Что такое биомеханика Мейерхольда?

Среди великих театральных режиссеров имя Всеволода Эмильевича Мейерхольда стоит несколько особняком. Может быть, виной тому определенная непонятость и чересчур яркая индивидуальность. Или советская власть пыталась ретушировать ошибки и старалась не упоминать фамилию талантливого человека, расстрелянного в 1940 году. Но в развитие театра он внес грандиозную лепту. Созданная великим творцом система подготовки актеров навсегда вошла в театральный обиход под названием "биомеханика Мейерхольда".

Изменение традиций

Разработанная Всеволодом Мейерхольдом биомеханика – не просто одна из наиважнейших систем подготовки актера, которая появилась в начале ХХ века и нашла свое развитие в творчестве многочисленных продолжателей и учеников. По своей природе биомеханика В. Мейерхольда – это сложный и интригующий творческий процесс, который стоит интерпретировать в более широком аспекте. В двуедином пространстве смысловой составляющей подготовки актера словно присутствуют несколько ипостасей. Одна из них заинтересована в точном механическом функционировании человеческого тела – рациональном и предсказуемом. Другая компонента словно пытается раздвинуть природные рамки, повысить планку развития, достичь идеала.

биомеханика Мейерхольда

Сама революционность метода, известного как биомеханика Мейерхольда, состоит в том, что ее создатель считал работу драматурга и режиссера только подготовительным этапом. Вся эмоциональная нагрузка спектакля должна была выполняться совместно наиболее активными сторонами – актером и зрителем.

Мейерхольд (1874-1940): краткая биография

Невозможно понять предпосылки возникновения метода, не познакомившись с жизнью его создателя. Он родился в обрусевшей католической семье. Получил образование в Московском театрально-музыкальном училище (класс В. И. Немировича-Данченко). Работал в МХТ, а позднее организовал театральную труппу в Херсоне.

С 1905 года работал в Москве. Как режиссер был приглашен К. С. Станиславским (Театр-студия на Поварской), а позднее В. Ф. Комиссаржевской (Драматический театр). В этот период Мейерхольд поставил целый ряд спектаклей в условно-символичной манере – характеры персонажей не прорабатывались, а сюжет передавался условно.

В начале 20-х годов сформировалась новая авторская концепция, которую стал энергично продвигать Мейерхольд – биомеханика. Упражнения, использовавшиеся в ходе репетиций, позволяли добиться слаженной, четкой работы группы артистов. В основе метода было не взаимодействие личностей, а состояние целого общества. Он искал воплощение идеала коллективизма. Высказанные законы конструктивизма и биомеханики отрицали движение от внутреннего мира к визуальному отображению. Мейерхольд полагал, что внешние факторы играют решающую роль, и через них необходимо доносить до зрителя переживания и внутренний мир героев. Натренированный актер-универсал, владеющий ритмикой и идеально управляющий своим телом – вот что было необходимо режиссеру для воплощения его замыслов. Над претворением своей идеи в жизнь режиссер работал до последних дней.

Мейерхольд биомеханика кратко

В июне 1939 года В. Э. Мейерхольд был арестован НКВД по ложному обвинению. Под пытками он признался в антисоветской деятельности, но в дальнейшем смог отречься от своих показаний. Приговор был вынесен 1 февраля 1940 года. Приведен в исполнение на следующий день. В 1955 году Всеволод Эмильевич был реабилитирован (посмертно).

По следам марионеток

Большое влияние на творчество Мейерхольда оказали труды немецкого драматурга и писателя Генриха фон Клейста (1777-1811), в особенности его эссе, посвященное театру марионеток. Автор считал, что человеческие возможности не существуют самостоятельно, но управляются высшими силами. Все люди в его понимании были лишь марионеточными существами, подчиненными Богу. Разрыв этой связи мог бы привести к освобождению человека и возврату его в состояние полной первобытной гармонии. Хотя автор допускал, что такое событие могло бы породить и невообразимый хаос. Биомеханика Мейерхольда в значительной мере опирается на суждения, высказанные Клейстом.

Режиссер сумел сформировать систему подготовки, в которой актер мог бы достичь совершенства, дисциплинировал свое тело. Быть одновременно творцом и материалом для воплощения, контролировать и быть контролируемым в своей пластике – вот задача, которую ставит перед собой театральная биомеханика Мейерхольда.

биомеханика В. Мейерхольда

Не только театр

Уникальная методика подготовки актеров была предана забвению в течение многих лет и не изучалась специалистами. В этом можно усмотреть политические причины гонения, которые сопровождали гениального режиссера в конце его жизни: сталинские чистки, в результате которых оказался ликвидирован театр Мейерхольда, арест его самого и расстрел в феврале 1940 года. В принципе, до наших дней биомеханика Мейерхольда могла и не дойти. Метод, вычеркнутый из официальной истории театра, на время исчез из профессионального дискурса.

Несмотря на рассекречивание архивов, в 90-е годы все тонкости оригинальной методики оказались утраченными. Некоторые детали сохранились только в трудах учеников и последователей, которые при жизни режиссера посещали мастер-класс по биомеханике Мейерхольда. Сам он в своих записях не оставил разъяснений о принципах и основах своей системы, и применяемые в наше время методики базируются исключительно на воспоминаниях очевидцев.

биомеханика разработанная Мейерхольдом

Социальные аспекты

Влияние биомеханики на артистическое становление и рост возможностей актера огромно. Но этим не ограничивается ее потенциал. Возможно, что система имеет не только художественную ценность. Хотя сам Мейерхольд никогда не выпускал из поля зрения театральных резонов, но полагал, что потенциал биомеханики гораздо обширнее. Для того чтобы понять это точку зрения, необходимо рассмотреть, что такое биомеханика Мейерхольда, в историческом контексте.

Система создана в результате экспериментов режиссера с традиционными театральными жанрами: комедия dell’arte или японский театр кабуки. Но одновременно с этим методика создавалась в период, когда Мейерхольд полностью поддерживал коммунистические идеи. Он хотел средствами театрального искусства передать не только восприятие мира художником. Классовая борьба, социальные проблемы, создание нового человеческого типа – этими вопросами занимался Мейерхольд. Биомеханика кратко и концентрированно отражала революционные идеи своего времени – совместное хозяйствование, коллективный труд и другие. Но при этом она не переставала быть гениальной в художественном смысле, прекрасным физическим тренингом и театральным методом.

что такое биомеханика Мейерхольда

Биомеханика и социомеханика

Для полного понимания сущности рассматриваемого процесса необходимо вернуться в то время, когда сформировалась биомеханика Мейерхольда. Одним из его оппонентов был яркий идеолог революции и нового театра А. В. Луначарский – театровед, критик и первый народный комиссар просвещения Советской России. Он часто критически относился к экспериментам режиссера, но считал его, несомненно, талантливым и самобытным творческим человеком. Именно Луначарский ввел в обиход понятие «социомеханики» – системы, призванной изучать человеческую природу в ее натуральной общественной среде и благодаря этому создавать реальные сценические образы современника.

Несмотря на явное противопоставление двух школ, Всеволод Эмильевич во многом соглашался со своим визави. Совпадали их взгляды на долг и цели искусства. Оба сходились на том, что лучше всего человек характеризуется классовым сознанием и положением в обществе, а не индивидуальными качествами психологии. Биомеханика, разработанная Мейерхольдом, стала отражением революции на театральных подмостках. Именно так представлял себе ее предназначение создатель системы.

биомеханика Мейерхольда система упражнений

С научной точки зрения

На основании каких внутренних посылов появилась биомеханика Мейерхольда? Театральная система отчасти базировалась на знаниях, далеких от сферы искусства. В ее фундамент легли исследования американского инженера Фредерика Тейлора (1856-1915). Его теория эффективной организации труда была применена на театральных подмостках. Точность движений актеров и их эргономика достигались изнурительными упражнениями и разделениями на циклы игры: намерения, действия, реакции. В этом видна прямая аналогия с тейлоровскими «рабочими циклами».

Целый ряд передовых знаний своего времени использовала биомеханика Мейерхольда. Система упражнений для подготовки актеров базировалась на исследованиях по психологии Ивана Павлова (1849-1936), использовала работы В. М. Бехтерева (1857-1927) в области рефлексологии. Психологическое состояние героя пьесы как совокупность рефлексов прослеживается в постановке пьесы «Лес» А. Н. Островского: чувства героя здесь заменены на прыжки. Каждый новый взлет влюбленного выше предыдущего. Премьера этого спектакля состоялась в театре Мейерхольда в 1924 году.

Мейерхольд биомеханика упражнения

Студия биомеханики

Попытки режиссера Мейерхольда найти подходящее помещение для занятий по собственной системе были отражены даже в карикатурах тех лет. На одной из них четверорукий Мейерхольд хватается за все здания, до которых может дотянуться. Это были и Александринский театр, и Суворинский, и киноателье, в котором он хотел создать свою мастерскую. В результате помещение было найдено и вошло в историю театра как Студия на Бородинской.

В учебную программу входили занятия боксом, фехтованием, гимнастикой, классическим и современными танцами, пением, дикцией, жонглированием. Дополнительно к этому преподавалась история театра, экономика и биология. С учетом разнообразия изучаемых предметов можно смело утверждать, что биомеханика Мейерхольда – это полноценная система обучения актера.

Актер нового типа

Требования к актерам выдвигались жесткие. Они должны были объединить на сцене драматическую игру и китайскую оперу, хореографию и эквилибристику, гимнастику и клоунаду. Вот такие задачи ставил Мейерхольд. Биомеханика кратко и в сжатые сроки позволяла добиваться необходимого эффекта. Благодаря ей каждый из актеров мог постоянно улучшать и совершенствовать багаж своих выразительных средств. Всеволод Эмильевич считал, что театр не терпит неподвижности, всегда торопится и признает только современность. И театральный актер должен не бездумно идти в ногу со временем, а обязан искать и экспериментировать.

биомеханика Мейерхольда театральная система

Эксперимент

Созданная студия не должна была стать основой нового театра и не брала на себя задач актерской школы. Ее предназначение было другим – стать своеобразной театральной лабораторией. Биомеханика Всеволода Мейерхольда требовала изучения актерской пластики и сценического движения, импровизации и строгого следования режиссерскому замыслу.

Творческие эксперименты в рамках новой системы не ограничивались лишь работой с актерами. Черпая вдохновение из эстетики цирка, ярмарочного театра, комедии dell’arte, режиссер перестроил внутреннее пространство. Он отказался от кулис и разделения на сцену и зрительный зал. Для актеров создал трехмерные металлические конструкции, которые назвал «машинами игры». Как иллюстрация – постановка спектакля «Великодушный рогоносец» по пьесе Ф. Кроммелинка (1886-1970). Одетые в синие комбинезоны актеры играли на сцене без декораций в окружении гимнастических снарядов. В других спектаклях использовались многоуровневые площадки, строительные леса, лестницы и подмостки, соединяющиеся со зрительным залом.

мастер-класс по биомеханике Мейерхольда

Практическое воплощение

Одним из предлагаемых упражнений режиссер поразил своих студентов. «Прыжок на грудь» – известное упражнение, иллюстрирующее возможности, которые предоставляла биомеханика В. Э. Мейерхольда. Его простейшее воплощение отражается уже в самом названии. Один из актеров в статичной позе стоит на сцене, поставив одну ногу впереди другой. Второй студент разбегается и прыгает прямо на него. При этом он выставляет согнутые в коленях ноги вперед и обхватывает шею партнера. Первый актер успевает подхватить одной или двумя руками ноги под коленями прыгающего.

Анализ этого этюда показывает, насколько должны быть скоординированы в пространстве оба актера. Их движения доводятся до автоматизма. Сила прыжка, динамики и траектории полета полностью подчинены логике коллективного выполнения поставленной режиссером цели. При этом каждый из актеров исполняет свою индивидуальную задачу, направленную на достижение общего, совместного результата. В этом и заключалась основная обучающая нагрузка, которую несла в себе биомеханика Всеволода Мейерхольда.

театральная биомеханика Мейерхольда

В наше время

Несмотря на прошедшие годы, мейерхольдовская система подготовки актеров не утеряла своей привлекательности. Она по-прежнему является предметом обсуждения и изучения в театральных кругах. Можно сказать, что при своем появлении биомеханика В. Э. Мейерхольда значительно опередила время. Многие из студентов, впитавших систему Всеволода Эмильевича в его студии, стали известными актерами и режиссерами. Их стараниями замыслы прославленного мастера передались последующим актерским поколениям и не прервались во времени вместе с роковым выстрелом, глухо прозвучавшим в подвалах Лубянки зимой 1940 года.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 4
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.