Парадокс Веблена противоречит закону спроса: семь странных психологических эффектов работы мозга
Те странные и порой глупые поступки, которые вы делаете, часто повторяют и другие люди. Это все обычная человеческая психология. Наш мозг иногда может вести себя очень странно. Он заставляет нас действовать и поступать иррационально, верить в то, что не имеет абсолютно никакого смысла, и даже может изменить наши воспоминания. Однако у каждого решения, которое мы принимаем, есть психологическя причина. Так что же именно определяет ваш выбор? Поговорим в сегодняшней статье о работе мозга.
Посторонние люди могут влиять на наше поведение
Все вращается вокруг эффекта Зайонца. Дома многие из нас ходят в рваной старой футболке, а на публике ведут себя как истинные леди. Однако поведение человека зависит не только от круга его общения, но и от количества невольных свидетелей, которыми он окружен в данный момент. Например, мужчина может уступить место в общественном транспорте, чтобы произвести впечатление на женщину.
Как не попасть в водоворот притворства перед посторонними людьми? Время от времени спрашивайте себя: «Зачем я это делаю? Делаю ли я это, чтобы произвести на кого-то впечатление и понравиться им или потому, что хочу этого?»
Интерес человека к эксперименту заставляет его вести себя иначе
Здесь применяется хоторнский эффект. Новая обстановка может вызвать у нас интерес к событию, заставляя нас вести себя иначе, действовать с большим энтузиазмом и давать ложноположительные результаты. Допустим, в супермаркете вам предлагают попробовать рыбные котлеты с новым вкусом и заполнить анкету. Вы можете поставить продукту высокую оценку в магазине, но, вернувшись домой, вы поймете, что в нем нет ничего особенного.
Постарайтесь мыслить ясно и вдумчиво. Вы не обязаны давать высшие оценки только потому, что вас выбрали для участия.
Люди помнят незаконченные задачи лучше, чем выполненные
Обратимся к эффекту Зейгарник. Человек с большей вероятностью запоминает незавершенные задачи или действия. Например, официант запоминает ваш заказ, пока не принесет его вам, а затем переключает свое внимание на других гостей. Мало кто запомнит ваш запрос, поскольку он уже выполнен. Такой побочный эффект обусловлен теорией Зейгарник.
Если вы хотите избежать ловушки этого эффекта, вам лучше выполнить все необходимые задачи, чтобы они не застряли в вашей памяти.
Люди намеренно покупают дорогие вещи
Налицо эффект Веблена. Под ним понимается экономически иррациональный спрос на дорогую продукцию. Этот эффект часто наблюдается у молодых людей, озабоченных сохранением своего социального статуса. Изделия или товары, которые стоят дешево или продаются по акции, считаются бракованными.
Поэтому, когда вы покупаете новейшую сумку от мирового бренда или планируете забронировать поездку в Европу только для того, чтобы показать ее в соцсетях, спросите себя: «Я плачу за высокое качество или за социальный имидж?»
Нам обычно нравятся люди, которые совершают ошибки
Это пример эффекта Пратфолла. Люди, которые кажутся успешными, но совершают ошибки и выглядят смешно, как правило, более привлекательны для нас. Совершенство держит нас на расстоянии и может даже вызывать дискомфорт.
Так что не бойтесь показаться неуклюжим или вести себя глупо. Кроме того, знакомиться с людьми гораздо легче, когда мы остаемся самими собой, чем когда мы ведем себя как короли и королевы.
Люди переоценивают количество внимания, которое они получают
Иногда создается ощущение, что вы находитесь в центре внимания и люди замечают все ваши ошибки. Если женщина забудет нанести тушь на один глаз, как вы думаете, окружающие заметят это и посмеются над ней? Правда в том, что люди заметят это только в том случае, если акцентировать на этом внимание.
На самом деле люди признают наши ошибки реже, чем мы думаем. Если у вас на рубашке пятно, не обращайте на него слишком много внимания. Подумайте, как часто вы замечаете невнимательность других людей.
Чем больше людей вокруг вас, тем меньше вероятность, что кто-то попытается вам помочь, когда вам это понадобится
Здесь действует эффект свидетеля. Чем больше людей окружает нуждающегося человека, тем меньше вероятность того, что кто-то из них действительно поможет. Если в одном месте собралось много людей, каждый из них может подумать, что поможет кто-то другой. Так что в результате никто не помогает.
Если вы вдруг почувствуете, что вам нужна помощь в общественном месте, не зовите всех. Вместо этого попросите конкретного человека помочь вам, например назовите его по цвету рубашки. Так у вас будет больше шансов быть услышанным и получить помощь.