Методическое обеспечение качества образования в условиях реализации ФГОС имеет большое значение. В течение десятилетий в учебных заведениях сложилась система работы, оказывающая определенное влияние на профессиональную компетентность преподавателей и достижение ими высокого результата обучения и воспитания детей. Однако новое качество образования в условиях реализации ФГОС требует корректировки форм, направлений, способов и оценки методической деятельности.
Актуальность вопроса
В настоящее время методическое обеспечение педагогического процесса представлено в качестве определенной системы, посредством которой преподаватель реализует собственную модель обучения, воспитания и развития детей. Она включает в себя выбор конкретных технологий, внедрение и отработку их в процессе деятельности, индивидуализацию и дифференциацию, изменение содержания обучения. ФГОС как основа повышения качества образования предъявляет к учебному заведению определенные требования. Выполняя их, учреждение не останавливается на достигнутом, совершенствует управленческие механизмы. Это приводит к переходу на новый уровень, в рамках которого формируется инновационная школа. В ней решаются организационно-экономические и педагогические задачи. Таким образом, улучшается качество образования. В условиях реализации ФГОС ДОУ играет не менее важную роль, чем среднее учебное заведение. На этом этапе закладывается фундамент для последующего развития индивидуальных способностей каждого ребенка.
Характеристика системы
Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС ориентировано на формирование устойчивых механизмов развития инновационной модели мониторинга педагогического процесса в заведениях на разном уровне. Эта система позволяет достичь соответствия региональным и социальным потребностям, предполагает плановость процесса. В процессе работы определяются ключевые психолого-педагогические условия, посредством которых обеспечивается эффективность образования.
Ключевые элементы
Реализация ФГОС как условие повышения качества образования базируется на:
- Критериях и показателях анализа педагогического процесса.
- Работе преподавательского коллектива по изучению вопросов качества образования. Этот элемент позволяет выявить те направления и компоненты, которые следует совершенствовать.
- Контрольно-измерительных материалах.
Организационная база
Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС, равно как и педагогического процесса в средних учебных заведениях, должно оцениваться и улучшаться системным образом. Для этого разработаны теоретические положения:
- Управление качеством педагогического процесса призвано ликвидировать несоответствие результатов образовательной работы школы реалиям, имеющим место в информационном обществе сегодня.
- Жизненным циклом для получения результатов выступает год.
Достижение запланированного уровня показателей педагогической деятельности характеризуется выявлением новых возможностей и потребностей учеников. Это стимулирует преподавателей осуществлять поиск инновационных технологий, отказываться от устаревших приемов и форм организации своей профессиональной деятельности. Улучшая качество начального образования в условиях реализации ФГОС, учебное заведение осуществляет целенаправленное освоение системы требований. Педагогическая среда в учреждении находится в постоянном обновлении, сохраняя контакт с информационным обществом.
Инновации
Под ними следует понимать методики, существенно изменяющие результаты педагогического процесса. Эти подходы способствуют усовершенствованию или созданию новых:
- Воспитательных, дидактических, образовательных систем.
- Содержания процесса обучения.
- Педагогических технологий.
- Форм, методов, средств развития личности, создания условий для воспитания и обучения.
- Технологий управления школой и всей образовательной системой в целом.
Для внедрения инноваций выстраивается системная стратегия изменения обучающегося, преподавателя, всего учебного заведения. Качество образования в условиях реализации ФГОС НОО улучшается путем проектирования процессов на технологическом, организационном, содержательном уровне. Эти три элемента, взаимно проникая друг в друга, формируют органичную единую систему. При изменении одних компонентов, корректируются и другие. Это, в свою очередь, приводит к преобразованиям во всей системе. В последнее время отмечается интенсивный поиск новых идей. На теоретическом и практическом уровнях активно прорабатываются вопросы гуманизации, дифференциации, профилизации, интеграции. Однако ни одна из этих концепций не может рассматриваться как главная, всеохватывающая в сложной педагогической системе.
Что такое качество образования в условиях реализации ФГОС?
Оно рассматривается как обобщенная мера эффективности функционирования педагогической системы учебного учреждения. Качество образования в условиях реализации ФГОС - это результат воспитательного и обучающего процессов. Они организовываются в соответствии с целями и задачами, поставленными в программе. От того, насколько полно они соответствуют потребностям детей, будет зависеть эффективность всей педагогической системы. Целью должно выступать целостное развитие подрастающего поколения, готовность к самоопределению, творчеству и самосовершенствованию, самостоятельной организации собственной жизни каждого ученика. Качество образования в условиях реализации ФГОС - это интегральная характеристика. Она отражает уровень соответствия педагогического и рабочих процессов в учебном заведении, выраженных в показателях и критериях, установленным государственным требованиям, достигаемым в действительности результатам, индивидуальным и общественным ожиданиям. Эта характеристика показывает степень усвоения содержания учебного материала, нравственного, психического и физического развития, которого достиг ребенок в соответствии с его индивидуальными стремлениями и возможностями. Качество образования в условиях реализации ФГОС выступает как ключевой показатель успеха учебного заведения. В этой связи организация мероприятий, направленных на его улучшение, выступает приоритетной задачей для администрации учреждения.
Конкретизация
Качество образования в условиях реализации ФГОС ООО, как и прочих ступеней педагогического процесса, разъясняется через целевые компоненты программы, требования к учебной среде, ожидаемым результатам. Освоение государственных стандартов предполагает формирование в учебных заведениях инновационной системы оценки достижений детей. Это, наряду с прочим, обуславливает необходимость создания современной управленческой системы.
Ожидаемые показатели
В качестве ключевой цели реализации образовательных программ выступает обеспечение запланированных результатов по достижению выпускниками на каждой ступени умений, знаний, установок, компетенций и навыков. Они определяются личностными, общественными, семейными, государственными потребностями, а также возможностями каждого ребенка, его индивидуальными особенностями и состоянием здоровья.
Индивидуальные результаты
В их число входят:
- Способность и готовность обучающихся к личностному самоопределению и саморазвитию.
- Сформированность мотивации к получению знаний и осуществлению познавательной целенаправленной деятельности.
- Формирование систем значимых межличностных и социальных отношений.
- Создание ценностно-смысловых установок, посредством которых отражаются индивидуальные, гражданские позиции в деятельности.
- Способность формулировать цели и выстраивать жизненные планы.
- Сформированность общественных компетенций.
- Способность осознавать российскую идентичность в поликультурном социуме.
Метапредметные показатели
К ним относят:
- Освоенные обучающимися УУД и межпредметные понятия.
- Способность использовать знания и навыки в познавательной, учебной практике.
- Самостоятельность при планировании и обучении, организации взаимодействия со сверстниками и педагогами.
- Формирование индивидуальной траектории в образовании.
Предметные результаты
В их числе:
- Освоенные детьми в процессе обучения умения, специфические для конкретной предметной сферы.
- Виды деятельности, направленные на получение новых знаний в рамках дисциплины, их преобразования и применения в различных ситуациях.
- Формирование научного представления об основных теориях, видах отношений, владение терминологией приемами и методами.
Критерии эффективности
Требования, установленные для реализации основных обучающих программ в образовательном учреждении, характеризуют финансовые, кадровые, материально-технические и прочие условия, в которых должно осуществляться освоение учебного материала. Критерием эффективности внедрения этих стандартов выступает формирование среды, которая:
- Гарантирует охрану и укрепление психологического, физического и социального здоровья детей.
- Обеспечивает достижение целей педагогического процесса, его высокое качество, открытость и доступность для обучающихся и их родителей, а также для всего общества, духовно-нравственное воспитание и развитие.
- Учитывает специфику психофизического возрастного развития детей, особенности организации процесса образования на конкретной ступени.
Возможности участников
Условия, в которых осуществляется реализация учебно-воспитательных программ, должны обеспечить:
- Достижение запланированных результатов усвоения материала, в том числе детьми с ограниченными возможностями.
- Развитие личности, способностей, самореализацию, удовлетворение познавательных интересов, в том числе, талантливых и одаренных, посредством организации внеурочной и учебной, общественно-полезной деятельности, социальной практики, клубов, системы кружков, секций, студий с использованием возможностей, которыми обладают учреждения по дополнительному образованию детей, спортивные и культурные организации.
- Получение детьми ключевых компетенций, которые составляют базу для последующего успешного обучения и ориентации в профессиональном мире.
- Формирование общественных ценностей, основ гражданской идентичности.
- Индивидуализацию образовательного процесса через проектирование и реализацию собственных планов детей.
- Эффективную самостоятельную работу при содействии преподавателей.
- Участие детей и родителей, педагогических работников, а также представителей общественности в разработке и совершенствовании основных учебных программ и условий их реализации.
- Организацию сетевого взаимодействия ОУ, направленного на достижение большей эффективности педагогического процесса.
- Включение детей в преобразование социальной среды, формирование опыта общественной деятельности, лидерских качеств.
- Использование современных технологий деятельностного характера.
- Формирование навыков безопасного для окружающей среды и человека здорового образа жизни, экологической грамотности.
Одной из ключевых целей, стоящих перед педагогическим коллективом и органами управления образованием выступает обновление устаревших учебных программ, технологий и методик их реализации, приведение их в соответствие с динамикой развития всей системы, запросами детей и их родителей с учетом особенностей региона.