Критика из добрых побуждений или ради унижения? Как понять истинный мотив желания указывать на недостатки других

Каждый человек в своей жизни рано или поздно сталкивается с критикой, направленной в его адрес. Любителей критики, надо признать, не так уж много. Чаще люди реагируют негативно на указание каких-то своих недостатков, недоработок. При этом психологи уверены, что человек может воспринимать конструктивную критику спокойно и испытывать благодарность к человеку, который вовремя указал на имеющиеся недостатки.

Наиболее часто негативные отзывы можно услышать на работе от руководства и сослуживцев, нередко критики появляются в семье и среди друзей. Кто-то высказывает свое мнение из добрых побуждений. Как правило, это родные и близкие друзья, хотя и в этом случае возможны исключения. Кто-то считает критику способом вас унизить, указав на ваши недостатки.

Принято считать, что с такими людьми непросто строить отношения: большинство из них – энергетические вампиры. Чем отличается критика от критиканства, где находится грань между ними? Можно ли выработать адекватное отношение к оценкам, которые дают вам люди, и научиться распознавать критику во благо и унижающую ваше достоинство?

Различие понятий

Критику можно охарактеризовать как независимый и конструктивный анализ. Критик, высказывающий свое мнение из добрых побуждений, желая помочь, – это человек адекватный, пытающийся помочь своевременно обнаружить ошибку. Как правило, его замечания тактичны, хотя иногда могут принимать более жесткую форму, но при любых обстоятельствах он настроен на позитив.

Случайный человек редко бывает конструктивным критиком. Подобное поведение может позволить себе только тот, кому вы небезразличны. Если он делает это, значит, на самом деле желает вам добра.

Иначе дело обстоит с критиканством. Ваши успехи, достижения либо ошибки критикана не интересуют. Вы превращаетесь для него в доступную мишень, которую он использует для оттачивания своего «мастерства». Что бы вы ни делали, похвалы от него ждать не стоит: во всем он видит только негатив.

Критикан – это неудачник, съедаемый изнутри страхами и комплексами. Сам он ничего стоящего создать не способен, поэтому весь негатив, с этим связанный, он выплескивает в виде придирок к людям, которые чего-то добиваются в жизни. Критик – это друг либо человек, как минимум относящийся к вам лояльно или доброжелательно. Критикан – это эгоист, который преследует единственную цель - унизить вас и за счет этого самоутвердиться. Как и подобает другу, конструктивный критик помогает развиваться и строить вашу жизненную позицию. Его антипод разрушает вашу жизнь, убивая веру в свои силы.

Как отличить критика от критикана

Сделать это непросто. Некоторым людям эту задачу помогает решить интуиция. Если вы требовательны к себе, адекватно реагируете на замечания и советы, вы сможете почувствовать, в каком настроении их дают. Если человек, критикующий ваши действия, приводит убедительные аргументы, ведет себя корректно, не переходит на личность, к его мнению имеет смысл прислушаться.

Когда вам активно навязывают собственное мнение, не приводя никаких аргументов в его пользу, если нет объективных причин высказываемых придирок, а все сводится к общим словам, не сомневайтесь: вы столкнулись с критиканом. Несколько советов психологов помогут вам понять истинный мотив высказываемых вам замечаний.

В любой ситуации есть и плюсы, и минусы

Только зрелый человек способен увидеть во всем не только негатив, но и позитив. Эта черта помогает руководителям не развивать у своих сотрудников чувства никчемности после критической тирады. Стимулировать людей на дальнейшие свершения, добиться высоких результатов в работе можно лишь с помощью тактичной и конструктивной критики.

Не менее важна эта способность в личных/семейных или дружеских отношениях. Корректно указывая на какие-то недостатки близких вам людей, вы сохраните отношения и избавитесь от того, что мешает их развитию.

Критика при посторонних недопустима

Обсуждение недостатков сотрудника при всем коллективе вызовет только обиду и досаду с его стороны, а воспитательный эффект будет сведен к нулю. Вам никогда не удастся преодолеть психологический барьер, возникший в результате такой критики. Чаще всего этот способ используют критиканы.

То же самое правило необходимо распространить и на семью. Делая замечание жене по поводу приготовления пищи, ее внешнего вида в присутствии подруг, вы унижаете ее. Найдите более подходящее время для обсуждения волнующих вас вопросов.

Оставьте эмоции

Если критика направлена на добро, необходимо отказаться от проявления эмоций. Это касается не только служебных, но и личных отношений. Даже при высказывании жестких критических замечаний нельзя допускать, чтобы интонация, жесты, мимика указывали на чувство превосходства. Доброжелательная критика не приемлет самоутверждения за счет людей, которым высказываются замечания.

Критика должна быть индивидуальной

В отличие от критикана, доброжелательный критик понимает, что люди индивидуальны, поэтому он высказывает свои замечания в соответствии с особенностями их темперамента и характера. К примеру, хороший руководитель прекрасно знает особенности большинства своих сотрудников: он поддержит робкого, пошутит с уверенным в себе человеком, предъявит жесткие требования бунтарю.

То же правило относится к критике в семье. Вы лучше, чем кто-либо, знаете, какие слова услышит и примет к сведению ваш супруг, а какие вызовут протест и обиду.

Как реагировать на критику

Важно уяснить для себя, что невозможно понравиться всем. Услышав критические замечания в свой адрес, подумайте: какую цель ставит перед собой критикующий? Что полезного дадут вам его замечания? Какие ошибки были допущены? Если станет очевидно, что критика конструктивная, поблагодарите человека, дайте ему понять, что учтете его мнение.

Что касается критиканства, то его лучше просто игнорировать. Вам никогда удастся доказать критикану свою правоту. Не увидев ответной реакции, он оставит вас в покое и постарается найти новую жертву.

Стоит ли критиковать самому

Восприятие критических замечаний зависит от их подачи. Так, в служебных отношениях критика должна стать не поводом к недовольству, а руководством к действию. Когда речь заходит о замечаниях близким или друзьям, которые, по вашему мнению, поступают неправильно, то критика необходима.

Только люди, которым совершенно безразлично, как сложатся дальнейшие отношения, общение с друзьями, могут соглашаться со всем. Ну кто, кроме вас, подскажет близкому человеку, что он совершает ошибку?

Надо хорошо подумать, прежде чем поучать чужих и тем более незнакомых людей. Если у вас не просят совета, лучше его не давать. Больше работайте над собой - это даст больше пользы, чем критика в чужой адрес, пусть и с добрыми намерениями.

Комментарии