Качество образования в условиях реализации ФГОС НОО и ООО. Реализация ФГОС как условие повышения качества образования

Методическое обеспечение качества образования в условиях реализации ФГОС имеет большое значение. В течение десятилетий в учебных заведениях сложилась система работы, оказывающая определенное влияние на профессиональную компетентность преподавателей и достижение ими высокого результата обучения и воспитания детей. Однако новое качество образования в условиях реализации ФГОС требует корректировки форм, направлений, способов и оценки методической деятельности.

качество образования в условиях реализации фгос

Актуальность вопроса

В настоящее время методическое обеспечение педагогического процесса представлено в качестве определенной системы, посредством которой преподаватель реализует собственную модель обучения, воспитания и развития детей. Она включает в себя выбор конкретных технологий, внедрение и отработку их в процессе деятельности, индивидуализацию и дифференциацию, изменение содержания обучения. ФГОС как основа повышения качества образования предъявляет к учебному заведению определенные требования. Выполняя их, учреждение не останавливается на достигнутом, совершенствует управленческие механизмы. Это приводит к переходу на новый уровень, в рамках которого формируется инновационная школа. В ней решаются организационно-экономические и педагогические задачи. Таким образом, улучшается качество образования. В условиях реализации ФГОС ДОУ играет не менее важную роль, чем среднее учебное заведение. На этом этапе закладывается фундамент для последующего развития индивидуальных способностей каждого ребенка.

Характеристика системы

Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС ориентировано на формирование устойчивых механизмов развития инновационной модели мониторинга педагогического процесса в заведениях на разном уровне. Эта система позволяет достичь соответствия региональным и социальным потребностям, предполагает плановость процесса. В процессе работы определяются ключевые психолого-педагогические условия, посредством которых обеспечивается эффективность образования.

Ключевые элементы

Реализация ФГОС как условие повышения качества образования базируется на:

  1. Критериях и показателях анализа педагогического процесса.
  2. Работе преподавательского коллектива по изучению вопросов качества образования. Этот элемент позволяет выявить те направления и компоненты, которые следует совершенствовать.
  3. Контрольно-измерительных материалах.
    качество образования в условиях реализации фгос ооо

Организационная база

Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС, равно как и педагогического процесса в средних учебных заведениях, должно оцениваться и улучшаться системным образом. Для этого разработаны теоретические положения:

  1. Управление качеством педагогического процесса призвано ликвидировать несоответствие результатов образовательной работы школы реалиям, имеющим место в информационном обществе сегодня.
  2. Жизненным циклом для получения результатов выступает год.

Достижение запланированного уровня показателей педагогической деятельности характеризуется выявлением новых возможностей и потребностей учеников. Это стимулирует преподавателей осуществлять поиск инновационных технологий, отказываться от устаревших приемов и форм организации своей профессиональной деятельности. Улучшая качество начального образования в условиях реализации ФГОС, учебное заведение осуществляет целенаправленное освоение системы требований. Педагогическая среда в учреждении находится в постоянном обновлении, сохраняя контакт с информационным обществом.

Инновации

Под ними следует понимать методики, существенно изменяющие результаты педагогического процесса. Эти подходы способствуют усовершенствованию или созданию новых:

  1. Воспитательных, дидактических, образовательных систем.
  2. Содержания процесса обучения.
  3. Педагогических технологий.
  4. Форм, методов, средств развития личности, создания условий для воспитания и обучения.
  5. Технологий управления школой и всей образовательной системой в целом.
    качество образования в условиях реализации фгос ноо

Для внедрения инноваций выстраивается системная стратегия изменения обучающегося, преподавателя, всего учебного заведения. Качество образования в условиях реализации ФГОС НОО улучшается путем проектирования процессов на технологическом, организационном, содержательном уровне. Эти три элемента, взаимно проникая друг в друга, формируют органичную единую систему. При изменении одних компонентов, корректируются и другие. Это, в свою очередь, приводит к преобразованиям во всей системе. В последнее время отмечается интенсивный поиск новых идей. На теоретическом и практическом уровнях активно прорабатываются вопросы гуманизации, дифференциации, профилизации, интеграции. Однако ни одна из этих концепций не может рассматриваться как главная, всеохватывающая в сложной педагогической системе.

Что такое качество образования в условиях реализации ФГОС?

Оно рассматривается как обобщенная мера эффективности функционирования педагогической системы учебного учреждения. Качество образования в условиях реализации ФГОС - это результат воспитательного и обучающего процессов. Они организовываются в соответствии с целями и задачами, поставленными в программе. От того, насколько полно они соответствуют потребностям детей, будет зависеть эффективность всей педагогической системы. Целью должно выступать целостное развитие подрастающего поколения, готовность к самоопределению, творчеству и самосовершенствованию, самостоятельной организации собственной жизни каждого ученика. Качество образования в условиях реализации ФГОС - это интегральная характеристика. Она отражает уровень соответствия педагогического и рабочих процессов в учебном заведении, выраженных в показателях и критериях, установленным государственным требованиям, достигаемым в действительности результатам, индивидуальным и общественным ожиданиям. Эта характеристика показывает степень усвоения содержания учебного материала, нравственного, психического и физического развития, которого достиг ребенок в соответствии с его индивидуальными стремлениями и возможностями. Качество образования в условиях реализации ФГОС выступает как ключевой показатель успеха учебного заведения. В этой связи организация мероприятий, направленных на его улучшение, выступает приоритетной задачей для администрации учреждения.

качество начального образования в условиях реализации фгос

Конкретизация

Качество образования в условиях реализации ФГОС ООО, как и прочих ступеней педагогического процесса, разъясняется через целевые компоненты программы, требования к учебной среде, ожидаемым результатам. Освоение государственных стандартов предполагает формирование в учебных заведениях инновационной системы оценки достижений детей. Это, наряду с прочим, обуславливает необходимость создания современной управленческой системы.

Ожидаемые показатели

В качестве ключевой цели реализации образовательных программ выступает обеспечение запланированных результатов по достижению выпускниками на каждой ступени умений, знаний, установок, компетенций и навыков. Они определяются личностными, общественными, семейными, государственными потребностями, а также возможностями каждого ребенка, его индивидуальными особенностями и состоянием здоровья.

Индивидуальные результаты

В их число входят:

  1. Способность и готовность обучающихся к личностному самоопределению и саморазвитию.
  2. Сформированность мотивации к получению знаний и осуществлению познавательной целенаправленной деятельности.
  3. Формирование систем значимых межличностных и социальных отношений.
  4. Создание ценностно-смысловых установок, посредством которых отражаются индивидуальные, гражданские позиции в деятельности.
  5. Способность формулировать цели и выстраивать жизненные планы.
  6. Сформированность общественных компетенций.
  7. Способность осознавать российскую идентичность в поликультурном социуме.
    реализация фгос как условие повышения качества образования

Метапредметные показатели

К ним относят:

  1. Освоенные обучающимися УУД и межпредметные понятия.
  2. Способность использовать знания и навыки в познавательной, учебной практике.
  3. Самостоятельность при планировании и обучении, организации взаимодействия со сверстниками и педагогами.
  4. Формирование индивидуальной траектории в образовании.

Предметные результаты

В их числе:

  1. Освоенные детьми в процессе обучения умения, специфические для конкретной предметной сферы.
  2. Виды деятельности, направленные на получение новых знаний в рамках дисциплины, их преобразования и применения в различных ситуациях.
  3. Формирование научного представления об основных теориях, видах отношений, владение терминологией приемами и методами.

Критерии эффективности

Требования, установленные для реализации основных обучающих программ в образовательном учреждении, характеризуют финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должно осуществляться освоение учебного материала. Критерием эффективности внедрения этих стандартов выступает формирование среды, которая:

  1. Гарантирует охрану и укрепление психологического, физического и социального здоровья детей.
  2. Обеспечивает достижение целей педагогического процесса, его высокое качество, открытость и доступность для обучающихся и их родителей, а также для всего общества, духовно-нравственное воспитание и развитие.
  3. Учитывает специфику психофизического возрастного развития детей, особенности организации процесса образования на конкретной ступени.
    качество дошкольного образования в условиях реализации фгос

Возможности участников

Условия, в которых осуществляется реализация учебно-воспитательных программ, должны обеспечить:

  1. Достижение запланированных результатов усвоения материала, в том числе детьми с ограниченными возможностями.
  2. Развитие личности, способностей, самореализацию, удовлетворение познавательных интересов, в том числе, талантливых и одаренных, посредством организации внеурочной и учебной, общественно-полезной деятельности, социальной практики, клубов, системы кружков, секций, студий с использованием возможностей, которыми обладают учреждения по дополнительному образованию детей, спортивные и культурные организации.
  3. Получение детьми ключевых компетенций, которые составляют базу для последующего успешного обучения и ориентации в профессиональном мире.
  4. Формирование общественных ценностей, основ гражданской идентичности.
  5. Индивидуализацию образовательного процесса через проектирование и реализацию собственных планов детей.
  6. Эффективную самостоятельную работу при содействии преподавателей.
  7. Участие детей и родителей, педагогических работников, а также представителей общественности в разработке и совершенствовании основных учебных программ и условий их реализации.
  8. Организацию сетевого взаимодействия ОУ, направленного на достижение большей эффективности педагогического процесса.
  9. Включение детей в преобразование социальной среды, формирование опыта общественной деятельности, лидерских качеств.
  10. Использование современных технологий деятельностного характера.
  11. Формирование навыков безопасного для окружающей среды и человека здорового образа жизни, экологической грамотности.
    фгос как основа повышения качества образования

Одной из ключевых целей, стоящих перед педагогическим коллективом и органами управления образованием выступает обновление устаревших учебных программ, технологий и методик их реализации, приведение их в соответствие с динамикой развития всей системы, запросами детей и их родителей с учетом особенностей региона.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.