Что такое ария: определение, значение, примеры

Ария - одна из важнейших составных частей оперы, оперетты или другого музыкально-сценического произведения. Обычно ария представляет собой сольный номер, в котором персонаж выражает свои мысли, чувства, переживания. Через арию раскрывается внутренний мир героя оперы.

Что представляет собой ария в музыкальном плане

Ария - это законченное музыкальное произведение для солиста с инструментальным сопровождением, являющееся частью более крупных вокально-сценических жанров, таких как опера, оратория, кантата.

В арии персонаж выражает свои эмоции, переживания, рассказывает о событиях. Ария отличается широкой мелодической распевностью, зачастую виртуозностью вокальной партии. Как правило, перед арией идет речитатив - декламационное повествование, поясняющее ситуацию. Отличительные черты арии:

  • Предназначена для солиста (не для хора).
  • Является частью более крупного произведения (оперы, оратории и т.п.).
  • Выражает эмоциональное состояние персонажа, его внутренний мир.
  • Обладает широкой мелодической распевностью, виртуозностью.
  • Как правило, предваряется речитативом.

Ария - это музыкально-драматургический элемент оперы или другого вокально-сценического произведения, позволяющий глубоко раскрыть внутреннее состояние персонажа. Без арий трудно представить оперу, они являются ее неотъемлемой и важной частью.

Ария исполнительница

Какие бывают разновидности арий

Существует множество разновидностей арий. Они различаются по форме, характеру, драматургической функции. Рассмотрим основные из них.

  1. Aria da capo - трехчастная ария, в которой третья часть полностью повторяет первую. Была распространена в итальянской опере XVIII века. Пример - ария Ленского «Куда, куда вы удалились».
  2. Aria dal segno - двухчастная ария, в которой вторая часть повторяется с определенного места, обозначенного segno. Пример - ария Фигаро «Мальчик резвый».
  3. Каватина - небольшая лирическая ария. Пример - каватина Фигаро «Старый муж ревнивый».
  4. Кабалетта - подвижная ария в быстром темпе. Пример - кабалетта Розины «Я огня желаю».
  5. Ариозо - небольшая по объему свободная ария. Пример - ариозо Ленского «Я был тогда моложе».
  6. Ария-сцена - объемная ария, в которой происходит действие. Пример - ария-сцена Германа из «Пиковой дамы».
  7. Ламенто - ария скорби, плача. Пример - ламенто Князя из «Русалки» Даргомыжского.

Кроме того, арии классифицируют по драматургическим функциям:

  • Вступительная ария - знакомит с персонажем.
  • Ария-состояние - передает эмоциональное состояние героя.
  • Ария-решение - герой принимает решение.
  • Ария-воспоминание.
  • Ария прощания - персонаж прощается с жизнью.

Арии также делят на жанровые разновидности: любовные, героико-эпические, комические и т.д. Таким образом, ария - гибкая и многогранная музыкальная форма, которая позволяет композитору раскрыть самые разные стороны характера героя и его переживания.

Место арии в драматургии оперы

Ария является одним из ключевых элементов в драматургии оперы. Она органично вплетена в музыкально-сценическое действие и выполняет важные драматургические функции.

Обычно перед арией идет речитатив - рассказывающий или объясняющий отрывок в декламационной манере. Затем следует собственно ария, в которой персонаж выражает свои чувства и мысли, вызванные ситуацией. После арии может идти дальнейшее развитие действия в виде речитативов, диалогов, ансамблей.

Таким образом, в драматургии оперы ария выполняет следующие функции:

  • Раскрывает внутренний мир персонажа, его эмоциональное состояние.
  • Является эмоциональным откликом героя на развитие событий.
  • Помогает раскрыть характер персонажа.
  • Двигает сюжет, так как персонаж принимает решения в арии.

Как правило, в опере каждый герой поет несколько арий. Первая ария знакомит нас с персонажем, последующие раскрывают его характер, отношение к событиям. Без арий опера теряет глубину, эмоциональность.

Ария органично интегрирована в драматургию оперы и является одним из ключевых элементов раскрытия характеров и развития сюжета.

исполнять арию

Примеры самых известных оперных арий

За многовековую историю оперного жанра было создано множество прекрасных арий. Рассмотрим некоторые из самых популярных и любимых:

  1. Ария Фигаро «Мальчик резвый» из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро». Это вступительная ария главного героя - остроумного и находчивого слуги Фигаро. Ария раскрывает беззаботный, жизнерадостный характер персонажа.
  2. Ария Ленского «Куда, куда вы удалились» из оперы Чайковского «Евгений Онегин». Ленский поет эту арию перед дуэлью с Онегиным. В ней выражается тоска, разочарование в любви, предчувствие героя.
  3. Хабанера Кармен из одноименной оперы Бизе. Эта короткая, но яркая ария знакомит нас с характером главной героини - свободолюбивой цыганкой Кармен.
  4. Ария Царицы ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта». Виртуозная, сверкающая колоратурами ария ярко рисует образ решительной, властной героини.

Из русских опер можно выделить такие знаменитые арии:

  • Каватина Князя из оперы «Руслан и Людмила» Глинки. Лирическая ария, посвященная тоске героя по похищенной возлюбленной.
  • Ария Сусанина из одноименной оперы Глинки. Мужественная ария, в которой герой прощается с родиной перед героической гибелью.
  • Ариозо Германа из оперы «Пиковая дама» Чайковского. Сложная психологическая ария-монолог, демонстрирующая внутренний разлад героя.

Эти и многие другие арии вошли в золотой фонд мировой музыкальной культуры. Ария по праву считается одной из вершин оперного искусства.

Значение арии в опере

Подводя итог, можно сделать следующие выводы о роли и значении арии в опере:

  1. Ария - один из ключевых элементов оперной драматургии, позволяющий глубоко раскрыть образы героев, их внутренний мир.
  2. Ария является эмоциональным откликом персонажа на развитие действия, выражает его чувства и переживания.
  3. Без арий опера теряет глубину и эмоциональную силу воздействия. Арии придают музыкально-сценическому действию драматизм и психологизм.

Ария обладает широкими музыкально-выразительными возможностями - от лирических до драматических образов. Композитор может использовать различные приемы - кантилену, колоратуру, речитативность, лейтмотивы и др.

Существует множество разновидностей арий, что позволяет гибко применять эту форму. Ария органично вписана в структуру оперы и неразрывно связана с другими ее компонентами - речитативами, ансамблями, хорами.

Лучшие образцы арий вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Исполнение известных арий в концертах доставляет слушателям истинное эстетическое наслаждение. Таким образом, ария - один из важнейших жанров в оперном искусстве, во многом определяющий его художественную ценность.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
ария это группа
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.