Боевой шведский танк: обзор моделей и описание

Одним из признаков независимости государства является обязательное наличие у него Вооруженных Сил. Армия любой страны разделяется на несколько основных направлений, а именно: Воздушные силы, Морские силы и Сухопутные силы. В свою очередь, сухопутные войска в обязательном порядке укомплектовываются танковыми подразделениями, без которых невозможно представить осуществление крупных военных операций. В данной статье пойдет речь о таком виде армейской техники, как шведский танк. О нем поговорим подробнее.

шведский танк

Историческая справка

Первая мировая война не прошла мимо шведских военных в том плане, что они внимательнейшим образом следили за бронированной техникой и искали различные пути модернизации своей армии. Изначально шведы хотели приобрести у англичан танк для его детального изучения, однако от идеи в итоге отказались, поскольку шведское руководство решило, что сделка слишком дорогостоящая (40 000 крон).

Немецкие махинации

Первый шведский танк был трактором. На первый взгляд, это звучит глупо, но именно под видом этой сельскохозяйственной техники Германия после поражения в войне продала Швеции 10 своих танков LK-II. При этом машины поставлялись в разобранном виде, а окончательная сборка танков осуществлялась на шведской земле. Самая первая боевая машина была собрана скандинавами в апреле 1922 года, а уже в августе все десять штук были в боевой готовности. Осенью 1924 года эти шведские танки получили название М/21.

шведская ветка танков

Модернизация

В период 1924-1925 годов на этих машинах проводились опыты по установке радиостанций. Все 10 танков оказались настоящим «первым учебником» для шведских военных инженеров и для всей промышленности. В 1929 году каждая из этих боевых единиц прошла модернизацию: на них установили шведские двигатели Scania Vabis 1554, мощность каждого из которых составляла 85 лошадиных сил (немецкий аналог имел 56 л. с.).

Мнение Генерального штаба

В 1928 году начальник Генштаба Хаммаршельд озвучил требования, которым должен был соответствовать шведский танк:

  • Оптимальная огневая мощь (на машине должны быть установлены два пулемета и пушка).
  • Превосходная проходимость по местности страны (минимум 10 км/ч по пересеченной местности и не менее 20 км/ч по обычной дороге).
  • Броня должна защитить от огня пушки калибром 37 мм.
  • Масса танка не должна превышать 12 тонн, чтобы он мог без проблем проезжать через мосты.

Предложения инженеров

Сразу же были поданы несколько проектов от различных компаний. В частности танк Mogårdshammarstridsvagnen был предложен в шести вариантах, среди которых нашлось место машине, имеющей возможность перемещения по железной дороге. Однако проект не получил развития по причине смерти его автора.

В свою очередь, компания "Ландсверк" предложила свой шведский танк STRV под названием L-5. Он обладал способностью передвигаться и на гусеницах, и на специально опускаемых колесах для езды по шоссе. Из вооружения было орудие калибром 37 мм и два пулемета. Однако при этом очень слабым было бронирование машины, которое выдерживало лишь пулеметный огонь.

шведские танки

Эпоха 1930-х годов

Этот шведский танк не был принят на вооружение, но стал в итоге основой для производства в 1930 году машины L-30 – колесно-гусеничного танка. Эта боевая техника на испытаниях 1931 года смогла показать превосходные скоростные характеристики. Имея боевую массу 11 500 кг, на гусеницах танк разгонялся до 35 км/ч, а на колесах – до 75 км/ч.

Впоследствии шведские танки 30 годов получили лишь гусеничный ход. От колес отказались. Наибольшую популярность получили машины L-10, производимые фирмой "Ландсверк". Они имели по две тележки, на каждой из которых присутствовали два опорных катка. В свою очередь, катки выполнялись сдвоенными и имели резиновый бандаж. Тележки же в сборе закреплялись на кронштейне в нижней части борта корпуса и имели амортизацию. Лобовая броня машины была равна 24 мм. Из вооружения на машине имелась 37-мм пушка производства фирмы "Бофорс", снаряд которой с дистанции 300 метров пробивал 42-миллиметровый лист металла, с дистанции 1000 м – лист 28 мм. Также имелся и пулемет калибра 6,5 мм.

В 1934 году "Ландсверк" предложил еще две новые разработки для Вооруженных сил: танк L-100, который имел небольшой собственный вес и был предназначен для разведки, а также L-60 – наследник L-10, который изначально должен был идти на экспорт, и потому армия Швеции закупила несколько первых этих машин лишь в 1937 году. Танк L-60 имел 15 мм брони и автоматическое орудие калибра 20 мм.

В 1939 году на вооружение был принят танк М-39, оснащенный полуавтоматической пушкой "Бофорс" диаметром 37 мм и двумя пулеметами. Башня имела новую конструкцию.

Период 1940-х годов

Если рассматривать шведские танки Второй мировой войны, то важно отметить, что развитию танкостроения в это время в Швеции поспособствовал опыт немецких военных, который и заставил шведов пересмотреть свои взгляды на танковые войска в целом.

В 1942 году в Швеции была одобрена программа, направленная на развитие Вооруженных сил и предусматривающая создание трех танковых бригад. В каждой из них должно было быть два батальона. Суммарное количество боевых машин насчитывало 315 лёгких единиц и 228 тяжелых.

Шведский легкий танк m/40K был одним из самых востребованных в армии этой скандинавской страны. Машина получила усиленную подвеску, а также двигатели с мощностью 160 лошадиных сил. Лобовое бронирование составляло до 50 мм, а бортовое – до 20 мм. Также есть информация, что шведам удалось получить от Германии механические трансмиссии, схожие с теми, которые применялись на m/39.

Шведская ветка танков m/41 также имела усиленную броню лобовой и кормовой частей. Башня получила упрощённую конструкцию, но вместе с тем и более мощную броню. Все конструктивные изменения привели к тому, что инженерам пришлось увеличить длину корпуса на 65 мм и повысить емкость баков для топлива (со 190 до 230 литров). Также рассматривалась возможность использования более эффективной сварной конструкции корпуса и башни, однако было решено, что переформатирование производства займет слишком много времени, и в итоге от этой идеи отказались.

Шведские танки m/42 имели вес, равный 22,5 тонны. Экипаж машины составлял четыре человека. Бронированная техника в качестве вооружения имела 75-мм спаренную пушку и два пулемета калибром 8 мм. Третий пулемет был установлен на курсовой установке. Корпус и башня танка сваривались между собой и имели обтекаемую форму. Собирались они с использованием отлитых деталей в лобовой части. Броня машины достигала 55 мм (некоторые источники говорят, что этот показатель даже достигал 80 мм). Моторы и трансмиссия производились в нескольких исполнениях, которые получили соответствующий двухбуквенный индекс. Ранние модели танков были оборудованы сдвоенной двигательной установкой с мощностью 325 лошадиных сил и имели механическую трансмиссию и электромеханическое управление. Несколько позже машины начали производить с автоматической трансмиссией для каждого из двигателей. А еще чуть позже танки начали выпускать с одним двигателем производства фирмы «Вольво», мощность которого, по разным данным, могла достигать от 380 до 410 лошадиных сил. Кроме того, нашлось место и автоматической трансмиссии, которая была уже единой.

шведские тяжелые танки

Невзирая на все технические различия, все танки m/42 имели одинаковую максимальную скорость передвижения – 42 км/ч.

Отдельно было собрано несколько моделей для командиров, эти образцы специально оснащались вспомогательной радиостанцией, имеющей 70-ваттный передатчик. Он размещался на месте курсовой пулемётной установки, ствол которой заменялся качественно выполненным макетом.

В период 1944-1945 годов основную ударную силу танковых войск Швеции составили машины m/42. Эти шведские танки, фото которых приведено ниже, значительно превосходили своих предшественников и в вооружении, и в распределении функций экипажа. Но, несмотря на все это, уже в середине 1944 года этот образец находился внизу рейтинга средних танков на основании существующих тогда мировых стандартов. Его короткоствольное орудие диаметром 75 мм было довольно малоэффективно в связи с невысокой начальной скоростью полета бронебойного снаряда. К этому также стоит добавить и довольно серьёзные проблемы с надежностью: ходовая часть быстро изнашивалась, перегружался механизм поворота, отказывала электромеханическая трансмиссия.

Артиллерийские установки самоходного типа

В сентябре 1941 года глава армии утвердил необходимость разработки и производства САУ. Уже в начале 1942 года испытания прототипа установки на шасси танка m/38 с пушкой калибра 74 мм показали, что данное направление производства весьма перспективное.

Дальнейшая работа выявила, что самым оптимальным было шасси m/41. В марте 1943 года началась разработка САУ с пушкой калибра 75 мм m/02. В том же году были проведены испытания машины Pav m/43, которые показали, что лучше всего себя зарекомендовала гаубица 105 мм.

В 1944 году самоходные установки были приняты на вооружение с маркировкой Sav m/43. Эти машины позаимствовали шасси у m/41 SII, на месте подбашенной коробки была размещена рубка, оснащенная лобовой броней толщиной 50 мм. В роли орудия выступала пушка диаметром 75 мм. Однако с 1945 года калибр начали менять на 105 мм. Боевой комплект составлял 43 выстрела. Для использования в качестве штурмового орудия САУ не подошла, так как у нее отсутствовал пулемёт и требуемая защита от противотанковых орудий.

шведские танки фото

Послевоенный период

Шведские тяжелые танки начали разрабатываться в 1949 году. Проект по созданию тяжелых и мощных машин получил шифр KRV. Конечной целью работы было создание тяжеловесного танка, боевая масса которого должна была составлять 40-45 тонн.

Изначально в качестве главного орудия рассматривались пушки 105, 120 и 155 мм. Орудие калибра 155 мм было наиболее интересно, но от него все же отказались. Проведя определённый анализ, военные остановили свой выбор на 120-мм нарезной пушке.

Изучение компоновки привело к тому, что инженеры убедились: для обеспечения требуемой массы и габаритов танка необходимо отказаться от привычной всем башни. Самым оптимальным вариантом посчитали переход на качающуюся башню, которая должна была состоять из двух частей. Нижнюю часть планировалось расположить на погоне. Она отвечала бы за горизонтальное наведение орудия. Верхняя же часть перемещалась в вертикальной плоскости.

Дабы новая шведская ветка танков получила развитие, было решено приобрести у Франции тяжелый танк AMX 50. Изучив все его особенности, шведы запустили проект, получивший название KRV Emil. Создатели планировали разработать башню, имеющую все необходимое оборудование и автоматику, с тем чтобы в ней не было нужды располагать человека. Конечно же, такой подход вызвал трудности, но все же было разработано три варианта будущего танка.

Первый предусматривал производство машины массой в пределах 28 тонн. Модель должна была быть 5,8 метра в длину, 2,6 метра в ширину и 2,35 метра в высоту. Калибр пушки – 120 мм.

Передняя часть танка должна быть пристанищем для механика-водителя, средняя отводилась под качающуюся башню, а задняя – под моторно-трансмиссионное отделение. В башне должны были расположиться наводчик и командир танка. Броня машины на бортах и корме была равна 20 мм, а в лобовой части – 70 мм. Башня же оснащалась еще более серьёзной защитой: в лобовой части 150 мм, по бокам и сзади – 30 мм. Двадцативосьмитонный танк планировалось оборудовать мощным двигателем 550 л. с.

Самой интересной частью машины была башня, имеющая качающуюся часть. Кроме того, ее ограниченные объемы обязывали оснастить боевую технику эксклюзивным автоматом заряжания. В кормовой части башни было запланировано разместить два барабана, на которых бы находились снаряды, а также линию заряжания, досылания и подачи боекомплекта.

Второй вариант танка KRV Emil предусматривал использовать более мощную пушку и толстую броню. Лобовая часть должна была иметь толщину 145 мм, борт – 60 мм. Масса машины должны была увеличиться до 38 тонн. Запланированная мощность двигателя находилась на уровне 665 л. с.

Третий вариант - наиболее тяжелый в прямом смысле этого слова, поскольку машина должна была весить 42 тонны и иметь двигатель 810 л. с. Уровень защиты при этом оставался одинаковым со вторым вариантом танка.

К сожалению для шведской армии, проект KRV Emil так и не был увенчан положительным результатом. Проблемы с разработкой и создание качающейся башни привели к тому, что шведские военные приняли решение закупить зарубежную технику, поэтому танки британского производства стояли на вооружении Швеции до начала 2000-х годов.

шведские танки 30 годов

Истребитель танков

Шведский танк Strv 103 являлся основной боевой единицей бронетанковых войск Швеции в 1960-х годах. Собственно говоря, это не столько танк, сколько их истребитель. Он наделен уникальной компоновкой, что проявляется в отсутствии башни и жёстком соединении орудия с корпусом. Наведение пушки осуществляется за счет поворота машины и наклона корпуса с использованием подвески. Также это первый на планете танк, в котором помимо дизельного был установлен и газотурбинный двигатель.

Вооружение машины – пушка 105 мм, три пулемета калибра 7,62 мм, один зенитный пулемет, два четырехствольных гранатомёта. Основным двигателем является дизель К-60 мощностью 240 л. с., а вспомогательным – «Боинг-502» мощностью 330 л. с.

Также танк имел дублирующие органы управления, расположенные в кормовой части. Благодаря этому находящийся там радист при необходимости мог также управлять машиной и вести ее задним ходом.

Шведский проект

В 1997 году фирма Hägglunds начала создавать новый шведский танк. Проект получил код CV 90-120.

В этом танке применили шасси на базе БМП С90. Также добавили специальные ребра жёсткости, которые позволяли сохранить стабильность машины после выстрела пушки калибра 120 мм. Правда, из-за этого были несколько снижены динамические характеристики.

Мотор танка – 8-цилиндровый агрегат Scania, развивающий мощность 640 л. с., трансмиссия машины – Perkins X 300. Все это позволяет танку при собственном весе 26 тонн разгоняться с полным боекомплектом до 70 км/ч. Геометрия гусениц и днища оптимизирована для езды машины по снежному покрытию. Водитель может воспользоваться тремя телескопическими приборами для обозрения местности.

Шведский танк-невидимка CV90120 имеет автоматическую систему подачи снарядов и заряжания. Машина может совершать до 14 выстрелов в минуту. Боекомплект составляет 45 снарядов. Пушка оснащена специальным прибором, осуществляющим абсорбцию образующейся после выстрела копоти.

Автоматические приводы позволяют башне выполнять круговое вращение и перемещать орудие в пределах от – 8 до +22 градусов. Стрелок имеет возможность пользоваться лазерным дальномером, прибором целеуказания, тепловизором.

Невидимость танка обеспечивается применением системы маскировки Adaptiv, работающей в инфракрасном диапазоне.

Наружная часть Adaptiv – пластинки с шестью углами. С помощью такой конструктивной особенности танк не только становится невидим для противника, но и способен генерировать так называемый ложный фантом, который «рисует» электроника. При необходимости машина разбрызгивает вокруг себя облако аэрозоли, которое удерживает экран невидимости более двух минут. Емкость состава равна 300 литрам.

шведский легкий танк

Предусмотрена в машине и электронная защита, которая ставит в известность экипаж о том, что по их курсу расположена разведывательная единица. После чего есть возможность как непосредственного уничтожения обнаруженной техники, так и постановки помех.

Заключение

Данный обзор шведских танков является кратким. Современная техника не стоит на месте, и сфера оборонного комплекса не исключение. Танки дня сегодняшнего – высокотехнологичные машины, способные быстро перемещаться, обнаруживать и уничтожать противника.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.