Музыкальное образование ускоряет развитие мозга у детей

Если вы станете наблюдать за пианистом на концерте, за тем, как виртуозно музыкант перебирает пальцами, как точно синхронизирует движения, вы поймете, что освоение этого навыка требует не только ежедневной практики, но и сложнейшей координации в различных областях головного мозга. Об этом расскажет вам любой нейробиолог, особенно если он сам в детстве занимался в музыкальной школе.

За воспроизведение музыки отвечают важные зоны головного мозга

Зоны мозга, отвечающие за слух, зрение и координацию движений, участвуют и в воспроизведении музыки. Во время музицирования обе руки должны работать синхронно, параллельно пианист держит эмоциональный и зрительный контакт с другими участниками коллектива, а также со зрительным залом. Именно так музыка рождает свой магический эффект. Однако сочетание таких жестких требований не может не влиять на структуру мозга и его функции. Ученые давно хотели понять, улучшает ли раннее музыкальное образование мыслительные навыки и способность обрабатывать звук в целом. Могут ли эти функции повлиять на развитие речи или навыки чтения?

Музыкальное образование и мозг

В последние два десятилетия ученые сообщили нам о том, в поведении музыкантов и людей, далеких от музыки, существуют ощутимые различия. К этому моменту установлено, что образование в музыкальной школе улучшает у детей языковые и математические навыки, повышает уровень их интеллекта и академическую успеваемость в целом. Кроме того, структура мозга детей, обучающихся игре на инструменте, заметно отличается в сравнении с теми, кто лишен этого. У будущих музыкантов развивается более тонкий и четкий слух, а также моторика движений. Однако приобретенные способности, в свою очередь, помогают развить другие навыки.

Некоторые разногласия

Несмотря на полученные учеными доказательства, интерпретация результатов остается неясной. Например, различия в способности мыслить между взрослыми музыкантами и людьми, далекими от этой сферы, могут быть связаны с долгосрочной интенсивной подготовкой. На предрасположенность к занятиям на скрипке или игре на гитаре влияют биологические факторы, прежде всего генетическая составляющая. Иными словами, у детей музыкантов больше шансов заниматься музыкой не только по воле родителей, но и в связи с наследственной предрасположенностью. Некоторые люди склонны спорить с этим распространенным мнением, рассказывая о том, что воспитание вполне может побороть природу, однако биологические факторы никак нельзя сбрасывать со счетов.

Как лучше понять влияние музыкальных факторов на развитие детей?

Чтобы лучше понять, как эстетическое образование влияет на структуру головного мозга детей, исследователи должны были отобрать кандидатов, еще не начавших обучение. Затем отобранные дети будут подвергаться систематическому мониторингу. Только так можно отследить изменения в мозге, а также изменения в отношении к обучению в целом. Для чистоты эксперимента успехи этих детей необходимо сравнить с достижениями ровесников, участвующих в другой внешкольной деятельности, например в спорте, так как обе представленные группы (и юные музыканты, и юные спортсмены) являются одинаково социально интерактивными.

Влияние музыкального обучения на развитие ребенка

В 2012 году исследовательская группа, ведущая свою работу в Университете Южной Калифорнии, начала долгосрочный пятилетний эксперимент. Ученых интересовали группы музыкальной подготовки детей возрастом от 6 до 7 лет. Сразу 80 детей, отобранных для участия в программе Молодежного оркестра Лос-Анджелеса, присоединились к исследовательской программе. В процессе ученые должны были выявить влияние музыкального образования на мозг малышей в сфере познавательного, социального и эмоционального развития. Второй группе предстояло начать футбольные тренировки по одной из социальных программ. В третью группу вошли младшие школьники из государственных заведений Лос-Анджелеса, проживающих в тех же районах. Участники во всех трех группах выбирались из числа этнических меньшинств (например, венесуэльцев) или из неблагополучных семей. Таким образом, ученым удалось отсечь фактор генетической предрасположенности к обучению.

Ежегодные тесты

И вот занятия начались. Теперь ежегодно ученые проводят контрольные тесты, для чего работают с каждым ребенком в течение трех дней в своем научно-исследовательском институте. В ходе этого процесса измеряются способности к изучению английского языка, память, речевое и интеллектуальное развитие. В завершение каждого текущего теста проводится подробное собеседование с членами семей маленьких участников.

Первые выводы

В самом начале исследования дети не демонстрировали ощутимых различий в оценках. Но тогда еще ни один малыш не прослушал ни одного музыкального занятия, не поучаствовал ни в одной спортивной тренировке. Критериями сравнения были интеллектуальные, моторные и социальные навыки. И эти результаты лишний раз доказали правильность выбора ученых. Как видим, все дети изначально имели равные возможности.

Как человеческий мозг обрабатывает звук?

Слуховой путь соединяет ухо с мозгом, именно по этому каналу передается звук. Когда человек что-то слышит, барабанные перепонки улавливают колебания воздуха. Через ряд механизмов, расположенных во внутреннем ухе, они преобразуются в сигнал для специальной зоны головного мозга – слуховой коры.

Для измерения метода визуализации мозга ученые пользовались различными способами. Основным аппаратом замеров слуховой активности детей послужил электроэнцефалограф. Вот как проходили слуховые тесты в группах маленьких участников. Сначала исследователи давали детям прослушать пары незнакомых музыкальных произведений, очень похожих друг на друга. В некоторых представленных композициях были лишь незначительные различия, например, ритмические или тональные неровности. Иные пары музыкальных произведений были абсолютно идентичными.

Дети должны были определить, является ли каждая пара композиций одинаковой или разной. Эта проверка выявила, насколько успешно детский мозг был заточен под мелодию и ритм. При обнаружении неожиданного изменения в звуковом узоре мозг выдает специфическую реакцию, которую и фиксирует электроэнцефалограф.

Как обучение музыке развивает мозг?

Уже через два года группа детей, обучавшаяся музыке, продемонстрировала первые блестящие способности. Дети были более точны при обнаружении изменения высоты тона в неидентичных композициях. Одинаковые мелодии были в состоянии определить участники из всех трех групп. Это показало, что малыши, обучающиеся музыке, лучше натренировали внимание по отношению к мелодиям. Также они имели более выраженную реакцию мозга на ритмические неровности. Это может быть связано с тем, что стремительное развитие получала зона, ответственная за кодирование и обработку звука.

Исследование продолжается

Исследование еще не закончено, но промежуточные результаты являются многообещающими. Они коррелируют со всеми предыдущими научными работами, направленными на изучение влияния музыкальных занятий на мозг малышей. Если вы отдали ребенка в класс скрипки или фортепьяно, вы находитесь на правильном пути. Музыкальное образование разовьет интеллектуальные возможности малыша. Как видим, даже в течение краткосрочного периода музыка ускоряет развитие мозга, в частности, улучшает восприятие звука. Ученые полагают, что эти навыки позволят малышам легче выучить иностранный язык, освоить родную речь, а также научиться читать быстрее. Это может быть полезно детям из неблагополучных семей в регионах с низким социально-экономическим статусом. Именно там дети испытывают наибольшие трудности с развитием языковых навыков.

Комментарии