Зависимое поведение: что это такое и как с этим жить

Под зависимым поведением, или аддикцией, понимают какую-либо пагубную привычку, очень сильную тягу к какому-то объекту или веществу. Когда же предмет притяжения отсутствует, человеку становится весьма дискомфортно в физическом или в психологическом плане.

Все свободное время, всю активность, все ресурсы зависимый человек (аддикт) направляет на то, чтобы свою зависимость удовлетворить. А все другие жизненные сферы перестают его интересовать, он начинает деградировать. Разберемся, какие типы зависимого поведения бывают и какие способы решения проблемы существуют.

Отрицание болезни как осложняющий фактор

Изучением зависимого поведения занимается наука аддиктология. В переводе с английского языка термин «аддикция» означает «зависимость». А врач-аддиктолог — это нечто среднее между психиатром и наркологом.

Одно из наиболее негативных проявлений зависимого поведения — это то, что аддикт отрицает болезнь или ее тяжесть. Он может, например, говорить, что он не является алкоголиком, или считать, что может бросить курить в любой момент, если пожелает.

А это ведет к осложнению взаимоотношений с окружающими и значительно затрудняет оказание помощи. В результате в отдельных случаях зависимость становится непреодолимой.

Кто склонен к зависимости

Как утверждают эксперты, большую роль в склонности к зависимому поведению играет фактор наследственности. Дети, которые родились от отцов-алкоголиков или отцов-наркоманов, могут унаследовать от них пониженный уровень образования в головном мозге нейромедиаторов, веществ, отвечающих за ощущение комфорта и удовольствия. И тогда они могут искать успокоения в употреблении каких-либо веществ.

Кроме того, в зоне риска находятся индивидуумы, обладающие рядом определенных личностных качеств. К ним специалисты относят излишнюю доверчивость, внушаемость, неумение отвечать за свои поступки, максимализм. Иногда юношеский максимализм приводит к тому, что человек, считая себя лучше других, уверен, что ему не грозит зависимость от запрещенных веществ.

Зависимость также может возникать в силу подражания. Один человек, глядя на то, как ведет себя другой, начинает принимать черты его характера, его нездоровые привычки и в результате сам становится зависимой личностью.

Виды зависимого поведения

В психологии зависимого поведения различают три основные типа аддикций:

  1. Химические, когда речь идет об пристрастии к алкоголю, к запрещенным веществам.
  2. Биохимические — анорексия, булимия. Это промежуточный вид.
  3. Нехимические, включающие лудоманию, клептоманию.

Наблюдаются аддикции, которые принимаются социумом. К ним относят:

  • страстную влюбленность;
  • полное погружение в творчество;
  • усиленные занятия медитацией;
  • глубокий уход в духовные практики.

Есть и третий тип зависимостей, по поводу которых общественное мнение разделяется. Здесь специалисты говорят:

  • о трудоголизме;
  • об экстремальном спорте;
  • об интернет-зависимости.

Далее рассмотрим, как можно корректировать аддиктивное поведение.

Медикаментозные и психологические методы

Психологи говорят о разделении методов коррекции зависимого поведения на медикаментозные и психологические. Первые помогают избавлению от химической аддикции, а вторые — от нехимической.

В процессе лечения аддикт испытывает большой дискомфорт, когда лишается объекта своего увлечения. Здесь речь идет о синдроме отмены. Чтобы облегчить его состояние, используются специальные препараты. Но, как правило, этого недостаточно, ведь, отказавшись, например, от злоупотребления спиртным, индивидуум может зациклиться на табакокурении.

Таким образом, требуется не только физическое, но и психологическое исцеление, за которым следует обращаться к специалисту.

Ориентация на собственные ресурсы

Ряд психологов считает, что ценность зависимости нередко необоснованно завышается. И если это так, то первоочередная задача — это обесценивание предмета зависимости, его развенчание. Далее человеку необходимо научиться опираться на собственные ресурсы, обратившись к иным радостям жизни.

Применяя коррекционные методы, психотерапевт помогает пациенту перестроиться на новые ценности, изменяя его личность. Многие программы предлагают групповую поддержку, когда происходит обмен опытом преодоления пристрастий. А также большая роль отводится семье.

Программа работы над собой

Один из способов работы над собой с помощью психотерапевта или самостоятельно предполагает следующие шаги:

  1. Создание мотивации на существование в отсутствие зависимости.
  2. Отказ от аддикции, полное ее исключение из своей жизни.
  3. Определение ситуаций, способствующих усилению зависимости. Это может быть, например, нахождение в том или ином окружении. Такие ситуации нужно либо исключить, либо взять контроль над ними, либо заместить их.
  4. Выявление способов защиты аддикции. Нужно проанализировать, каким образом вы свою зависимость оправдываете.
  5. Адекватное определение границ безопасности вашего существования.
  6. Попытка понять, какие внутренние моменты могли привести к зависимости. Речь может идти об эгоистичности, о низкой самооценке, о тревожности, о страхах, о нереализованности.
  7. Проработка детских травм и имеющихся психологических проблем.

Нужно понимать: когда человек поддается зависимости, он добровольно лишает себя таких важных вещей, как право выбора, свобода, радость открытий. В связи с этим очень важно, когда общество не остается равнодушным к такому явлению, как аддикция, и предпринимает профилактические меры.

Профилактика зависимого поведения

Специалисты указывают на существование различных форм в психопрофилактической работе со стороны общества. Она заключается в:

  1. Организации социальной среды. Окружающая среда воздействует на личность, на семью, на общество, формируя отрицательное мнение о поведении, связанном с отклонениями. И параллельно давая установки на здоровое существование, прежде всего посредством социальной рекламы.
  2. Информировании. Это беседы, лекции, знакомство со спецлитературой, телефильмами, видеофильмами. Цель — воздействовать на сознание индивидуума, стимулирование его к тому, чтобы он научился принимать взвешенные решения.
  3. Обучении социализации. Преимущественная форма реализации этой модели — тренинги группового характера.
  4. Организации деятельности, являющейся альтернативой зависимому поведению. При улучшении настроения посредством приема психоактивных веществ, взамен предлагается что-то лучшее. Например, познание через путешествия, испытание себя через спорт, покорение горных вершин, значимое общение. А также через любовь, через творчество, через деятельность. Последняя может быть профессиональной, религиозно-духовной или благотворительной.
  5. Организации здорового существования. Она выражается в привитии личной ответственности за собственное здоровье, за создание гармонии с собой и со всем миром.
  6. Активизации личностных ресурсов. Эта стратегия реализуется через занятия спортом подростков, им дается возможность творческого самовыражения, общения, участия в мероприятиях, связанных с личностным ростом, к ним применяется арт-терапия.

Важность семейного воспитания

Что касается семейного воздействия, то здесь главными профилактическими задачами являются следующие. Необходимо с раннего возраста прививать у ребенка устойчивые здоровые интересы. Кроме того, нельзя забывать о развитии эмпатии, любви к ближним, принятия любви с их стороны.

А еще ребенок с детства должен учиться занимать себя, уважать труд и испытывать желание трудиться. Если же у подростка эти и другие позитивные потребности еще не сформировались, то он будет уязвим для внешних воздействий.

Комментарии