Майкл Найман: жизнь и творчество

Творчество Майкла Наймана известно широкой публике благодаря картинам режиссера Питера Гринуэя. Однако лишь единицы знакомы с его серьезными произведениями, которые уже сегодня отнесены к числу классики мирового музыкального искусства.

Майкл Найман

Биография

Майкл Найман родился в 1944-м году в одном из лондонских пригородов в семье евреев, эмигрировавших из Польши.

Он окончил престижную школу сэра Джорджа Монокса, а затем учился в Королевском колледже Лондона, где его преподавателем был известный британский композитор и пианист Алан Буш. Позже Найман был принят в Королевскую академию музыки. Там молодой человек сосредоточил свое внимание на изучении произведений европейских композиторов семнадцатого века в стиле барокко.

В годы учебы Майклу Найману удалось стать лауреатом премии памяти Говарда Карра, а в 1965-1966-м годах он был направлен в Румынию для изучения музыкального фольклора этой страны.

После возвращения на родину Майкл Найман сотрудничал с журналами «The Listener», «The Spectator» и «The New Statesman» в качестве музыкального критика и занимался исследованиями в области современного искусства.

В 1974 году вышла в свет его книга-исследование «Экспериментальная музыка: Джон Кейдж и после него».

Майкл Лоуренс Найман

Сотрудничество с Питером Гринуэем

Первая совместная работа композитора с этим знаменитым кинорежиссером, принесшая Найману мировую славу, была представлена зрителям в 1976 году. Однако они познакомились задолго до этого.

По воспоминаниям самого маэстро, их свела общая знакомая еще в 1961-м году. В последующие годы режиссер и музыкант дружили, однако речи о сотрудничестве не было. Лишь спустя 15 лет Гринуэй предложил Найману написать саундтрек к одной из своих картин. Поскольку именно в этот период композитор стал творить в минималистическом стиле, его музыка как нельзя лучше подошла к фильмам, которым «музыка была не особенно нужна».

Творческий тандем Найман-Гринуэй просуществовал целых 15 лет, за которые было написаны саундтреки к более чем 20-ти картинам.

В их числе такие известные фильмы как «Книги Просперо» и «Отсчет утопленников».

Сотрудничество режиссера и композитора прекратилось, когда они поняли, что исчерпали возможности совместного творчества.

Майкл Найман пианино

Майкл Найман. «Мемориал»

Самой запоминающейся киномелодией, которую композитор написал для фильмов Гринуэя, считается композиция «Мемориал». Это произведение звучит в картине «Повар, вор, его жена и ее любовник» и является одним из наиболее часто исполняемых творений Наймана. «Мемориал» посвящен памяти жертв Эйзельской трагедии, произошедшей в мае 1985 года, когда около 40 болельщиков футбольного клуба «Ювентус» погибли при обрушении трибуны стадиона.

Несколько позже была представлена новая версия этого произведения с другой оркестровкой и вокальной партией.

Майкл Найман «Пианино»

Композитор неоднократно сотрудничал и с другими режиссерами. В числе его наиболее удачных работ особое место занимает музыка к картине «Пианино» Джейн Кэмпион. Она включена в число 100 лучших саундтреков всех времен. Картина «Пианино» получила множество престижных кинонаград, включая премии и номинации за лучшее оригинальное музыкальное сопровождение.

музыка Майкла Наймана

Творчество

Майкл Найман является обладателем многогранного таланта и разнообразных интересов в сфере музыки. Подтверждением сказанному является создание им камерного оркестра «Кэмпиелло-бэнд». В нем средневековые инструменты звучат вместе с современными, а репертуар включает произведение композиторов эпохи барокко, исполняемые в оригинальной манере.

Кроме того, в 2010-м году Найман выпустил альбом «Музыка к Вертову», включающий саундтреки, написанные им к 2-м фильмам режиссера Дзиги Вертова.

Композитор создает и произведения далекие от классики. В частности, он является автором саундтрека к компютерной игре «EnemyZero», а также рок и поп-композиций, написанных вместе с Дэвидом Мак Элмонтом и Дэймоном Албарном. Ему принадлежат и несколько песен на стихи Рембо, Шекспира и Целана.

Таким образом, музыка Майкла Наймана используется в самых разных качествах и прекрасно сочетается как с высокой поэзией, так и текстами рок-баллад.

«Дидона. Пролог»

В октябре 2012-го года в Перми состоялась мировая премьера концертного варианта оперы Майкла Наймана. Она была представлена под названием «Дидона и Пролог» и, говоря кинематографическим языком, представляет собой приквел известного произведения Генри Перселла, написанного 330 лет назад. По сюжету новой оперы действие происходит в 1689 году в пансионе благородных девиц в Челси. Туда приезжает тенор Генри Боумен, которому поручили поставить оперу «Дидона и Эней». Вскоре девушки, которых он выбирал для участия в спектакле, и их воспитательница начинают вести себя так, как персонажи произведения Перселла.

В Пермской премьере главные роли исполнили петербургский певец Владимир Вьюров, Мария Людько и Наталья Кириллова. Сам маэстро на премьере не присутствовал, хотя был очень рад, что она состоялась именно в России, к которой он питает давнюю любовь.

Майкл Найман мемориал

Собственные фильмы

Как и все по-настоящему талантливые люди, Майкл Найман находит для себя различные площадки для самовыражения. В частности, с 1968 года музыкант время от времени представляет публике свои собственные фильмы, которые сняты на любительскую камеру. Самыми известными из них являются:

  • «Любовь, любовь, любовь» (1968 год);
  • «Москва 11:19:31» (1997 год);
  • «Найман с киноаппаратом» (2010 год).

Теперь вы знаете, кто такой композитор Майкл Лоуренс Найман. Многим людям, далеким от искусства, его музыка может показаться странной и непривычной. Однако специалисты давно причислили Наймана к числу классиков, что крайне редко случается с композиторами при жизни.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.