Не всегда суд на стороне потребителей. Реальные случаи из России

Как показывает практика, суды в основном становятся на сторону потребителей при разрешении их споров с продавцами. Однако бывают случаи проявления так называемого потребительского экстремизма, когда люди, пытаясь заработать деньги нечестным путем, указывают в иске заведомо ложную информацию. И тогда они проигрывают споры. В случае злоупотребления своими правами недобросовестные покупатели несут определенные расходы. Что они включают в себя?

Какие затраты несет проигравший суд потребитель

Судебные расходы между сторонами распределяются согласно статье 98 ГПК. Она гласит, что проигравшая сторона обязана возместить другой стороне судебные расходы, которые та понесла в связи с рассмотрением дела.

Это сумма госпошлины и понесенные ответчиком издержки. Согласно ст. 88 ГПК, возмещаются расходы по участию сторон и третьих лиц, которые способствуют правосудию. Ст. 94 ГПК указывает на затраты, которые суд признает необходимыми для разрешения спора. Речь идет:

  • о суммах выплат свидетелям, а также затратах на экспертов, специалистов, переводчиков;
  • расходах в связи с участием в судебном заседании сторон с третьими лицами на их проезд и проживание;
  • оплате представительских услуг;
  • тратах на осмотр на месте;
  • компенсации за потерю времени;
  • почтовых расходах;
  • прочих затратах, которые суд сочтет необходимыми.

Данный перечень исчерпывающим не является.

Некоторые важные нюансы

Госпошлину проигравшая сторона вносит в соответствующий бюджет. Тогда как возмещение издержек направляется в адрес физического или юридического лица, на которое указывает судебное решение. Размер пошлины определяют положения Налогового кодекса, а сумма издержек зависит от того, какие расходы были реально понесены ответчиком.

Если иск удовлетворен лишь в определенной части, то истец возмещает расходы пропорционально части, в которой он получил отказ. Эти правила относятся к рассмотрению дела не только в суде первой инстанции, но также и в апелляционной, и в кассационной, и в надзорной.

Далее - примеры злоупотребления потребителей своими правами, которые были пресечены в суде.

Как покупатель хотел заработать, потянув время

Мужчина приобрел автомобиль, который стоил 1,5 млн рублей. При эксплуатации им были обнаружены недостатки. Через 2 месяца он обратился к продавцу, потребовав расторгнуть договор купли-продажи авто и возвратить за него деньги. Через неделю покупатель получил положительный ответ от автосалона и приглашение в удобное время для разрешения ситуации.

Однако мужчина появился у продавца лишь спустя одну неделю и получил причитающуюся ему сумму. При этом он решил подзаработать и подал судебный иск, где указал, что продавец нарушил срок возврата, который, согласно ст. 22 Закона "О защите прав потребителей", не должен превышать 10 дней с даты получения претензии.

Мужчина потребовал выплатить ему неустойку за то, что срок возврата денег превышен на 7 дней (1 % от стоимости товара в день) - 105 тыс. руб., возмещение морального вреда - 5 тыс. руб. и штраф 50 % от присужденной суммы.

Суд отказал истцу в его требованиях, поскольку посчитал, что действовал он недобросовестно, так как сам затянул время.

Как покупатель хотел приобрести бассейн дешевле в десять раз

Женщина увидела в магазине большой каркасный бассейн всего за 2,5 тыс. руб. Она поспешила к кассе, чтобы оплатить покупку. Но там ей сказали, что из-за технического сбоя цена была указана меньше в десять раз. Настоящая цена - 25 тыс. руб.

За этим последовало обращение покупательницы в суд с требованием продать ей бассейн за 2,5 тыс. руб. А также взыскать с продавца в ее пользу возмещение морального вреда 100 тыс. руб., расходов на юриста - 3 тыс. руб. и штрафа 50 % от присужденной суммы.

В удовлетворении иска покупательнице было отказано, потому что ей было сообщено о техническом сбое еще до того как она оплатила товар по цене, указанной в ценнике. Судья посчитал, что истица злоупотребила своим правом, поскольку знала, какой была истинная стоимость товара.

Комментарии