Иллюзия холода и тепла: цвета и их психологические эффекты

Миру не присуща монохромность. Он полон различных оттенков и цветовых градаций. Непосредственное их воздействие на человека уже давно было доказано колористикой. На самом же деле для наших глаз доступны лишь три основных цвета плюс ахроматический белый. Из базовых могут быть получены остальные оттенки. Отчасти практическое применение пигментных переходов базируется на психологической рецепции человека. Со временем энергетика восприятия стала иметь гораздо большее значение, чем сам фон предмета. В связи с этим цветам было задано целевое назначение. Свойства цветовой гаммы широко используются в арт-терапии и психологии для лечения эмоциональных расстройств. Как иллюзия холода и тепла может повлиять на настроение человека?

Пример психологического эффекта

Психологические эффекты от влияния разных оттенков достигаются путем деления цветов на холодный и теплый. Определенные комбинации или оттенки могут вызывать абсолютно противоположные ассоциации у отдельных людей. Для примера остановимся на желтом цвете. Для многих он объединяет штрихи солнца, света и радости, в то время как другим подобный тон навевает скучную осень. А его перенасыщение может вызвать беспокойство и перевозбуждение нервной системы. Не случайно базовый желтый используется как сигнальный или свидетельствующий об опасности цвет. В комбинации с черным он подходит для обозначения знаков, побуждающих проявлять особую осторожность.

В свете современности спектр желтых, спокойных тонов ассоциируется с богатством, благородством, интеллектом. Психологические эффекты, которые он способен вызывать, - общительность, продвижение к свободе, высокий уровень умственной деятельности. Обладая стимулирующим действием, он взывает к динамичному образу жизни.

Для обустройства интерьера нужно выбирать лишь притупленные тона желтого. Они создают атмосферу умиротворенности и спокойствия. Эксперты советуют подходить к такому вопросу с чувством умеренности. Если слишком увлекаться солнечным цветом, то можно получить обратный эффект. Первоначальное ощущение бодрости быстро переходит в чрезмерную утомляемость. Чтобы придать желтому цвету более высокую энергетику, нужно изменить его температуру, добавив более слабый пигмент, оттенок красного.

Цветовой круг

Хотя энергетическое разделение цветов является условным, тем не менее возникла необходимость их систематизировать. Для представления различных оттенков используется спектральный круг, созданный Исааком Ньютоном в 1666 году. По мере развития психологии цвета данный визуальный резерв претерпевал изменения, пересматривался и обновлялся.

Ключевыми являются три базовых цвета: желтый, красный, синий. На круге они располагаются в противоположных направлениях друг от друга. Рядом с фоновыми находятся дополнительные оттенки, полученные в результате смешивания двух основных цветов. Это зеленый, оранжевый и фиолетовый. Их называют вторичными. Все остальные тона, заполняющие визуальный круг, происходят от комбинаций первичных и второстепенных.

На правой стороне находятся теплые оттенки, отличающиеся самыми длинными световыми волнами. Они являются наиболее приближенными к человеческому глазу. Включают оттенки желтого, оранжевого и красного. Холодные цвета занимают левую часть круга и имеют короткие световые волны. В их числе фиолетовый, зеленый и синий.

Классификация оттенков

Как уже упоминалось, свойства цветов определяют ощущения человека при взгляде на конкретные оттенки. Например, апельсиновый напоминает огонь и солнце, излучает тепло и уют. То же можно сказать и о красном цвете. Гамма холодных ассоциируется с земными объектами, водой и растительным миром. Они освежают, создают ощущение прохлады. Путем сочетания двух цветов из разных групп можно обеспечить баланс между спокойствием и стимуляцией активности. Подобные комбинации дают толчок к вдохновению и желанию творить. Холодные и теплые тона позволяют создавать интересные контрасты в интерьере.

Психологическое восприятие цветов

Теплым тонам свойственно отражать большое количество света, они быстро воспринимаются нами. Ввиду этого они отлично работают в больших пространствах. Поскольку данные оттенки являются стимулирующими, их рекомендуется использовать в спортивных залах. Применяют их и для рекламы, чтобы придать характер срочности.

Холодные тона, отдаленные от наших глаз, визуально расширяют помещение, создают иллюзию релакса и спокойствия. Идеально подходят для спален и ванных комнат. Психологические эффекты, которые призваны вызывать прохладные тона: спокойствие, мудрость, ощущение хорошего самочувствия. В рекламе используют синий, зеленый и фиолетовый как знак уважения и доверия.

Помните, что выбор цветового решения при обустройстве жилого помещения или рабочего кабинета будет влиять на вашу личную точку зрения, а также на окружающих вас членов семьи и коллег по работе.

Комментарии