Эксперт рассказал, под силу ли пассажиру посадить современный лайнер на землю в экстренной ситуации

Самолет - это очень сложная машина, но с руководством с земли и небольшим количеством удачи неквалифицированный человек может приземлиться и спасти других пассажиров. На самом деле это случалось часто.

Как, когда и каковы ваши шансы на успех?

Мы все видели фильмы, где что-то ужасное случается с пилотами и герой, например Сэмюэл Л. Джексон, садится за руль и с небольшой помощью стюардессы и наземного контроля успешно приземляется на самолете. Но это только фильмы, а какова реальность? Какой шанс у пассажира сесть за штурвал без надлежащей подготовки?

Прежде чем мы углубимся в то, что влияет на такую причудливую чрезвычайную ситуацию, давайте начнем со следующего: да, пассажиры могут садиться за штурвал, и есть несколько задокументированных случаев. Пилоты - только люди, и бывает, что они теряют сознание по той или иной причине.

Пассажир за рулем

В 2000 году Крис Пирс, пилот Piper Cherokee 6, который направлялся с Багамских островов во Флориду, потерял сознание относительно близко к аэропорту, где он должен был приземлиться. Один из пяти пассажиров, Генри Анхальт, сел за руль.

Анхальт позвал на помощь по радиосвязи, в то время как его жена Бекки кричала ему, чтобы он наклонил самолет и был осторожным, чтобы не наклониться слишком сильно, когда он направлялся к аэропорту. И помощь пришла: через несколько минут ему помогали другие пилоты, и ему дали точные инструкции по посадке воздушного судна. Самолет совершил жесткую посадку и получил повреждения, но пассажиры самолета остались целыми и невредимыми.

В 2001 году комик Роуэн Аткинсон вылетел из Момбасы в Кении на двухдвигательном самолете Cessna со своей семьей. Его пилот внезапно потерял сознание, и самолет начал двигаться из стороны в сторону. Пассажир поймал руль, связался с наземным управлением и получил указания. Он начал движение в направлении ближайшего аэропорта, чтобы совершить посадку. К счастью, пилот восстановился и взял на себя управление, Аткинсон остался рядом с ним и помогал ему в полете до посадки.

В 2009 году пассажир приземлился, когда пилот самолета Beachcraft King потерял сознание. В 2012 году 80-летний пассажир посадил самолет Cessna 814, а в 2013 году 77-летний пассажир посадил самолет Cessna 172, при этом летел более часа и благополучно приземлился.

Кто им помогал?

Во всех этих случаях наземные и пассажирские инструкции спасли ситуацию. Находчивый человек схватил рацию и позвал на помощь, и его вызов был услышан наземным управлением или перенаправлен на других пилотов. Свободные инструкторы полета быстро подключились на помощь, объясняя пассажирам, где находится каждый индикатор, который им нужен, и как добраться до ближайшего аэропорта.

Инспекционная вышка предоставила инструктору информацию о модели самолета и его состоянии (например, время взлета и пункт назначения полета указывают на уровень топлива), и каждая из них могла объяснить пассажиру, как выполнять каждый этап полета до посадки. К счастью, во всех случаях квалифицированный инструктор поможет посадить самолет. Без него ни один пассажир не сможет завершить посадку сам.

Но вернемся к сценарию, с которого мы начали: Сэмюэла Л. Джексона за рулем большого пассажирского самолета - 200-тонной машины с 300 напуганными пассажирами. Здесь это совсем другой случай, на мой взгляд: никогда не было задокументировано случая, когда пассажиры садятся за руль, спокойно сажают воздушное судно и гордятся тем, что они сумели это сделать без помощи других.

Можно ли самостоятельно управлять самолетом?

Ну, посадка большого пассажирского самолета без обучения - это как езда на велосипеде. То есть, если вы никогда не видели велосипед и вы на самом деле в этом ничего не понимаете. В системах управления полетом такого самолета нет ничего интуитивно понятного, и большинство операций полета - это точные команды, подаваемые на компьютер. В общем, если на радиосвязи есть кто-то, кто может сказать вам, где находится каждая кнопка и когда ее нажать, все в порядке, не так ли?

Нет. Любая попытка направить вас начнется с попытки успокоить вас, что необязательно приведет к успеху. Даже самый опытный пилот знает, что критический сбой в самолете - это потенциальная опасность, а ошибка означает верную смерть. Он обретет самообладание из-за контроля над ситуацией. Когда вы знаете, что нужно нажимать, мозг переключается на аварийную ситуацию и человек действует автоматически. Спросите любого солдата, который находится в боевой ситуации, он подтвердит вам это.

Но разум обычного путешественника работает по-другому. У него в голове нет четких инструкций. На что ему ориентироваться? На сцены из фильмов? Компьютерные игры? Вещи, которые могут казаться ему естественными, могут только усложнить ситуацию. В некоторых ситуациях, когда оператор управляет рулем, автопилот просто отключается.

Психическое состояние человека

Влияние психического состояния здесь не следует недооценивать. Любому пассажиру, которому нужно лететь на пассажирском самолете, будет намного сложнее расслабиться и делать то, что нужно, и в любом аварийном сценарии в воздухе время является критическим элементом. И даже если вы неторопливый мастер дзен, вы не уверены, что поймете руководящие принципы с нуля. Есть ручки, которые нужно поднимать, а затем нажимать, кнопки, которые нужно плавно поворачивать. Пассажирский самолет - это инструмент, созданный для опытного пользователя.

Стюардесса справится?

Капитан Джо Дейбоулдер, коммерческий пилот и авиационный блогер, провел эксперимент: он дал своей стюардессе Кэролайн попытку посадить Airbus A320 на профессиональном тренажере. Кэролайн узнала, где находится автопилот и бортовой компьютер, компоненты дроссельной заслонки, и ввела все правильные значения для самолета, что позволило совершить виртуальную посадку. Это заняло около получаса неторопливых тренировок, и Кэролайн все еще свидетельствовала, что вся история была чрезвычайно сложной и напряженной. На самом деле, по ее словам, вы не сможете добиться успеха без специальной подготовки.

Экипаж в первую очередь

Таким образом, мы поняли, что если летный экипаж не в состоянии справиться со своими функциями, пассажир с умной головой не является решением проблемы. Предположим, что летный экипаж по какой-то причине потерял сознание и полет необходим. Есть те, кто возьмет на себя управление и спасет ваши жизни, - стюарды и стюардессы. Бортпроводники хорошо знают самолет и обучены многим аварийным ситуациям, поэтому даже на большой высоте, при высоком атмосферном давлении их психическое состояние будет лучше подходить для выполнения задачи, чем у любого пассажира.

Помощь пассажиров

Редко когда летному экипажу понадобится другая пара рук, и тогда бортпроводники спросят, есть ли среди пассажиров квалифицированный пилот. Если у вас, по крайней мере, нет лицензии частного пилота, не работайте добровольно. Последнее, что вам нужно в чрезвычайной ситуации, - это кто-то, не имеющий соответствующих знаний, но с чрезмерной уверенностью в себе.

Суть в том, что большой пассажирский самолет - это машина, которая может выполнять очень сложные операции самостоятельно, но только если вы точно знаете, как ее проинструктировать. Самолеты становятся все более автономными, и производители самолетов пытаются разработать системы, которые будут самостоятельно выявлять и решать различные аварийные ситуации - с пилотом или без него. А пока доверяют пилотам и бортпроводникам, а не Голливуду и Сэмюэлу Л. Джексону.

Комментарии