Стоит ли разрешать ребенку делать все, что он хочет: рекомендации психолога
Некоторые родители практикуют в воспитании запреты для детей. Психолог с многолетним стажем Карина Рихтер дает советы по поводу того, в каких случаях они необходимы, к чему может привести вседозволенность. Также она рассказывает, как правильно запрещать, чтобы это позитивно отразилось на процессе развития малыша.
Опасность отсутствия запретов
Японская система воспитания основана на том, что ребенку до пяти лет позволяется абсолютно все. С 5 до 16 лет ему все запрещают, с 16 лет он уже считается полноценным взрослым. В российской версии японской системы часто используется только первый пункт. Некоторые родители считают, что до пяти лет малыш может делать все, что он хочет.
Эта стратегия может привести к таким последствиям:
- Ребенок не может самостоятельно определить собственные границы и границы других людей.
- Он не может объективно оценивать свои поступки и не знает об их последствиях.
- Малыш считает, что ему все позволено, поэтому требует все, что хочет не только от родителей, но и от посторонних людей.
- Ребенок не способен отличить, что необходимо, а от чего следует отказаться.
- Он не может сам воспитать в себе целеустремленность (ему нет смысла чего-то добиваться, поскольку в любое время он получит то, что захочет).
- Мир для такого малыша становится реально опасным (он может захотеть то, что причинит ему вред).
- Отсутствие запретов часто воспринимается ребенком, как безразличие родителей, поэтому он начинает их провоцировать на проявление эмоций.
- Родители должны понимать, что отсутствие запретов усиливает негативные аспекты и практически не дает позитивных.
- Ребенку, которому дома ничего не запрещается, будет сложно адаптироваться в коллективе, где есть определенные правила и нормы поведения.
Жесткие запреты
Никогда не стоит использовать принцип чрезмерности. Слишком жесткие запреты приведут к не менее негативным последствиям, чем их отсутствие. Например, у ребенка будет низкая самооценка, что усложнит его отношения с окружающими. Он не сможет полноценно развиваться, поскольку будет бояться сделать что-то лишнее. В этом случае о любознательности и творческом подходе не может быть и речи. Малыш вырастет слабым, пугливым, инфантильным, не умеющим принимать самостоятельные решения.
Отсутствие запретов, но предупреждение о последствиях
Это мудрая тактика поведения, которую могут выбрать родители, но у нее тоже есть свои минусы. Вот преимущества и недостатки такой стратегии воспитания:
- Ребенок способен оценить степень опасности, если вы его об этом предупредите. Скажите, что он может упасть, если поднимется на высокую горку, что с ним никто не будет дружить, если он постоянно будет драться. Даже если произойдет одна попытка нарушить правило, этого опыта будет достаточно для того, чтобы это больше не повторилось.
- Понимая последствия своего выбора, малыш может проигнорировать предупреждение, выбрав неправильное поведение, если оно дает ему какие-то преимущества здесь и сейчас. Родители должны это понимать, поэтому объяснять следует более подробно и доходчиво.
- Предоставляя право выбора, родители косвенно перекладывают ответственность на его плечи. Сделать правильный выбор порой малышу очень сложно. Поэтому нужно тщательно продумать все моменты, чтобы не повлиять на психику ребенка негативно.
Правильные запреты
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что запреты все-таки нужны, но запрещать нужно правильно. Вот как это рекомендует делать Карина:
- Всегда запрещайте то, что важно. Не стоит говорить «нет» просто так. Следует применять принцип запретов только в исключительных случаях.
- Объясняйте свою точку зрения так, чтобы ребенку было все понятно. Аргументируйте, почему ему чего-то нельзя.
- Не бойтесь снимать запреты. Например, пропустить занятия в школе иногда можно, ничего страшного в этом не будет.
- Предлагайте альтернативу, пусть ребенок понимает, что у него есть выбор.
- Никогда ничего не требуйте. Просите, аргументируйте, относитесь к малышу с уважением.
- Время от времени пересматривайте запреты. Ребенок растет. То, что ему было нельзя, к примеру, в 5 лет, возможно, уже можно позволить в 10.
- Будьте последовательны и никогда не позволяйте того, что является опасным или принципиальным с вашей точки зрения (даже после уговоров и слез).