Идеология народничества. Революционное народничество. Народничество - это...

Что мы знаем о народничестве? Возможно, нам следовало бы углубить знания? Прочитав эту статью, вы наверняка найдете для себя что-то новое.

Итак, народничество - это общественно-политическое движение определенного слоя интеллигенции, а также идеологическая доктрина в Российской империи 2-ой половины 19 - нач. 20 веков. Целью сторонников данного направления была выработка национальной модели некапиталистической эволюции и постепенная адаптация населения к условиям продолжающейся модернизации. Народничество - это система идей, которая господствовала в основном в странах с преобладающим аграрным складом экономики в период перехода в индустриальную стадию развития (кроме России, это была Польша, а также Украина, страны Кавказа и Прибалтики).

В настоящее время в науке существует мнение, что ее представители обращались к массам, руководствуясь не только политической целесообразностью незамедлительной ликвидации самодержавия (это было целью революционного движения в те времена), но и внутренней потребностью сближения двух культур - народной и образованного сословия. Народничество - это разновидность утопического социализма вместе с определенными проектами реформирования многих сфер жизни государства. Распространение данного явления способствовало сплочению нации путем снятия сословных различий и сформировало предпосылки создания единого правового общества для представителей всех его слоев.

революционное народничество

Родоначальники народничества

Ими стали Герцен и Чернышевский. Но первые признаки можно обнаружить уже в творчестве А. Н. Радищева, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и А. Я. Чаадаева, которые в своих произведениях проявляли большой интерес к социальным проблемам, "правде жизни". Именно отсюда и берет свое начало народничество в России.

Герцен

народничество это

В 1830 годы Герцен увлекся гегельянством, он полагал, что главной в общественном прогрессе должна быть перспектива развития личности, и преодоление социальной и духовной деспотии над ней. Однако, разочаровавшись в развитии Европы, он поверил в нашу страну, в народничество в России. Герцен видел ее будущее в трансформации отношений собственности, в основу которых должна быть положена солидарность и взаимопомощь членов общества. Все эти течения народничества он нашел в общине. Герцен ценил нравственный облик крестьян в России, ставил их "природный" коллективизм намного выше индивидуалистических стремлений европейцев. Сформулированные им принципы легли в основу концепции самобытного "русского социализма".

Чернышевский

народничество в россии

Чернышевский, напротив, был увлечен "западничеством", и его идея социального прогресса базировалась на вере в универсальность общественно-экономического развития, а также общность европейского и российского путей развития. В отличие от мирной герценовской концепции "нереволюционного социализма", он не исключал разрешения социальных вопросов насильственным методом. Чернышевский хорошо осознавал необходимость длительной просветительской и политической работы в народе для решения его основных социальных проблем. Этот общественный деятель пропагандировал идеи освобождения крестьян с землей без всякого выкупа, ликвидацию бюрократии, взяточничества, проведение реформ государственного аппарата, организацию местного самоуправления, созыв всесословного представительного учреждения и установление конституционного порядка. Многие отечественные радикалы находили в его трудах отнюдь не призывы к длительной пропагандистской работе, но идею революционных преобразований страны.

народничество век

Эти два подхода - умеренное (либеральное) и радикальное (революционное) народничество стали причиной возникновения двух течений. Революционным считается направление середины 1850 годов и до 1881 года. После убийства императора Александра II (1 марта 1881) и до начала 20 века наибольшее распространение получил либеральный подход.

Народничество - это особое явление культуры

Происхождение народничества связано с историей становления интеллигенции в России. Идея сострадания к неправде человека (Бердяев) окрасила собой всю систему общественного сознания нашей страны во второй половине 19 века. Идеология народничества пыталась объединить элементы западничества и славянофильства. Их взгляды - некапиталистический путь развития, переход к социализму с сохранением коллективизма сельской общины - стали обособленным и значимым явлением русской философии и культуры. Эта система идей в целом содержала элементы деятельного развития действительности, несмотря на утопичность. В основе морального идеала - вера в Нравственность и Добро, которые способны изменить мир к лучшему. Народники не верили в Бога, были убежденными атеистами, тем не менее, в их идеях уживались понятия "социализм" и "христианские ценности".

Приверженцы этого течения освобождали общественное сознание из-под диктата церкви, но сохраняли общекультурные христианские традиции. Идеология народничества сделала самодержавие невосприимчивым к разумным альтернативам государственного либерализма. Либералы виделись властям бунтовщиками, поэтому царская власть находила для себя опору только в консервативном окружении, что, в конечном итоге, ускорило ее гибель.

Направления и течения

По степени радикализма различают:

  • консервативное течение;
  • либерально-революционное;
  • социально-революционное народничество;
  • анархистское.

Консервативное крыло было связано со славянофилами (Страховым, Григорьевым). Его деятельность наименее изучена и представлена в основном творчеством сотрудников журнала "Неделя" П. Червинского и И. Каблица.

Представители либерально-революционного (центристского) крыла 60-70-х годов 19 века: Елисеев (журнал "Современник"), Златовратский, Оболенский, Михайловский, Короленко (1868-1884, "Отечественные записи"), Кривенко, Южаков, Воронцов и другие. Ведущими его идеологами были Лавров и Михайловский.
Сторонников социально-революционного направления народничества во главе с Ткачевым и в некоторой степени Морозовым не устраивала нацеленность на пропаганду и долгую подготовку к социальному взрыву. Их влекла идея ускорения, форсирования революции.

течения народничества

Анархистское крыло оспаривало необходимость преобразований в рамках страны. Народники-анархисты Кропоткин и Бакунин скептически относились к власти, считая ее порабощающей и подавляющей свободу личности. Как оказалось, это течение скорее сыграло разрушительную роль, хотя имело в теоретическом плане ряд позитивных идей.

Первые кружки и организации

В 1856-1858 годах существовал пропагандистский кружок в Харьковском университете. В 1861 на смену ему в Москве пришло объединение под руководством П. Э. Агриропуло и П. Г. Заинчевского. Его члены единственным способом преобразования окружающей действительности считали революцию.

"Земля и воля"

Наиболее влиятельной тайной организацией Петербурга в 1861-1864 годах была "Земля и воля". Ее члены (Слепцов, Курочкин, Обручев, Утин, Рымаренко) мечтали об "условиях для революции". В программе этого общества фигурировала передача земли крестьянам (планировалась за выкуп), замена всех чиновников выборными лицами, снижение расходов на армию и царский двор. Однако эти положения так и не получили должной поддержки в народе, и в итоге организация самораспустилась, оставаясь даже не обнаруженной царскими охранительными службами.

"Ишутинцы"

направления народничества

Революционное общество Ишутина выросло из кружка, входящего в организацию "Земля и воля". Его целью было подготовить крестьянскую революцию посредством заговора интеллигентских групп. Стремясь воплотить в жизнь некоторые идеи Чернышевского по созданию мастерских и артелей, члены общества открыли в Москве бесплатную школу в 1865 году, переплетную и швейную мастерские, вели переговоры, касающиеся создания коммуны, с рабочими Людиновского железоделательного завода в Калужской губернии, основали ватную фабрику на началах ассоциации в 1865 году в Можайском уезде. "Ишутинцы" планировали побег Чернышевского с каторги, но их деятельность прервалась 4 апреля 1866 покушением Каракозова, одного из членов этого общества, на императора. По этому делу более 2000 народников попали под следствие, 36 были приговорены властью к разным мерам (Каракозов - повешен, Ишутин помещен в одиночную камеру в Шлиссельбургскую крепость, где впоследствии сошел с ума).

"Народная расправа"

движение народничества

Эта организация во главе с Нечаевым представляла радикальное движение народничества и была создана в 1869 году в Москве и Петербурге. Она насчитывала 77 человек. Ее целью также была подготовка "народной революции". Сергей Нечаев олицетворял в этой организации фанатизм, беспринципность, лживость и диктат. Против него открыто выступал П. Л. Лавров, который считал, что "никто не должен без крайней необходимости рисковать нравственной чистотой борьбы, и не должна пролиться ни одна лишняя капля крови". Нечаев же призывал к террору, провокациям. Он был уверен, что такие методы станут полезны для расшатывания режима, приблизят светлое будущее. Иванов, выступавший против Нечаева, позже был обвинен в предательстве и убит. Полиция раскрыла это уголовное преступление, и руководитель организации бежал за границу, но был найден, арестован и судим как уголовный преступник.

Идеология эта не прошла бесследно, отразившись и на революционной мысли других государств. Так, в популистских движениях стран третьего мира на протяжении многих последующих лет встречалось народничество (век XX).

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.