“В искусстве много всего, и каждая его составляющая уникальна”: Даниил Крамер о музыке и джазе, задачах артиста и жизненных поворотах

Даниил Крамер — талантливый композитор и джазовый пианист, Народный артист России. Является художественным руководителем фестиваля «Джазовая весна». Мероприятие проводится раз в два года уже двадцать лет подряд. Он продолжает радовать поклонников своим творчеством.

О родителях

Мама Крамера родилась в Харькове. С детства мечтала стать музыкантом, в 7 лет уже давала свои первые концерты. Однако когда ей было 11 лет, то началась война и из Харькова ее с семьей эвакуировали в Ташкент. Когда мама Крамера вернулась в родной город, то поняла, что время для развития музыкальной карьеры уже упущено. Тогда она выбрала для себя профессию врача-дантиста.

Папа Крамера — талантливый сурдопедагог. Он работал с глухонемыми детьми по своей собственной уникальной методике.

О детстве

Крамер с теплотой вспоминает детство. Ему особенно нравилось, когда они с родителями ездили отдыхать в Крым, в основном в Феодосию. До сих пор он помнит запах в поезде. Когда подъезжали к Крыму, Крамер прилипал к окну, чтобы рассмотреть море. «Запах водорослей — мой запах детства», - признается музыкант.

Дома у Крамера стояло пианино. Уже в детстве он начал подбирать мелодии, которые слышал по радио и по тв. Сам изучил нотную грамоту, но дополнительно все же занимался с педагогами. Затем поступил в музыкальную школу, а после перебрался в Москву, где стал студентом училища имени Гнесиных.

О жизненных поворотах

Изначально Крамер очень скептически относился к джазу, полагал, что такая музыка является легкомысленной, к тому же антисоветской. Однако впоследствии артист изменил свое отношение. Крамер отмечает, что для того, чтобы искусство расцвело, нужно его запретить. Так и получалось с джазом. Чем больше его запрещали в советские времена, тем больше интереса было к этому жанру. В итоге и сам Крамер стал выступать в этом направлении.

Артист отмечает, что именно джазовые концерты до перестройки были бесплатными для посещения. Музыка звучала как фон: люди просто общались, пили и ели, не обращая внимания на музыкантов на сцене. А потом наступили девяностые годы. Внезапно джазовые концерты стали платными. А люди привыкли к халяве, поэтому никто и не подумал приобретать билеты, чтобы послушать такую фоновую музыку. И вот тогда джазовые музыканты остались без работы.

Крамер поясняет, что ситуацией быстро воспользовались западные менеджеры. Они поняли, что за копейки можно перетянуть к себе талантливых джазовых музыкантов. Вот и Крамер пригласили на работу в Италию по контракту. Друзья предупреждали музыканта: мол, не надо ехать в другую страну, там обманут. Крамер не поверил и поехал. А в результате действительно был обманут иностранцами и был вынужден вернуться домой в Россию.

О личной жизни

К счастью, возвращение на Родину ознаменовалось радостным событием - знакомством с будущей женой Нелли. Крамер сразу был очарован прекрасной незнакомкой и начал за ней ухаживать. Вскоре они поженились и живут вместе уже 37 лет.

Нелли — не только жена Крамера, но также и его администратор, директор, а еще иногда личный водитель. Между супругами царит полное взаимопонимание. Нелли признается, что ее муж мастер на все руки. Он может починить поломку в доме. Однако супруга ограждает музыканта от таких забот: знает, что ему надо беречь руки.

Об импровизации

Крамер активно гастролирует. При этом в анонсах его концертов нет ни слова о программе и о том, что именно будет презентовано публике. Крамер поясняет, что джазовая музыка предполагает импровизацию. Порой они с музыкантами сами не знают за десять минут до начала выступления, что именно будут исполнять. По этой причине Крамеру тяжело работать с немецкими менеджерами. Те требуют от артиста программу еще года за полтора до выступления.

О сложности жанра

Бытует мнение, что джаз — это специфическая музыка, которую нужно суметь понять. Однако Крамер категорически не согласен с такой точкой зрения. По его мнению, в любом жанре и в любой музыке есть что-то простое и что-то сложное. В искусстве много всего, как считает Крамер, и каждая его составляющая уникальна.

При этом артист считает, что когда в душе у музыканта пусто, тогда и в голове тоже пусто. И когда он изображает на сцене то, что не отражает его индивидуальность, тем самым обманывая аудиторию, то это сложно назвать искусством.

О задаче артиста

В музыкальной деятельности, по мнению Крамера, можно добиться успеха при наличии двух составляющих. Первая — это когда у певца есть прекрасные вокальные данные. Вторая — внутренняя наполненность человека. Когда две эти составляющие соединяются воедино, тогда получается творчество, достойное внимания. То есть, человек не просто пропевает ноты, а доносит суть песни до аудитории, проживает ее, наполняет смыслом. В этом заключается задача артиста. По мнению Крамера, далеко не всем это дано. Кто-то является хорошим вокалистом, но не может «оживить» песню, пропустив ее через себя.

О любви к музыке

Крамер отмечает, что ему в принципе нравится музыка. Просто свою любовь к ней ему проще выражать через джазовые композиции. При этом Крамер подчеркивает, что никогда не переставал быть поклонником джаза или кроссовера (это нечто среднее между классикой и джазом).

Артист рад тому, что он может делать то, что ему нравится. Крамер считает, что очень хорошо, кода у музыканта есть слово «хочу», то есть когда есть внутреннее желание заниматься творчеством, несмотря ни на что. Гораздо хуже, когда музыкант преследует меркантильные цели и творит только тогда, когда ему платят за это деньги.

О вундеркиндах

Крамер занимается педагогической деятельностью. Он отмечает: иногда выясняется, что ребенок, условно говоря, с 20 наградами с музыкальных конкурсов не может ничего толком сыграть. Вот что говорит по этому поводу Крамер: «Далеко не каждый вундеркинд после периода взросления действительно становится профессионалом и реализует свои возможности. Дело в том, что очень опасен пубертатный период. Куда деваются способности - не знаю, но бывает, что невероятно талантливый ребенок в 10 лет в 15 лет ничего не может. Объяснения этому я не дам, но я знаю, что нужно быть необычайно осторожным в этот момент. Не нужно давать много концертов. Не нужно, чтобы в глазах родителей были деньги».

Комментарии