Периодическая система Менделеева и периодический закон

В период девятнадцатого века сильную реформацию претерпели многие направления, в том числе и химия. Периодическая система Менделеева, сформулированная в 1869 году, привела к единому пониманию зависимости положения простых веществ в таблице Менделеева, установившей взаимосвязь между относительной атомной массой, валентностью и свойством элемента.

Доменделеевский период химии

Несколько ранее, в начале девятнадцатого века, предпринимались неоднократные попытки систематизации химических элементов. Немецкий химик Дёберейнер провёл первую серьёзную работу по систематизации в области химии. Он определил, что ряд сходных веществ по свойствам можно объединить в группы – триады.

Ошибочность представлений немецкого учёного

Суть представленного закона триад Дёберейнера определялась тем, что атомная масса искомого вещества близка к полусумме (среднему значению) атомных масс двух последних элементов таблицы триады.

система элементов менделеева
Однако отсутствие магния в единой подгруппе кальция, стронция и бария было ошибочным.

Данный подход являлся следствием искусственного ограничения аналогичных веществ только тройственными союзами. Дёберейнер хорошо видел сходство в химических параметрах фосфора и мышьяка, висмута и сурьмы. Однако он ограничил себя отыскиванием триад. В итоге он не смог прийти к правильной классификации химических элементов.

Разделить существующие элементы на триады Дёберейнеру, безусловно, не удалось, закон явно указывал на присутствие взаимосвязи между относительной атомной массой и свойствами химических простых веществ.

Процесс систематизации химических элементов

Все последующие попытки систематизации опирались на распределение элементов в зависимости от их атомной массы. В дальнейшем гипотеза Дёберейнера была использована другими химиками. Появилось формирование триад, тетрад и пентад (объединение в группы по три, четыре и пять элементов).

Во второй половине девятнадцатого века появилось одновременно несколько работ, основываясь на которых Дмитрий Иванович Менделеев привёл химию к полноценной систематизации химических элементов. Иное строение периодической системы Менделеева привело к революционному пониманию и очевидности механизма распределения простых веществ.

Периодическая система элементов Менделеева

На заседании русского химического сообщества весной 1869 года было зачитано уведомление русского учёного Д. И. Менделеева об открытии им периодического закона химических элементов.

система менделеева
В конце этого же года было опубликована первая работа «Основы химии», в нее была включена первая периодическая система элементов.

В ноябре 1870 года он показал коллегам дополнение «Естественная система элементов и использование её к указанию качеств неоткрытых элементов». В этом труде Д. И. Менделеев впервые использовал термин «периодический закон». Система элементов Менделеева на основании периодического закона определяла возможность существования не открытых простых веществ и чётко указывала на их свойства.

Исправления и уточнения

В итоге к 1971 году периодический закон и периодическая система элементов Менделеева были доработаны и дополнены русским химиком.

В окончательной статье «Периодическая законность химических элементов» ученый установил определение периодического закона, где указывается, что характеристики простых тел, свойства соединений, а также образуемых ими сложных тел определяются прямой зависимостью согласно их атомному весу.

Несколько позже, в 1872 году, строение периодической системы Менделеева было реорганизовано в классический вид (короткопериодный способ распределения).

строение периодической системы менделеева

В отличие от предшественников, русский химик полноценно составил таблицу, ввёл понятие закономерности атомного веса химических элементов.

Характеристика элементов периодической системы Менделеева и выведенные закономерности позволили учёному описать свойства элементов, которые еще не открыты. Менделеев опирался на то, что свойства каждого вещества можно определить согласно характеристикам двух соседних элементов. Он назвал это правилом «звезды». Его суть в том, что в таблице химических элементов для определения свойства выбранного элемента необходимо ориентироваться по горизонтали и вертикали в таблице химических элементов.

Периодическая система Менделеева способна предсказать...

Таблица элементов Менделеева, несмотря на свою точность и верность, не была признана научным обществом полноценно. Некоторые великие учёные с мировым именем открыто высмеивали возможность предсказать свойства неоткрытого элемента. И только в 1885 году, после открытия предсказанных элементов - экаалюминия, экабора и экасилиция (галлий, скандий и германий), новая классификационная система Менделеева и периодический закон были признаны в качестве теоретической основы химии.

В начале двадцатого века строение периодической системы Менделеева неоднократно корректировалось. В процессе получения новых научных данных Д. И. Менделеев и его коллега У. Рамзай пришли к заключению о необходимости введения нулевой группы. В её состав вошли инертные газы (гелий, неон, аргон, криптон, ксенон и радон).

В тысяча девятьсот одиннадцатом году Ф. Содди внёс предложение размещать неразличимые химические элементы - изотопы - в одной ячейке таблицы.

В процессе долгой и кропотливой работы таблица периодической системы химических элементов Менделеева была окончательно доработана и приобрела современный вид. В её состав вошло восемь групп и семь периодов. Группы - это вертикальные столбцы, периоды - горизонтальные. В группах определено деление на подгруппы.

периодический закон и периодическая система элементов менделеева

Положение элемента в таблице указывает на его валентность, чисто электронов и химические особенности. Как выяснилось позже, в ходе разработки таблицы Д. И. Менделеевым было обнаружено случайное совпадение количества электронов элемента с его порядковым номером.

характеристика элементов периодической системы менделеева
Этот факт в дальнейшем упростил понимание принципа взаимодействия простых веществ и образование сложных. А также процесс в обратном направлении. Расчёт количества полученного вещества, а также необходимого для протекания химической реакции стал теоретически доступен.

Роль открытия Менделеева в современной науке

Система Менделеева и его подход к упорядочиванию химических элементов предопределили дельнейшее развитие химии. Благодаря правильному пониманию взаимосвязи химических констант и анализу Менделеев смог верно скомпоновать и сгруппировать элементы согласно их свойствам.

химия периодическая система менделеева
Новая таблица элементов даёт возможность ясно и чётко рассчитывать данные до начала проведения химической реакции, предсказывать новые элементы и их свойства.

Открытие русского учёного оказало прямое влияние на дальнейший ход развития науки и технологий. Не существует технологической области, которая бы не задействовала знания химии. Возможно, если бы подобное открытие не состоялось, то наша цивилизация пошла бы по иному пути развития.