В заложниках у шкафа: что такое психология гардероба и как одежда влияет на нашу жизнь

Психология гардероба - это своеобразный анализ человека, который по эффекту часто похож на посещение психолога. В странах СНГ до сих пор царит стереотипное отношение к психотерапевтам, потому что не все любят говорить с кем-то посторонним об эмоционально тяжести. Как шкаф может выдать ваши секреты и почему эмоциональная покупка - это почти то же, что и алкоголь?

Гардероб = ресурс

Гардероб может влиять на нашу жизнь с точки зрения стилистики и имиджа. А если еще и четко понимать, что и почему мы покупаем, тогда гардероб становится ресурсом для достижения определенных целей. Это отражение и ума, и внешности.

Однако часто бывает наоборот: мы покупаем одежду, не подозревая, что нам ее навязывают, и искренне думаем, что она помогает нам достичь целей. Об этом говорят СМИ, лидеры мнений, эксперты, маркетинг, сами бренды: «надень этот плащ - и будешь женственной», «надень этот галстук - и тебя возьмут на работу». Но если вы не уверены в себе, не умеете превращать свои недостатки в достоинства, то становитесь заложниками одежды. Мы покупаем вещи, чтобы нравиться кому-то: маме, папе, мужу или бойфренду, начальнику, друзьям.

У меня есть клиентки, которые еще достаточно молодые и частично зависят от родителей финансово, поэтому максимально прислушиваются к маминым советам во время шопинга. Часто клиентки подбирают одежду, чтобы «соответствовать» своему мужу или его статуса. Он бизнесмен, юрист или художник - и девушки покупают одежду, чтобы «мужчине не было стыдно куда-то вместе выйти».

Чаще всего покупают одежду для работы: подчеркнуть свою креативность или же наоборот - строгость, скромность или статусность («я же руководитель - надо костюм»). В таком случае клиенты начинают выбирать не то, что им на самом деле нравится, и носить то, чего, по их мнению, требует от них социум. Однако это путь в никуда. Потому что мы не можем спрогнозировать, чего завтра захочет мама или муж и не изменится ли дресс-код на нашей работе.

Одна моя клиентка разошлась с богатым парнем. Она осталась в дружеских отношениях с окружением и так пыталась ему отвечать одеждой и другими «статусными» вещами, залезла в долги и депрессию. Другая, успешная бизневумен, имела в шкафу одни только брюки. Как оказалось, в них она «прятала» кривые ноги. Когда-то одноклассники ей заявили об этом, создав комплекс на следующие 15 лет.

То есть если мы покупаем одежду «для кого» или прячемся в нем от чего, то в результате за несколько месяцев, лет или десятилетий - у каждого это по-разному - приходим к недовольству собой: своими формами, заработком, навыками. В этом случае гардероб не становится ресурсом, наоборот, мы становимся его заложниками.

Сколько бы мы ни стояли перед зеркалом в дорогом костюме и не говорили себе «я молодец», мы никогда таковыми не будем просто через одежду. Это зависит только от веры в это утверждение . Если мы на кассиршу наденем в форму медсестры, то она ею не станет.

Откуда это берется?

В психологии есть понятие стереотипов и установок. С одной стороны, они могут выполнять негативную функцию, загоняя нас в определенные рамки, но с другой стороны, они должны быть - ведь так мозга легче познавать мир. Для большинства Италия - это пицца, вино, Папа Римский, Франция - Париж, Эйфелева башня, Норвегия - фьорды и лосось. Так же ассоциативное мышление срабатывает и с одеждой.

Брюки до сих пор остаются «мужским» одеждой. Дети еще малыми видят, что мужчины ходят в брюках, а женщины могут миксовать образы. Так закладывается ассоциация: если брюки, то - мужчина, мужское поведение. Поэтому женщины регулярно ходят в классических брюках на работу, принимая на себя мужские качества. Становятся волевыми, стремятся управлять, отстаивать свою точку зрения, теряют возможность «дать слабину» в эмоциональном плане. Это не плохо, так просто есть.

Аналогично со спортивной одеждой: если мы надеваем кроссовки или кеды, у нас на бессознательном уровне работает установка «беги в этой обуви». Да и сама форма дает нам эту возможность. Согласитесь: по ступенькам гораздо быстрее пробежать в кедах, чем на каблуках, пусть и невысоких.

Общество говорит: «ты же девочка, тебе надо платье», а платье говорит: «я не могу бежать, я длинное и вообще, требую каблуков». А человек на самом деле хочет джинсовую юбку и кроссовки

Поэтому когда человек приходит покупать какую-то вещь, он ориентируется на собственные установки, внешние воздействия (медиа, инфлюенсеры, бренды) и общественную роль (в семье или на работе). Часто даже не обращаясь к собственным эмоциям. Таким образом весь комплекс багажа просто наваливается на нас, и мы начинаем действовать так, как того требует общество и какая-то вещь. Что же делать?

Перебрать шкаф

Для начала стоит разобрать шкаф и посмотреть на личные вещи. У меня это произошло после посещения многочисленных психологических тренингов, семинаров, лекций.

Я понял: пока посещал курсы, тренинги, менял свое мировоззрение и отношение к себе - менялся и мой гардероб. Я ничего не выбрасывал, просто покупала новые вещи. Тогда проанализировал свой шкаф: «в этот период я ​​избавился от этого комплекса», «этот свитер ассоциируется с отказом от старой установки». Тогда я осознал: все эти вещи - мое прошлое, а я хочу жить настоящим.

Вообще, чем больше гардероб, тем больше человек боится лишиться определенных вещей.

Они как воспоминания, эмоциональные крючки: «счастливая блуза» (хотя она уже старая и с пятном), «веселый жакет», «платье с первого свидания» (хотя с тем парнем вы уже давно разошлись), "брюки - добавляют уверенности". Для многих это еще и отражение определенных установок: «ты же девочка», «мужик», «ты руководитель», «ты же юрист» и так до бесконечности.

Выбросить лишнее

Поняв, что старую одежду только сдерживает меня, я выбросил ее и начал заполнять шкаф новыми вещами. Я ставил себе следующие вопросы: «почему я эту вещь покупал», «близок мне по духу этот цвет сейчас», «хочу ли я носить эту вещь».

Но покупал я не просто что-то красивое или скидками. Я хотел, чтобы одежда стала моим внутренним ресурсом - и начал подбирать вещи по определенным критериям.

Обновить

Я начал задавать себе вопросы:«почему я покупаю эту вещь». Если ответ был в духе «для похода в театр», «на свадьбу брата», «для встречи с друзьями», то уходил от покупки. Потому что ответ должен начинаться с того, что «мне комфортно в этом», «я чувствую себя уверенно», «мне по вкусу этот цвет». Чувствуете различные контексты? В первом случае мы покупаем, а ситуации нам навязывают, что стоит брать, а что нет, а во втором - мы ориентируемся на собственные чувства.

Эмоциональная покупка как алкоголь: удовлетворение временное, а затем будет похмелья

Следующие вопросы вытекают из предыдущего: сколько раз вы готовы надеть эту вещь? Если вы покупаете что-то исключительно для «свадьба», «работы», «подруг», «бывшего / бывшей», то вероятность, что вам захочется в это облачиться еще хотя бы раз, составляет менее 10%. Когда же вы ориентируетесь на собственные эмоции, то можете носить определенный образ около 50 раз. Магия!

Если вы хотите осуществить эмоциональную покупку, потому что у вас был тяжелый день, поссорились с боссом/девушкой/папой - не делайте этого. Потому что это как алкоголь: удовлетворение временное, а затем будет похмелье. На следующий день вы будете сожалеть, что «выбросили» деньги на ветер. Выход из ситуации: измерьте, сфотографируйте себя в образе, задайте себе вышеперечисленные вопросы и отложите покупку на следующий день.

С чем это сочетается?

Это особенно касается юбок, брюк, жакетов, то есть того, что дополняется другими вещами (вы же не будете носить одну юбку без «верха»). Сам по себе жакет, например, может быть классным, но сразу подумайте, подойдет ли он под ваши джинсы или юбку. Если нет, решите, готовы ли вы докупить к нему комплект - «низ» и обувь. Если да - можете брать. Если нет, сфотографируйтесь и подумайте несколько дней. Не бойтесь, что вещь заберут. Сейчас ателье могут сшить по любому образцу, есть заказ на сайте - вариантов много.

Выбирайте различные цвета

Каждый цвет имеет значение. Яркие и теплые цвета - желтый, оранжевый, нежный салатовый - заряжают на позитив, креативность, красный сейчас воспринимается как цвет силы и лидерства (хотя еще 40 лет назад считался вульгарным во многих странах), черный - это строгость, сила, элегантность, синий - уверенность, ум, зеленый - спокойствие, рассудительность. Даже если работаете в офисе, где дресс-код, вы можете создать собственный стиль с помощью деталей и аксессуаров.

Очищать

Надо чистить гардероб раз в полгода или год. Из личного опыта знаю: бывает так, что какая-то вещь мне очень нравилась, но за год я «вырос» в эмоциональном и профессиональном плане - и она мне уже умственно и психологически не подходит. Имейте смелость признать это и убрать вещи из своей жизни. Это даст вам место для нового ресурса.

Комментарии