Оградите себя от груза чужих проблем
Вас всегда окружают люди. Вы приходите на работу первым и уходите последним. И коллеги, которым нужна какая-либо помощь, будь то вопросы по работе или личные проблемы, почему-то идут именно к вам.
С одной стороны, это, конечно, хорошо. Значит, вам доверяют, на вас рассчитывают, вы умеете найти выход из любой ситуации. Но тянуть на себе бесконечный груз чужих проблем – в этом ничего хорошего нет. В конце концов, у вас тоже есть свои проблемы и работа, на которой нужно сосредоточиться. И неважно, новичок вы в работе или менеджер высшего звена.
Как освободиться от ненужных обязательств и посвящать больше времени себе и своим делам?
Учитесь отказывать
Во многих тренингах личностного и профессионального роста используется методика французской коуч-тренера Лоррейн Тилбери. Ее ключевые советы в кратком изложении могут помочь тем, кто по доброте душевной позволяет другим манипулировать собой.
В первую очередь, говорит мадам Тилбери, научитесь устанавливать какие-то границы в своей рабочей среде. Уметь говорить «нет» - это не менее ценное качество, чем уметь всегда бежать на помощь первому встречному. Должно быть четкое осознание того, что вы обязаны делать, а что – нет. Это может быть трудно – отказывать коллегам и даже друзьям, но это необходимо сделать. Все должно иметь границы. И это – важная часть вашего чувства собственного достоинства.
Один пример, совсем из другой сферы. Вы пришли в магазин в поисках чего-то определенного. Например, предмета одежды. Вам предлагают одно, другое, но это все не то. Но вам уже неудобно: что скажет продавец, если вы не купите ничего, ведь он для вас старался. Помните: у каждого из нас свои обязанности, и вам не за что извиняться. Да и вообще, перестаньте все время перед всеми извиняться, это признак ущербности!
Сказать «нет» с улыбкой
Именно так советует Лоррейн Тилбери. Если вы отказываете кому-то в помощи, это может прозвучать примерно так: «Увы, у меня сейчас нет на это времени, у меня срочная работа, я должен закончить проект». И помните: вы не должны извиняться!
Скорее всего, коллеги будут неприятно удивлены таким оборотом, ведь они привыкли, что вы мчитесь со всех ног выполнять за них работу или решать их личные проблемы. Но назад пути нет, вам нужно быть последовательным и твердым. Иначе все не имеет смысла. Будьте готовы к тому, что отказывать придется не единожды.
А может, в отпуск?
Прекрасная идея! Почему вы думаете, что без вас мир рухнет, работа остановится, компания станет банкротом? Признайтесь, что именно эти мысли преследуют вас. Особенно если вы – эффективный руководитель, который привык все тащить на себе. Взять отгулы, а может, и целый отпуск – это возможность распределить нагрузку на всех работающих и заодно получить некоторую независимость от коллег, которые привыкли (да и вы к этому привыкли, признайтесь!) от вас зависеть. А сами сотрудники возьмут на себя больше ответственности в ваше отсутствие, и это только пойдет им на пользу. И чем раньше вы начнете планировать свой отпуск, тем лучше. Вы успеете заранее перераспределить обязанности, а коллеги настроятся на то, что в ваше отсутствие должны справиться с определенной нагрузкой.
Сверстать бюджет времени
Рассматриваемая нами тема относится к чрезвычайно важным в вопросах профессионального и личностного роста. Это подтверждают многочисленные коучи по всему миру, которые уделяют проблематике не один час своих тренингов. Так, профессор организационного поведения Лондонской Школы менеджмента Мартин Кильдуфф называет положительным моментом то, что люди могут обращаться к вам за поддержкой, зная, что вы справитесь с любой проблемой. Но в какой-то момент они начинают злоупотреблять этим, и ситуация выходит из-под контроля. Придется предпринять некоторые шаги, чтобы исправить положение и не чувствовать себя отягощенным чужими заботами.
«Если вы слишком часто и охотно отзываетесь на просьбы других и помогаете им, это может повлиять на продуктивность вашей работы. И тогда вам потребуется сверстать бюджет времени на эти виды взаимодействий, - говорит М. Кильдуфф. - Подумайте об этом с точки зрения рабочих часов, в течение которых эти вопросы могут быть решены».
Далее коуч предлагает «подтянуть» к решению данных проблем одного-двух сотрудников, то есть делегировать им часть полномочий, сохраняя при этом свое центральное положение и влияние.
И все же решать проблемы других – это необходимость
Быть эффективным руководителем – это значит уметь решать те вопросы, которые не по плечу сотрудникам нижестоящих звеньев. Быть решающим проблемы людей и своей компании – это важнейший навык управления. И речь идет лишь о том, что не нужно брать все исключительно в свои руки, тем самым снимая законную нагрузку со своих подчиненных.
Да, порой легче самому быстро решить ту или иную задачу и закрыть вопрос, чем ожидать правильных действий от других. Но это в корне неправильная политика! Эффективный руководитель – тот, кто преуспел в работе и счастлив этим. А в идеале он обязан научиться решать проблемы, косвенно инвестируя в людей, которые будут решать свои дела сами. Как говорят бизнес-тренеры, нужно стараться избегать соблазна легкого удовлетворения, которое приходит с самостоятельным решением проблемы. В конце концов это раздавит вас. Развитие и расширение прав и возможностей других работает лучше, чем попытка оградить рядом стоящих от лишних нагрузок.