Как дезинформация распространяется по Интернету

Команда исследователей в течение пяти лет наблюдала за активностью широкого круга пользователей Facebook, чтобы определить, какая дезинформация больше всего распространяется онлайн. В своей работе, опубликованной в Proceedings of the National Academy of Sciences, они отмечают, что это связано с так называемыми эхо-камерами. Речь идет о пространствах, позволяющих людям беспрепятственно навеивать другим свои убеждения.

Эхо-камеры контролируют наш разум

Обычно эхо-камеры затрагивают определенные области средств массовой информации, в частности Интернета. В этом ограниченном виртуальном пространстве они представляют собой постоянную повторяющуюся передачу определенных убеждений. Грубо говоря, людям навязывается определенная информация. При этом у них нет возможности оценивать и воспринимать другие мнения, так как все, что противоречит проповедуемым в эхо-камере убеждениям, – зло. Если вернуться к Facebook, то именно в результате таких проявлений пользователи социальной сети начинают верить в информацию, которая явно бессмысленна.

Что нам навязывают?

Для того чтобы выяснить эффективность эхо-камер, исследователи провели анализ 67 общественных страниц. Все они на момент наблюдения находились на просторах сети Facebook. Причем 32 страницы касались теории заговора, и 35 были связаны с научными новостями. В период с 2010 по 2014 год исследователи наблюдали за публикуемыми на сайте постами, а также анализировали комментарии, которые оставляли к ним пользователи. К примеру, на страницах, связанных с теорией заговора, нередко появлялись рассуждения, отвергающие консенсус по поводу современного изменения климата. Также популярными были обсуждения военных учений Jade Helm-15 – о них отзывались, как о признаках надвигающейся гражданской войны.

К отдельной группе были отнесены две страницы, представители которых вели в некотором роде информационную войну посредством троллинга. На этих сайтах преднамеренно распространялись саркастические и явно ложные сообщения с целью завоевания внимания аудитории через юмор.

Распространение информации

Исследователи обнаружили, что пути первоначального распространения информации одинаковы и для научных групп, и для групп, касающихся теории заговора. В течение двух часов с момента публикации, и снова после 20 часов с момента появления ответов на нее, пост является общим.

Тем не менее, разница отмечается в долгосрочной перспективе. Научные новости достаточно быстро распространяются по сети, но они так же быстро теряют свою актуальность. Сообщения, касающиеся теории заговора, заполоняют Интернет с меньшей скоростью. Однако при этом они дольше остаются популярной темой обсуждений у пользователей.

Стоит отметить, что долгосрочная перспектива активности группы позволяет укрепить ей свои эхо-камеры. Отдельные люди или новостные организации, публикации которых вы комментируете, начинают воздействовать на ваш разум. Их новые сообщения все чаще мелькают в вашей ленте новостей, как паразиты. Эта особенность Интернета, при которой информация подается пользователям в зависимости от характера их онлайн-поведения, является ярким проявлением действия эхо-камер.

Определенное убеждение, будь оно обоснованным или нет, начинает признаваться сознанием индивида, если окружающее общество сочтет его приемлемым. Сообщение, несущее в себе дезинформацию, может быть крайне опасным. Всемирный экономический форум назвал такую форму навязывания мыслей «цифровым пожаром», являющимся одной из основных угроз для человеческого общества.

Комментарии