Мы растим маленьких тиранов. Почему концепция свободного воспитания провалилась (или все-таки нет?)

Концепция свободного воспитания в последние годы (5-10 лет) приобрела широкую популярность. Однако ее применение в реальной практике сопряжено с рядом сложностей, которые ставят под вопрос ее эффективность. Дети ведь уже растут, результат потихоньку становится заметным.

Суть свободного воспитания заключается в том, чтобы предоставить ребенку максимум свободы для самостоятельного развития и реализации потребностей. Выбирая такой подход, родители надеются, что это поможет детям вырасти независимыми, творческими и счастливыми личностями.

Давайте будем честны: авторитарные методы воспитания давно разочаровали всех. Они не приводят ни к чему, кроме конфликтов и напряженности в отношениях между родителями и детьми. А свободное воспитание воспринимается как альтернатива, которая может обеспечить эмоциональную близость и взаимопонимание с ребенком.

Выбирая такой путь, родители верят, что дают своим детям максимальную свободу выбора, помогают им стать более уверенными в себе, самореализоваться и обрести счастье. Мамы и папы надеются, что отсутствие строгих запретов и жесткого контроля позволит ребенку раскрыть свой внутренний потенциал и сформировать гармоничную, цельную личность. А еще это помогает развивать критическое мышление, важное для любого взрослого человека.

Все вроде бы прекрасно, но на практике реализация концепции свободного воспитания связана с некоторыми трудностями.

Дети становятся зеркалом родительских ожиданий

Концепция свободного воспитания исходит из предположения, будто ребенок сам сформирует свою личность. Но на деле все обстоит немного иначе. Дети часто отражают ожидания и установки своих родителей.

Порой мамы и папы, сами того не желая, транслируют своим детям весьма противоречивые, а порой и откровенно размытые представления о том, каким они хотели бы видеть ребенка. Неосознанные ожидания оказывают мощное влияние на формирование личности малыша, подталкивая его к тому, чтобы соответствовать родительским идеалам.

Получается, малыш развивается в свободе, а на деле все равно находится под влиянием родительских установок. Увы, они не всегда просты и понятны.

Полная свобода может порождать тревогу и дезориентацию у ребенка

В свободном воспитании крайне важно найти правильный баланс между предоставлением ребенку свободы выбора и установлением ограничений (разумных, конечно же). Полная, ничем не ограниченная свобода часто порождает у ребенка чувство тревоги и даже дезориентации.

Без четких границ, за пределами которых ребенку нельзя выходить, он начинает теряться, ощущает себя брошенным и незащищенным. Разумные ограничения, наоборот, помогают сформировать у ребенка чувство безопасности и ответственности, хоть порой и не нравятся.

Ребенку сложно адаптироваться к социуму

Без правильных указаний и помощи в освоении социальных норм, ребенок может столкнуться с проблемами при адаптации к требованиям социума. Родители рискуют довести до того, что он просто не научится соблюдать общепринятые правила поведения, вежливо общаться, проявлять уважение к окружающим. Впоследствии это создаст большие трудности в школе, во взаимодействии как со сверстниками, так и со взрослыми. Придет время, и он почувствует себя беспомощным перед проблемами реального мира.

Дети по-разному реагируют на свободу - все зависит от характера

Здесь ключевую роль играют индивидуальные особенности малыша. Так, дети со спокойным, уравновешенным темпераментом могут очень даже органично и гармонично воспринимать, использовать предоставленную им свободу. Они могут сами организовывать свое время, находить занятия по душе и не злоупотреблять всякими вольностями.

В то же время импульсивные, гиперактивные дети могут совершенно иначе реагировать на отсутствие четких границ. Они быстро утрачивают самоконтроль, начинают злоупотреблять свободой и даже проявляют агрессию! Для таких очень важно наличие разумных ограничений, в противном случае свобода может обернуться хаосом - вырастет маленький тиран, глядя на которого за головы будут хвататься все: и родители, и окружающие.

Свобода не всегда полная: из-за страхов и тревог родители все равно ограничивают ее

Пытаясь максимально защитить и оградить своих детей, взрослые порой совсем неосознанно лишают их возможности познавать мир. Мамы и папы начинают чересчур контролировать ребенка, ограничивать активность и даже навязывать то поведение, которое сами считают правильным. Даже если они сторонники идей свободного воспитания, реальные действия часто идут вразрез с этими принципами.

Без внешнего контроля и похвалы дети теряют мотивацию к саморазвитию

Опираясь только на свои желания и внутренние стремления, ребенок, который растет по концепции свободного воспитания, со временем начинает избегать любой деятельности, требующей напряжения и преодоления трудностей. Проще говоря, ленится!

Когда ребенку можно ничего не делать, он начинает терять интерес к познанию нового и, как следствие, развитию своих способностей. Просто ему не на что ориентироваться!

В результате свободное воспитание может привести к пассивности, инертности и даже интеллектуальной, личностной деградации ребенка! Важно понимать это и не упускать детей - грамотно сочетать свободу с мотивацией и похвалой.

Чрезмерная свобода мешает ребенку повзрослеть

Когда ребенок привыкает к тому, что все решения за него принимают родители, он может так и не научиться брать на себя ответственность за свои же поступки. Идут годы, а мальчик или девочка продолжают оставаться эмоционально зависимыми от взрослых, совершенно неспособными организовывать собственную жизнь и решать возникающие проблемы своей головой.

Излишняя вольность, отсутствие четких требований и ограничений может буквально "законсервировать" ребенка в инфантильном состоянии. Это сильно мешает переходу к более зрелым формам поведения и мышления.

Культурные особенности влияют на эффективность свободного воспитания

Важно учитывать то, что концепция свободного воспитания может восприниматься и реализовываться по-разному в разных культурных контекстах и социальных средах. В одних традициях приверженность идеям полной свободы ребенка может быть оказаться органичной и устойчивой, в то время как в других она начинает восприниматься как что-то чуждое и даже деструктивное. Воспитательные традиции, ценностные ориентиры и социальные нормы каждого общества во многом определяют, как именно будет применяться концепция свободного воспитания в реальной практике.

Кроме того, даже в рамках одной культуры могут наблюдаться большие различия в восприятии свободного воспитания между разными социальными группами. Представители разных классов, сред и укладов могут демонстрировать диаметрально противоположные подходы и установки.

Очевидно, что теория свободного воспитания имеет как сильные, так и слабые стороны. Для ее успешной реализации нужно соблюдать правильный баланс между свободой и ограничениями, надо глубоко понимать особенности ребенка и установок, которые пытаются привить родители.

При правильном подходе свободное воспитание может стать очень даже хорошим, с ним действительно можно вырастить гармоничную, самодостаточную личность. Однако игнорировать или недооценивать сложные факторы, которые есть в нем, нельзя. В противном случае получится воспитать только маленьких тиранов.

Комментарии