается впечатление, что при монтаже авторы выбрали неудачный формат, когда мы видим на экране слишком много меняющихся зарисовок. Это обусловлено параллельным созданием 8-серийного сериала, который, скорее всего, появится в эфире Первого канала. Но даже за двухчасовой хронометраж в фильме “Любовь Советского Союза” показано много любопытных мелочей: например, как совещаются высшие чиновники, как кипит закулисная театральная жизнь и жизнь на съемочной площадке, как уставшие сидеть в окопах офицеры готовы дать слабину.

Образы из прошлого

Авторы сразу говорят: точных попаданий в реальных людей нет. Каждый персонаж – собирательный образ. Знающие историю советского кинематографа найдут схожесть Галины с биографией Валентины Серовой. Актриса трудилась в Театре рабочей молодежи и стала всенародной любимицей после комедии “Девушка с характером”. В прототипе летчика можно увидеть отсылку к Валерию Чкалову, а драматург схож с советским режиссером и писателем Константином Симоновым.

В фильме “Любовь Советского Союза” появится Софья Эрнст – куда же без главной “сталинской блондинки” Любови Орловой? Как дань советским фильмам станут позаимствованные сцены из “Баллады о солдате” и “Я шагаю по Москве”, но в любом случае не стоит считать экранные события исторически верными.

Милый рулевой женского сердца

Фильм вмещает столько событий и сюжетных линий, что выделить главного героя сложно. Скорее есть героиня – актриса с бесконечной чередой сложностей и испытаний, которые авторы делают фоном, на котором гремит война. Главная героиня фильма “Любовь Советского Союза” представлена невероятной красоты женщиной, от которой все и каждый сходят с ума: где бы она не появлялась, с кем бы не встречалась, в нее обязательно кто-нибудь да влюбится. Вероятно, авторы неспроста подчеркивают внешние данные героини, словно говоря: даже после всех страданий и трудностей она остается такой же народной любимицей.

Зрительские отзывы о фильме “Любовь Советского Союза” отмечают поток мужчин, влюбляющихся в Галину, имена которых не хочется запоминать. При этом все любовные истории кажутся слащаво-сахарными, с обязательными признаниями в любви и чувственными вздохами. Не хватает глубины, но почему-то авторы делают упор именно на красоту: увидел и сразу влюбился. Но не стоит считать главную героиню легкомысленной: мужчин в ее жизни, которых она действительно любила, было несколько.

Приятная сказка

Проработанный в каждой детали визуал показывает коммунистическую утопию, когда красивым людям прощается многое, по улицам роскошной столицы колесят кабриолеты, а над головами рядом с проплывающими дирижаблями проносятся храбрые пилоты – гордость и честь страны. “Любовь Советского Союза” (фильм 2024 года) демонстрирует настоящих героев, которые любят свою страну, в то время как и авторы облагораживают те времена и происходящее на экране так, что иногда получается излишне сладко.

Даже Сталин с интересом вовлекается во все жизненные трудности героев – насколько в это можно поверить, решать каждому зрителю. Однозначно одно – создатели показывают красоту “с прикрасами”, рождая некую сказку, которую приятно смотреть. Даже образ Сталина создан с учетом всех кинематографических штампов, используемых на экране. Разве персонаж такого масштаба должен выглядеть как-то иначе?

Лучшая партия?

Отзывы о “Любови Советского Союза” отмечают отсутствие в фильме… чувственности. Да, у Галины есть кавалеры, метящие на звание главного бойфренда, но их отношения кажутся случайностью или зависимостью. Не хватает искренней любви между ними, сюжет больше говорит о процессе поиска любви, а не о результате.

В какой-то момент хочется поверить, что отношения сложатся с драматургом Тумановым, что эта любовь поможет ему творчески раскрыться, что вдохновленный ею, он создаст свои лучшие стихотворения (или даже более серьезные вещи). Вспомнить хотя бы сцену отправки Туманова на фронт, когда он просит Галину ждать его, и она обещает дождаться.

Возможно, Туманов – лучший претендент на ее сердце. Она мечтает о своем принце, и он в какой-то степени им становится. Он создает свое трогательное “Жди меня, и я вернусь”, а Галина слушает его голос на другом конце страны. Но авторы не дают продолжения, а как будто обрывают этот аттракцион романтических открытий и признаний.

В Союзе никогда не расстаются

Говоря о реальных прототипах, стоит заметить, что в жизни писатель Симонов расстался с актрисой Серовой, оставив посвящения ей только в “Жди меня”. Было несколько других стихотворений, написанных для нее, но имя этой женщины в итоге убрал – словно ничего между ними и не было. Этот момент из фильма “Любовь Советского Союза” был вырезан, хотя то, что случилось после заката столь красивой любви, можно было и оставить.

При всем многообразии сюжетных ходов и поднимаемых временных рамок сериал, возможно, окажется более удачным: интересный исторический период, красивый визуал, грамотно сложенная история любви из нескольких персонажей. А вот полнометражная версия “Любови…” вышла с неграмотно смонтированным материалом и множеством незаконченных эпизодов.

Коротко о главном

Главная звезда фильма – Ангелина Стречина, которая, во-первых, показала потрясающие перевоплощения, во-вторых, так же очаровательна, как и ее героиня. Вообще, всем актерам фильма “Любовь Советского Союза” удалось окунуться в атмосферу и жизнь того времени. Сама история не претендует на звание исторического блокбастера.

Вероятно, изначальная задумка авторов и продюсеров как раз состояла в желании заманить зрителя красивой картинкой, чтобы, как и в случае с “Союзом спасения”, выдать после более глубокую сериальную версию. В частности – раскрыть всю недосказанность в поступках и словах героев.

Но и у фильма есть плюсы, которыми можно похвастаться. Например, военный период и ужасы войны показаны с точным попаданием, с уважением к законам военного времени и офицерским регалиям. Да и потрясающие спецэффекты довоенной Москвы с ее застройками и большими планами на будущее не оставят равнодушными никого.

Вы уже готовы идти на “Любовь Советского Союза”? Кинотеатры по всей стране в данный момент выпускают фильм в прокат.

Комментарии