Мероприятия по патриотическому воспитанию в школе: план, сценарий

Патриотом принято называть человека, который по-настоящему любит свою страну, готов защитить ее при возникновении реальной опасности, желает Отчизне процветания и развития.

мероприятия по патриотическому воспитанию в школе

Как стать патриотом

Мероприятия по патриотическому воспитанию в школе направлены на привитие подрастающему поколению гордости за родной край, страну. С рождения настоящими патриотами не становятся. Формируются подобные качества при изучении истории своей нации, народных традиций, в процессе общения с природой.

мероприятия по патриотическому воспитанию в начальной школе

Роль семьи

Несмотря на то что в последнее время все чаще проводятся мероприятия по военно-патриотическому воспитанию в школе, основы гражданских качеств зарождаются в семье. Именно от родителей зависит формирование естественной привязанности ребенка к народному творчеству. Для этого мама читает малышу народные сказки, поет колыбельные. Именно в семье происходит первоначальное культурное развитие ребенка, передаются модели поведения и семейные ценности.

план мероприятий по патриотическому воспитанию в школе

Значение школы в формировании патриотизма

Все мероприятия по патриотическому воспитанию в начальной школе проводятся в тесной связи с семьей. Это взаимодействие педагогов и семьи дает максимальный результат – формирование настоящего маленького патриота. Мероприятия по гражданско-патриотическому воспитанию в школе реализуются с помощью духовно-нравственного направления. Такие понятия, как долг, честь, совесть, в современном мире, к сожалению, потеряли свою реальную ценность.

мероприятия по военно патриотическому воспитанию в школе

Этапы воспитания патриотизма

Работа по воспитанию высококультурного и честного гражданина должна начинаться с 6-7-летнего возраста, то есть в старшей группе детского сада. Для этого воспитатель знакомит малышей с правилами поведения в обществе, нравственными нормами. Мероприятия по патриотическому воспитанию в школе выстраиваются согласно плану. Для младших классов они представлены в виде ролевых игр, на старшей ступени обучения подразделяются на индивидуальные, коллективные проекты.

мероприятия по гражданско патриотическому воспитанию в школе

Планирование

План мероприятий по патриотическому воспитанию в школе составляется на учебный год. В нем указывают все основные разработки школьного, районного, регионального уровней, направленные на развитие у школьников гражданственности. Существует несколько основных направлений, которые выделяют в планировании духовно-нравственной деятельности в образовательном учреждении:

  • Формирование патриотических чувств, толерантного отношения к свободам и правам человека, развитие гражданственности.
  • Воспитание уважительного отношения к жизни, трудолюбия.
  • Формирование привязанности к здоровому образу жизни, семейным ценностям.
  • Бережное отношение к природе.
  • Развитие чувства прекрасного, правильного восприятия культурных и художественных ценностей.

патриотическое воспитание в школе сценарий мероприятия

Привлечение общественности

Для формирования у школьников подобных чувств недостаточно только работы педагогов, усилий родителей. Мероприятия по патриотическому воспитанию в школе должны включать беседы с представителями общественности, направленные на становление моральных качеств, правил общественного поведения. Субботники, выезды на природу, направленные на формирование экологической культуры, организуются совместно с родителями, представителями органов местного самоуправления.

Деловые игры, классные часы, тематические праздники помогают педагогу реализовывать патриотическое воспитание в школе. Сценарий мероприятия может быть разработан самим учителем либо взят готовый вариант, созданный коллегами.

разработки мероприятий по патриотическому воспитанию в школе

Предназначение духовно-нравственного воспитания

Оно является основополагающим элементом школьного образования, направлено на формирование у подрастающего поколения таких качеств, как трудолюбие, доброта, искренность. Часто мероприятия по патриотическому воспитанию в школе имеют культурно-историческую специфику. Педагог старается воспитывать в детях бережное отношение к историческим корням, природе, людям. Вместе с родителями, представителями общественности учителя создают условия для толерантности к представителям разных религий и народностей. Каждая школа разрабатывает свой план мероприятий месячника патриотического воспитания в школе, стараясь привлечь к ним максимальное количество школьников, педагогов, их родителей. Традиций в русской культуре достаточно много, в задачу педагога входит воспитание у школьников чувства ответственности перед семьей, государством, Родиной, привитие любви к природе своего края.

Примеры разработок

Предлагаем разработки мероприятий по патриотическому воспитанию в школе. Они предназначены для работы классного руководителя на старшей ступени обучения.

Классный час «Онега – городок у Белого моря»

Цель: формирование любви к родному городу, природе родного края.

Образовательный аспект: формирование гражданской позиции, знакомство с родным краем, развитие навыков работы с компьютерной техникой.

Воспитательный аспект: формировать любовь и ответственность за природу.

Развивающий аспект: развивать коммуникативные умения и навыки.

Впервые о поселении Погост на Онеге упоминает устав Святослава Ольговича за 1137 год. В 16-м веке Онега - центр северного судостроения. Поморские мореходы на построенных онежанами судах ходили на Шпицберген и в Норвегию. В 1799 году на созданном в Подпорожье судне «Орел» они достигли Аляски. «Бедна Онега и печально глядит в глаза всякому проезжающему… Есть в ней опрятных домиков – два, три, но это дома богатеев и лесной конторы, которая нашла приют в этом городе...» (Максимов С. В., «Год на Севере», с. 62). «Солнце осветило Онегу… Белелась на горе каменная церковь… Белело еще каменное здание, оно оказалось неизменным казенным казначейством…» (Максимов С. В., «Год на Севере», с. 62).

Учитель: "В середине 20-го века Онега была красивым и чистым городом. Ваши родители много времени тратили на благоустройство своего любимого города. Что же мы видим сейчас? На улицах лежат грязные бутылки, пластиковые упаковки. Никому нет дела до чистоты в городе. Неужели мы с вами останемся равнодушными к тому, что творится в нашем городе?"

Ребята: "Конечно, нет".

Учитель: "Ребята, давайте вместе подумаем, что мы можем сделать для нашего города".

Ребята работают коллективно, пробуют сформулировать, чем они могут помочь городу.

Предложения:

  1. Озеленить проблемные участки и территории вдоль дорог.
  2. Поставить на улицах еще больше мусорных контейнеров.
  3. Создать площадки для выгула собак.
  4. Формировать экологическую культуру у детей с самого раннего возраста. Для этого проводить различные экологические игры, экологические праздники, олимпиады, соревнования, походы, создать экологические музеи: заинтересовать детей в экологии.
  5. Усилить экологическую пропаганду (щиты, рекламы, пресса, телевидение).
  6. Создать “зеленую разведку” (школьники). “Зеленые разведчики” будут следить за чистотой в городе, проводить экологические субботники.

Учитель: "Жить в чистоте или прозябать в грязи? Выбор, пожалуй, очевиден для всех! Для нас, жителей Онеги, это не исключение. Нам хочется видеть вокруг себя цветущие деревья, а не мусорные кучи! Сделать Онегу чистым и благоустроенным городом – наша общая задача. И добиться этого можно, лишь понимая, что главное – это люди, а все проблемы решаемы!"

Вывод: в ходе классного часа ребята не только больше узнают о своем родном городе, они пытаются разработать меры, которые помогут родному городу.

Военно-спортивная игра «Зарница»

Цель: формирование чувства гражданской ответственности у подрастающего поколения.

Задачи мероприятия:

  • Формирование навыков здорового образа жизни.
  • Развитие интереса к истории родного края.
  • Подготовка будущих защитников Отечества.

План проведения мероприятия. Для начала на параллели 10-11-х классов формируется 3-4 команды. Ребята придумывают название, девиз, выбирают командира отряда. Педагоги разрабатывают задания для каждого этапа игры, работают в тесном сотрудничестве с представителями воинской части (при наличии), отделом военного комиссариата, пожарными службами. Преподаватель истории готовит для участников игры вопросы, связанные с интересными и важными историческими датами родного края. Учитель ОБЖ совместно с представителями пожарных служб отвечает за этап «Химическая защита». Преподаватель физической культуры в паре с представителями военкомата (либо полиции) продумывает действия юных защитников Отечества на этапе «Ловкие и смелые». Ребят знакомят с критериями выставления баллов на каждом этапе игры. В конце мероприятия подводятся итоги, награждаются победители и призеры.

Взаимосвязь школьного и воинского коллектива в последние годы приобрела особое значение. В ходе совместной работы педагогов и военных на территории страны образовано множество военно-патриотических лагерей. Помимо полевых сборов, встреч с военнослужащими у школьников есть возможность укрепить свое здоровье, лучше узнать народные традиции, культуру родного края.

Заключение

Система военно-патриотического воспитания, создаваемая в образовательном учреждении, способствует подготовке ребят к защите страны, делает работу педагогического коллектива целостной, системной, последовательной, целенаправленной. Именно перед школой поставлена такая важная и актуальная задача, как формирование истинного патриота России. Новые федеральные государственные стандарты были созданы для того, чтобы у современного учителя была реальная возможность воспитывать истинных патриотов России. Специальные программы по формированию гражданственности в подрастающем поколении введены и в дошкольных государственных учреждениях. Только в случае совместной деятельности родителей, педагогов, органов власти можно справиться с этой сложной и ответственной задачей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.