Картина «Московский дворик» Поленова

московский дворик поленова

«Не имел времени сделать более значительной вещи», - писал Василий Поленов организатору выставки художников-передвижников Ивану Крамскому, отправляя в Санкт-Петербург на экспозицию свою картину «Московский дворик». Поленова к тому времени знали как мастера исторической живописи. Он писал библейские сцены, трудился над эскизами декораций для театральных постановок, и вдруг – обыкновенный, ничем особенно не примечательный скромный дворик посреди Москвы, каких в старой столице было много. Однако именно это полотно вызвало шквальный успех, было зачислено в ранг шедевров и стало навсегда визитной карточкой Василия Дмитриевича Поленова. В чем же загадка этой замечательной картины?

Праздник бытия

Все пространство полотна сияет мягкими и ликующими красками, половину его занимает безмятежное небо с тающими как сахарная вата облаками и победно сверкающими маковками храма. Здесь словно ангелы играют в прятки с солнечными бликами, отраженными от золотых луковок с православными крестами. Другая половина полотна отдана земному раю – такому будничному, уютному и пронзительно родному. Здесь неторопливо движется жизнь чад Божьих, которые все у Него под крылом. Солнышко льет в чистый воздух на весь этот мир свет, наполняя душу необъяснимо радостным чувством.

История создания полотна

Как однажды заметил Василий Поленов, «Московский дворик» получился у него экспромтом. После длинного заграничного путешествия художник искал в Москве квартиру, увидел на двери одного из домов объявление о сдаче внаем и тут же зашел в комнаты. Из окна ему открылся вид, который живописец тотчас зарисовал. Казалось, он и сам не ожидал, что после колоритных пейзажей Европы он найдет в Москве такой «свежий и оригинальный материал». Это случилось в 1877 году. «Московский дворик» Поленова на холсте был в этот момент пустым. Только годом позже художник доработал картину, и на ней появились люди и животные. Вот этот второй вариант Поленов и отправил на передвижническую выставку, где холст обрел широкую славу и был приобретен Павлом Третьяковым для своей знаменитой галереи. Первый же вариант картины художник подарил Ивану Тургеневу, с которым был хорошо знаком по литературному кружку, организатором коего был писатель. Поленов очень ценил Тургеневские «Записки охотника», считая это произведение бриллиантом русской литературы. Писатель преподнес художнику этот сборник с автографом.

картина московский дворик поленова

Старомосковский уют

Купеческую Москву недаром называли большой деревней. Ее застройки сильно отличались от торжественных и мрачноватых линейных перспектив Санкт-Петербурга. Московский ландшафт определялся не проспектами, а дворами и садами, окружавшими особняки. Деревенский патриархальный уклад, царивший там, покорил сердце художника, долго жившего в северной столице и теперь поселившегося в Дурновском переулке близ улицы Арбат.

В том же ракурсе сегодня

Место, что изобразил живописец, можно отыскать в современной Москве, правда, оно до неузнаваемости изменилось. Сохранилась лишь церковь Спаса-на-Песках. Ниже можно увидеть, как московский дворик Поленова выглядит теперь. Нет уже ни того дворика, ни мягкой идиллии, царившей там. Только уличный перекресток своеобразно перекликается с тем, который на полотне обозначает внутреннее пространство живописного старомосковского двора.

 анализ картины поленова московский дворик

Откуда черпать вдохновение

Манит и вдохновляет зрителя картина «Московский дворик» Поленова. Кем-то из искусствоведов замечено, что опоэтизировать прозаический пейзаж мастеру позволила любовь к людям и к жизни. Действительно, тайна притяжения связана с личными душевными качествами художника: эту картину мог написать только по-настоящему хороший человек – искренний и внимательный, отзывчивый и духовно богатый.

Василий Дмитриевич Поленов был даровитым и широко образованным человеком. Его таланты с раннего детства поощрялись в семье. Отец Поленова был ученым-археологом, мать писала книги для детей. Юноша с блеском закончил Академию художеств, одновременно в Петербуржском университете он получил диплом юриста. Василий Дмитриевич был не чужд музыки, пел в хоре Академии и сочинял музыкальные произведения. Но в истории мирового искусства все-таки знаменитым стал Поленов-художник. «Московский дворик» как зеркало отразил многогранность личности своего автора. В картине есть и пристальное внимание к деталям, и мелодичная гармония. Достаточно вглядеться в стройные плавные линии зданий и колоколен, пересекающихся тропинок, тщательно выписанной на переднем плане травы. Даже дворовые сорняки – репейник, крапива и чертополох не выглядят неряшливыми, а благостно вписываются в общую живописную симфонию.

Любимые образы

Детальный анализ картины Поленова «Московский дворик» позволяет понять, почему этот холст сразу стал художественным событием и трогает сердца по сей день.

В эту картину хочется долго всматриваться, погружаться в спокойный гармоничный мир, дарящий зрителю восторг узнавания. Начало лета, свежая травка устилает мягким изумрудным ковром землю, тут и там растут трогательные ромашки, почти нигде нет тени, все освещено ласковыми солнечными лучами.

поленов художник московский дворик

Присутствие людей делает пейзаж особенно близким и понятным. Молодая женщина вынесла из дома полное ведро, направляется покормить кур, которые деловито выклевывают из земли семена и червячков. Неподалеку нежится под теплым солнышком и тихонько прядет ушами лошадка, запряженная в телегу. Затеяли веселую игру не то с кошкой, не то со щенком двое малышей, в двух шагах взахлеб рыдает, сложив на животе ручонки, завязанная платком кроха. Что-то с увлечением рассматривает на переднем плане композиции стриженая девочка в синей юбке с фартуком и в белой крестьянской рубахе.

Краски, запахи и звуки

василий поленов московский дворик

«Московский дворик» Поленова дает зрителю возможность насладиться не только летними красками и исходящим от картины почти осязаемым теплом. Холст дарит нам целую гамму звуков и запахов, которые тотчас возникают в воображении. Стрекочут в траве кузнечики, гомонят ребятишки, кудахчут куры, кричат вороны и галки, тихонько шелестит зеленая листва. Сладкий запах молодой травы, солнца, тополиных почек и свежей выпечки сопровождают зрительные ощущения, которые рождает картина.

«Московский дворик» Поленова интересен и с колористической точки зрения. Радость бытия передана в чистых, свежих ярких цветовых тонах. Здесь нет унылых серых оттенков, цвет насыщен солнечным светом и небесной лазурью. Даже тени на стенках и крышах строений – рыжие, прохладно-зеленоватые, голубые.

Этим отрадным, глубоко лиричным ощущением картина отсылает нас к чудесным литературным произведениям позапрошлого века – к стихам Афанасия Фета, к роману Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне».

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.