Как было уже не будет: что ожидает индустрию музыки в будущем

24 февраля 2022 года стало переломной датой не только в политической, но и в культурной и музыкальной сферах. И многие исполнители в разных жанрах запутались, что позволено и уместно делать в сложившейся ситуации. В музыкальной индустрии грядут огромные перемены. И опоры ее будущего закладываются сейчас.

Установившееся табу

На фоне запрета русской культуры во многих странах усложняется ситуация с гастролями и концертами. И большинство исполнителей вынуждено сосредоточиться на выступлениях в России. На этой почве некоторые артисты позволяют себе острые высказывания, из-за чего вынуждены покидать Родину, например Андрей Макаревич, Вера Брежнева и др.

Музыканты, соблюдающие нужную риторику, собирают площадки и признаются, что ощущают небывалое единение с публикой. Одним из таких впечатлений делится группа OQJAV после концерта в Москве. Материал коллектива в первую очередь посвящен мыслям и окружающей реальности в России, но не переходит запрещенные грани. Группа не желает отправляться в миграцию, поэтому тщательно следит за содержанием своих творений.

Предпринимательская составляющая

Музыкальный проект – это одно из направлений малого и среднего бизнеса. И на фоне ухода западных компаний и блокирования иностранных соцсетей сократился и рекламный потенциал.

Также представители российской музыкальной индустрии получали процент за прослушивание треков от западных фирм, а творения артистов появлялись на иностранных витринах.

Сегодня многие зарубежные сервисы ушли из России. Некоторые приостановили контракты, например Universal Music Group, Warner Music Group и Spotify.

Все это создает условия для увеличения пиратства. Оно дает бесплатный контент публике, продвигает творчество инди-музыкантов и хорошо для концертных площадок. Но оказывает отрицательный эффект для продюсеров, лейблов и стриминговых платформ.

Получает положительное развитие и цифровое пространство. Хоть оно и не основная прибыль для исполнителя. Львиную долю дохода оно приносит капиталистам, которые окружают творческих деятелей и паразитирующих на их материалах.

Судьба фестивалей

Многие независимые интернациональные мероприятия отменяются. Выстоят единицы, возникнут новые.

Запрет на публичные выступления был при "ковидных" ограничениях. А нынешние реалии еще позволяют профессионалам к ним адаптироваться.

И сегодня отмечается повышенный рост посещаемости на концерты отечественных музыкантов. Большинство западных артистов готовы выступить в России при первой же логистической возможности.

И средний ценник на билет не вырастет. И доходы людей останутся на прежнем уровне. Поэтому заполняемость концертных площадок обеспечена.

Что касается фестивалей, то в ближайшие месяцы ситуация ухудшится. Отечественные независимые проекты не поддерживаются государством материально. К тому же большой урон нанесла пандемия.

И при сравнении с сольными концертами фестивальная индустрия базируется больше на спонсорских вложениях. И так как многие бренды покинули Россию или сократили маркетинговую активность, то организация таких мероприятий становится утопией. А отечественные марки в этих условиях урезают или замораживают инвестиции в подобные проекты.

Хотя есть редкие исключения. Например, 30 июля в «Эрмитаже» пройдет фестиваль Chess & Jazz. Его организаторы надеются, что это событие подарит людям истинное культурное наслаждение.

Цифровое представительство

Так как закрываются многие крупные сервисы в Интернете для российских музыкантов, то творцы вынуждены искать альтернативы.

И артисты, не покинувшие Родину, больше взаимодействуют и общаются с поклонниками в Сети. Некоторые объединяются ради совместных проектов.

Для загрузки своих композиций сегодня работают следующие сервисы:

  1. ONErpm.
  2. TuneCore.
  3. «Первое музыкальное издательство».
  4. Все небольшие лейблы, работающие с вышеперечисленными агрегаторами.

Технологические аспекты

Не секрет, что музыка является хорошим бизнесом и на популярных артистах хорошо зарабатывают продюсеры и лейблы. И для повышения уровня продаж не важно, каким образом создаются творения.

В будущем эта функция будет возложена на искусственный интеллект. Музыкальная продукция будет появляться своевременно, и это плодотворно скажется на бизнесе.

Уже активно развиваются проекты с генерацией музыки:

  • Mubert. Здесь специальный алгоритм консолидирует сэмплы, размещенные музыкантами в режиме онлайн, и преобразует их в нескончаемый поток. Слушатели сами вносят в материал коррективы: темп, частоты, тональность и т.д. Так они пробуют себя в качестве музыкантов. И такие композиции обычно люди включают на прогулке, пробежке, медитации и т.п. Технология востребована и танцорами, и профессионалами из музыкальной отрасли. Генеративные композиции не замедляют эту сферу, а дополняют ее.
  • FONMIX. Здесь система задает подобранный корректируемый фон для разных общественных мест: магазинов, транспорта, отелей и т.д. Композиции подбираются рандомно или под конкретные события и графики клиентов. В базе проекта - более 10 млн треков. Также система показывает рекламу, анализирует эфир 48 радиостанций и ТВ-каналов и автоматически проверяет проигрываемый контент.
  • EMUSE. Здесь технология прогнозирует влияние музыкального материала на психоэмоциональный мозговой фон слушателя. Далее создатели планируют сотворить 3D-нейроакустический синтезатор и алгоритмический композер нотной партитуры для психоакустических сессий. Это позволит совершенную музыку с прогнозируемым воздействием на психику.
  • IPEX. Цифровой рынок интеллектуальных творений. Здесь композиторы заключают договоры, загружают свои материалы, оговаривают условия их использования. После всех формальностей произведения становятся товарами для продажи. А их авторы получают прибыль. Лицензионные контракты здесь заключаются напрямую с правообладателями по всему миру. Во всех случаях соблюдается закон об авторском праве определенной страны.

Многие специалисты считают, что будущее музыкальной индустрии за искусственным интеллектом. И сегодня к композициям, звучащим в общественных местах, есть ряд вопросов. Специальные системы позволят улучшить ее качество, а музыканты будут создавать семплы для нее.

Пока это только гипотезы, и сначала требуется выяснить, является ли искусственный разум в этой индустрий тупиком или нет.

Комментарии