Кризис времени, взросление для каждого, детская беззаботность: каким получился фильм “Каникулы”
В 2022 году драма “Каникулы” была готова, но потребовалось два года, чтобы добраться до зрителя. По словам режиссера и сценариста Анны Кузнецовой, она долгое время ждала одобрения финансирования, потому проект имеет для нее особое значение. На фестивале “Маяк” 2023 года фильм был признан победителем. Зрители отмечали простоту авторской задумки, которая на деле оказалась намного глубже.
Все как у людей
В центре повествования – трогательная история детской театральной студии, которая отправляется поучаствовать на фестивале в Сочи. Обычная поездка, в итоге она раскрывает множество проблем российского общества. Зрительские отзывы о фильме “Каникулы” именно по этой причине называли его лучшим отечественным проектом года.
Действительно, “российские реалии” открываются с первых кадров из сцен аэропорта, где участники театрального кружка готовятся к регистрации на рейс: пока младшие школьники послушно разделяются по парам, а подростки в очередной раз вздыхают и проявляют свое нетерпение, ответственные за поездку старшие в лице руководителя студии и завуча (Дарья Савельева и Полина Кутепова) прикладывают последние силы, чтобы сохранить самообладание.
И пока непонятно, кому больше “Каникулы” будут посвящены – детям или взрослым. В сюжете хватит места всем: первые столкнутся с проблемами взросления, а вторые на себе прочувствуют, каково это быть авторитарными взрослыми, которым предстоит отстаивать не только свои права, но и права своих подопечных.
Кто здесь босс?
“Каникулы” (фильм 2023 года) сразу же втягивают зрителя в череду препятствий: билет оформлен неверно, гостиница переполнена, жюри “радуют” дежурными фразами и вставляют любые палки в колеса, добавляя новых сложностей. Что до детей, то не все в восторге от предстоящего показательного выступления, для многих эта поездка становится возможностью вырваться из родительского дома, впервые почувствовать себя взрослым, (хотя бы) прикоснуться к таким понятиям, как половое взросление и отношения.
Взрослые наставницы Татьяна Викторовна и Мария Генриховна противопоставляются порядку и стихии с разными педагогическими понятиями и методами, со своей несовместимостью зарождая начало будущей дружбы. Сперва они откровенно враждуют, но потом объединяются в идеологии и попытках разрулить проказы членов жюри и своих подопечных. Как только они оказываются на одной волне и действуют, руководствуясь едиными принципами, их экранный дуэт занимает место основного “нерва”, удерживающего весь фильм.
Привычные нестыковки
Формализм, явно не действующий на искусство позитивно, самоцензура и банальный запрет на название спектакля говорят о несоответствии во взглядах общества: председатель жюри читает никому не интересные заученные фразы о важности воспитания, а детский спектакль “Земляничное вино”, с которым коллектив приехал выступать, воспринимается не метафорой о беззаботной юности, а исключительно пропагандой алкоголя. Какой алкоголь в детской постановке? При чем тут территория детства с рейтингом “6+”, когда знаменитое “Вино из одуванчиков” Брэдбери, официальное разрешенное с 16-летнего возраста, демонстрируется в детских лагерях? Смешно, но реалистично: то ли это переоцененная попытка защитить нежных детей, то ли способ для старших избежать очередного нервного расстройства.
Как себя не потерять
Не зря Анна Кузнецова так отстаивала свой фильм, “Каникулы” сохраняют жанр подростковой классики и имеют сравнение с “Эйфорией” и “Ста днями после детства” с одним лишь “но”. Первый план занимают насущные проблемы – кажется, коллектив сталкивается со всеми возможными сложностями, чтобы только не выступать, но благодаря солирующим взрослым дамам коллективу удается отстоять свои права. Что до подростков, в фильме они не слишком докучают своими проблемами и показаны фоном.
Все внимание заслуженно получают главные женские персонажи, которые маневрируют между живыми детьми с их вопросами и нуждами и неживой официальной частью мероприятия, где в действительности его устроителям нафиг ничего не нужно. А еще фильм “Каникулы” (2023) – это большая драма об отсутствии интереса со стороны взрослых, показном пафосе, вынужденных, но бесполезных компромиссах.
Взрослые взрослеют вместе с детьми
Актеры фильма “Каникулы” – особый пункт, без которого история не получилась бы такой контрастной. Взрослые Татьяна и Мария переживают вызовы времени с учетом разницы в характерах. Им в равной степени удается и не удается найти подход к своим подопечным, представителям старшего поколения вроде бабушки-вахтерши и к молодому проверяющему, который мечется между самоограничениями и компромиссами, грезя о карьерном росте. Героини остро ощущают вчерашние последние деньки и наступающие первые заморозки, поначалу выказывают пренебрежение, переходящее в колкости и шутки, заканчивая почти что дружескими посиделками на берегу моря.
Такие разные представления
Фильм “Каникулы” гармонично превращается в историю, как за несколько дней окружающий мир воспринимается сложнее как для двух взрослых женщин, так и для подростков. Его нельзя назвать роуд-муви, но определенно в этом путешествии много неуюта и притирок. Автор понятно объясняет разницу поколений и то, как эти поколения реагируют на происходящие вокруг события. Немаловажным аспектом остается возраст и социальное положение.
Одну из участниц спектакля Аню прозвали “королевой драмы”, но ее ухажер-партнер забыл принести компот, а значит, в спектакле она демонстративно бросит на него другой взгляд. Как и Аня, Татьяна пока не готова идти на компромисс, ей тяжело даются сближения с людьми, но она старается. Наконец, наученная опытом завуч с железным характером знает, как реагировать на поток фальши из уст жюри. Режиссер ставит разных героинь в одни обстоятельства, но дает возможность пройти урок по-своему: кому-то показать пробоину в наработанной годами броне, кому-то забыть о гордости, кому-то вынужденно уступить или даже выйти проигравшим.
Такие же дети
“Каникулы” (фильм 2023 года) выигрывают благодаря экранному дуэту Кутеповой и Савельевой, чьи героини пытаются урвать немного отпуска для себя – от бокала шампанского до выкуренной за углом сигареты. Героини не раз попадут в забавные ситуации, показывающие их со стороны романтиков, какими являются многие из их подопечных. Разница лишь в том, что на плечах взрослых лежат дополнительные обязанности.
Надевая маски, требуемые социумом, в редкие минуты (которые их по-женски, по-дружески сближают) они с удовольствием их снимают, отдыхая от проблем здешних и проблем, оставшихся дома. Осенний Сочи в хорошую погоду располагает к небольшому превращению себя в детей, когда можно и посмеяться от глупой шутки, и выпустить на свободу устриц, пока те не оказались в тарелке посетителей местного ресторана.
Хочу, чтобы лето не кончалось
Фильм “Каникулы” неспроста получил свое название. Это история, в которой заведомо нет продолжения, происходит в отведенное время и запомнится всем ее участникам именно как событие из прошлого. Авторы сумели за два часа экранного времени выдержать эффект странного ожидания, что хорошее вот-вот закончится. Это “что-то” для одних может быть отрезком времени, для других – целой частью жизни. Даже у всего есть свое окончание, и как пример – самшитовая роща, куда заходят дети. Еще чуть-чуть, и этот реликтовый лес навсегда исчезнет с лица земли.
Временные рамки фильма – каникулы – выдадут в конце каждому герою что-то свое. Одни повзрослеют, и это действительно будет последний этап беззаботного детства, другие поймут, что хватит притворяться холодным человеком. Фильм говорит о человеческом оптимизме, но в системе образования вместо оптимизма работает оптимизация.
“Каникулы” долго ждали своего выхода. Зрительские отзывы о “Каникулах” схожи в одном: это не подростковый, а взрослый взгляд на детские проблемы, который очень нужен современному кино.