Священноисповедник Афанасий Сахаров и его труды

Подписаться Рекламa на статье

Все детство и юношество святитель Афанасий Сахаров, будущий Епископ РПЦ и деятель катакомбного движениях, а в миру - Сергей Григорьевич, провел в святом граде Владимире. Трудности и испытания уже с самого детства посыпались на него градом. Но именно в такой непростой жизненной среде он постепенно мужал и получал свои благодатные силы для будущей проповеднической деятельности.

Очень рано в их семье умер отец, и Афанасий Сахаров нашел все то, что ему пригодилось для достойного вхождения в православную жизнь в родной матери. Ведь именно она желала видеть сына монахом, и за это Сергий всю жизнь был ей очень признателен.

Он любил учиться в приходской церкви и не тяготился долгими и изнуряющими церковными службами. Будущий владыка в богослужениях видел ту высшую степень молитвы Господу, которую он полюбил всем своим сердцем и душою. Будучи еще совсем юным, он предчувствовал, что будет служителем церкви и даже своим сверстникам он дерзновенно по-мальчишески хвастал, что станет архиереем.

афанасий сахаров

Афанасий Сахаров: житие

Сергей родился 2 июля (по-старому стилю) в 1887 году в селе Паревка Тамбовской губернии. Его отца звали Григорием, он был уроженцем Суздаля и работал надворным советником, а мать - Матрона - происходила из крестьян. Жили они тогда в городе Владимире.

Их семейство уважали за доброту и благочестивые нравы. На этой-то благодатной почве и взрастили они редкие духовные дарования своего единственного сына, которого назвали в честь преподобного старца Сергия Радонежского. Сергея, как и его небесного покровителя, печальника земли Русской, отличала беззаветная любовь к Церкви и к Отечеству.

А пока жизнь у него шла своим чередом. Отрок выучился рукоделию и даже начал шить и вышивать священнические облачения. Эти неприхотливые таланты ему потом очень пригодились во время ссылок и лагерей, когда он изготавливал ризы для икон. Как-то раз ему пришлось даже самому приготовить специальный плат антиминс для служения литургии для заключенных в тюрьме.

святитель афанасий сахаров

Учеба

Учиться отроку Сергию было нелегко, но он не отчаивался и упорно трудился. Вскоре его ждала Владимирская духовная семинария, затем Московская духовная академия, которую он закончил достаточно успешно. Однако юноша не возгордился, так как был по натуре скромным и смиренным, как и подобало быть настоящему монаху-молитвеннику за всех людей. В 1912 году его постригли с именем Афанасий, и вскоре он стал священником.

Особенно тщательно владыко Афанасий Сахаров изучал вопросы литургики и агиологии. Он очень внимательно относился к текстам богослужебных книг и всегда старался понять смысл особо трудных слов, примечая их на полях книг для разъяснений.

Первые труды

Еще будучи учеником Шуйского училища, он написал тропарь святочтимой Шуйско-Смоленской иконе Пресвятой Богородицы. Это был первый сочиненный им литургический гимн. А академическое сочинение, написанное им под названием «Настроение верующей души по Триоди постной», уже говорило о том, что у автора была большая осведомленность в вопросах церковной гимнологии.

Его первым духовным наставником и учителем стал архиепископ Владимирский Николай (Налимов), о котором у него навсегда осталась благоговейная память. Затем Афанасий Сахаров перенимал духовный опыт у ректора Московской Духовной Академии - строгого аскета и известного богослова, епископа Феодора (Поздеевского), который в дальнейшем постриг его в монахи и посвятил иеродиаконом и следом иеромонахом.

епископ афанасий сахаров

Революция

Свои церковные послушания владыко Афанасий Сахаров начал с Полтавской духовной семинарии, где он проявил себя талантливым преподавателем. Но силу ученого богослова он приобрел во Владимирской семинарии, где показал себя как убежденный и вдохновенный благовестник слова Божия. И тогда в Епархиальном совете на него легла ответственность за состояние проповеди в приходах.

Когда в России прогремела революция, иеромонаху Афанасию было 30 лет. На так называемых «епархиальных съездах» начали поднимать головы люди, которые враждебно относились к русскому православию.

В 1917 году в лавре преподобного Сергия собрались главные представители всех мужских монастырей. На этом Поместном Соборе Русской Церкви (1917-18 гг.) присутствовал и иеромонах Афанасий, которого избрали работать в отделе по богослужебным вопросам. Примерно в этот же время святитель Афанасий Сахаров работал над своей знаменитой «Службой Всем Святым, в земле Российской просиявшим.

свт афанасий сахаров

Ненависть и глумление

Революция, как страшный ураган, пролила океаны христианкой крови. Новоиспеченное народное правительство начало разорять храмы, истреблять духовенство и глумиться над мощами святых. Грозные пророчества святого Иоанна Кронштадтского сбылись, и гибель Русского Царства наступила. Отныне оно превратилось в сброд иноверцев, ненавидящих и истребляющих друг друга.

В 1919 году во Владимире, как и во многих русских городах, начались демонстративные вскрытия святых мощей перед народом, которые выставляли напоказ и высмеивали. Чтобы пресечь эти дикие надругательства, иеромонах Афанасий, возглавлявший Владимирское духовенство, установил охрану в Успенском соборе.

В храме на столах лежали святые мощи, и иеромонах Афанасий и псаломщик Потапов Александр, когда открылись перед толпой двери, провозгласили: «Благословен Бог наш!», и в ответ услышали: «Аминь!». Начался молебен святым Владимирским угодникам. Вот так в торжественное прославление превратилось желаемое толпою осквернение святынь. Люди вошли в храм и стали благоговейно молиться, ставить свечи возле мощей и отдавать поклоны.

книги афанасия сахарова

Наместник

Вскоре Сахарова уже в сане архимандрита поставили наместником древних монастырей Боголюбского и Владимирского Рождества Пресвятой Богородицы. Одним из переломных моментов в жизни владыки тогда стало его назначение епископом Ковровского викария Владимирской епархии. Возглавил хиротонию будущий Патриарх всея Руси митрополит Владимирский Сергий (Старогородский).

Но тут появилась еще одна ужасная проблема и великая боль для святительского подвига епископа Афанасия, которая стала пострашнее борьбы с противодействием неверующих властей с их целенаправленными разрушениями и закрытием храмов – раскольническое течение «Обновленчество», которое призывало к реформированию РПЦ.

Эти семена были посеяны еще до революции. Уже тогда велась тщательная подготовительная работа в стенах духовных школ и религиозно-философских обществ, которые были уделом определенной части духовенства, вышедшей из среды тогдашней интеллигенции. Но лидеры обновленцев опирались в основном на конформистов и маловеров.

Свт. Афанасий Сахаров ревностно боролся с обновленцами и не столько за их еретические убеждения, сколько за отступничество от Церкви Христовой, за иудин грех – предательства в руки палачей святителей, пастырей и мирян.

Великий проповедник и арестант

Владыко объяснял своей пастве, что раскольники, выступающие против канонического епископата, во главе которого стоял Патриарх Тихон, не имели права совершать церковные Таинства, а храмы, в которых происходят службы, безблагодатны.

Священноисповедник Афанасий Сахаров заново освящал оскверненные отступниками церкви. Он обличал тех, кто не раскаялся и увещевал их принести покаяние. Он запрещал своей пастве общаться с обновленцами, но не питать к ним злобы за захват святынь, так как святые всегда пребывают духом только с православными верующими.

Такая бурная деятельность не могла оставаться незамеченной работниками новой власти, и 30 марта 1922 года борца-священника первый раз арестовали. Свое положение в тюрьме епископ Афанасий Сахаров не считал тяжелым бременем и называл «изолятором от обновленческой эпидемии».

Больше всего он переживал за тех, кто оставался на воле и терпел от обновленцев бесчисленные издевательства и притеснения. Его длинная арестантская дорога пролегла через тюрьмы: Владимирская (Владимирская обл.), Таганская и Бутырская (г. Москва), Туруханская (Красноярский край) и лагеря: Соловецкий и Онежский (Архангельская обл.), Беломоро-Балтийский (Карелия), Мариинский (Кемеровская обл.), Темниковский (Мордовия) и т.д.

Последний его срок закончился только 9 ноября 1951 года, когда ему исполнилось шестьдесят четыре года. Но и тогда место его нахождения и судьба держались в абсолютном секрете. После освобождения уже очень больного старца поместили в дом инвалидов в поселке Потьме (Мордовии) под строгим надзором, не отличавшимся от лагерного.

Заключения

В конце 30-х годов его неоднократно арестовывали и приговаривали к высшей мере наказания, но он чудесным образом смог избежать смерти. В начале войны с фашистами его отправили в Онежские лагеря. Заключенные шли по этапу пешком, на себе они тащили вещи, дорога была тяжелая и голодная. Святитель так ослабел, что чуть не умер, но опять Господь спас его.

После Онежских лагерей святителя отправили в бессрочную ссылку в Тюменскую область. В одном из совхозов рядом с рабочим поселком Голышманово он работал на огородах ночным сторожем, потом его отправили в город Ишим, где он еле выжил, благодаря средствам своих друзей и духовных чад.

Зимой 1942 года епископа по ложному доносу срочно отправили в Москву, там его на протяжении полугода допрашивали (как обычно, по ночам). Допросы были долгими и изнурительными, однажды он длился девять часов. Но епископ не выдал ни одного имени и не подписал самооговора. Ему дали срок 8 лет Мариинских лагерей (Кемеровской обл.). В тех местах особо жестоко относились к идейным врагам советской власти. Таким людям назначались самые грязные и тяжелые работы.

Летом 1946 года на владыку опять был донос, и его снова этапировали в Москву, но вскоре доносчик изменил свои показания, и епископа отправили в Темниковы лагеря (Мордовия). Там он отбыл срок до конца. Его здоровье было подорвано и никаким физическим трудом он заниматься не мог, правда, умело плел лапти. Спустя год его отправили в Дубровлаг (та же Мордовия), где свт. Афанасий уже не работал по возрасту и состоянию здоровья.

Спасительная вера

Никогда святой Афанасий Сахаров не терял веры в Господа и всегда благодарил Его за великую милость немного пострадать за Него. Работы в лагере всегда были изнурительными и зачастую опасными из-за жестоких и вороватых уголовников. Однажды, когда он выполнял обязанности инкассатора, его ограбили, и власти наложили на него тяжелые взыскания, а потом добавили год к сроку.

На Соловках Афанасий Сахаров, епископ Ковровский, заболел тифом, и опять неминуемая смерть ожидала его, но по великой милости Божией он снова остался жить.

В тюрьмах и лагерях он неизменно держался церковного устава. Ему удавалось даже держать строгие посты, он находил некоторую возможность готовить себе постную пищу.

Для окружающих он стал духовником, который просто и задушевно утешал тех, кто обращался к нему за помощью и поддержкой. В праздности его нельзя было застать, он постоянно работал над литургическими заметками, украшал бумажные иконки бисером и смотрел за больными.

Воля

7 марта 1955 года свт. Афанасия наконец освободили из Зубово-Полянского инвалидного дома. И он уехал сначала в город Тутаев (Ярославская область), а потом перебрался в поселок Петушки Владимирской области.

Казалось, что формально он был на свободе, но власти постоянно сковывали его действия. В поселке ему разрешали служить в храме только при закрытых дверях и без архиерейского облачения. Но ничего не боялся Афанасий Сахаров. Молитвы Господу давали ему утешение и самое главное - надежду на спасение.

В 1957 году прокуратура Владимирской области опять начала расследовние его дела от 1936 года. Святителя опять ждал допрос. Его защитные доводы не принесли должных результатов и были неубедительными для следователей, поэтому его не реабилитировали.

афанасий сахаров молитвы

Святость и новые гонения

Последние свои годы владыко находил огромную радость в богослужениях в Троице-Сергиевой лавре, где его когда-то постригли. Несколько раз он сослужил Патриарху Алексию (Симанскому). Однажды на одном из богослужений все молящиеся заметили, что во время евхаристического канона старца как будто бы плавно носила какая-то сила - его ноги не касались пола.

Затем пришли годы так называемой хрущевской оттепели, однако начался новый этап либеральных гонений на православную Церковь.

Владыка в это время умножил свои молитвы всем русским святым и Покровительнице Руси Пресвятой Богородице. Он не хотел отклоняться от борьбы с приближающимся злом, и сразу попытался попросить, чтобы его назначили викарным епископом. Однако сильно пошатнувшееся здоровье не позволило ему продолжать общественное служение. Но он не унывал. Напротив, в лагерях и тюрьмах он преисполнился божьей спасительной благодати и энергии и всегда находил спасительные занятия для своей души.

Именно в темных и серых застенках он создал необыкновенную в литургическом смысле службу всем русским святым. Свою законченность она обрела после обсуждения с сокамерниками-иерархами, которые сидели с ним в застенках. Одним из таких иерархов был архиепископ Тверской Фаддей, который был прославлен церковью как священномученик.

Афанасий Сахаров: о поминовении усопших и другие труды

Когда умерла мать владыки, он побудился к написанию горячим молитвам о ней и так родился его фундаментальный труд «О поминовении усопших по Уставу ПЦ». Этот труд высоко оценил митрополитом Кирилл (Смирнов).

В августе 1941 года святитель Афанасий составил «Молебное пение об Отечестве», которое было наполнено необычайно молитвенной силой и глубоким покаянием.

В долгие периоды заключений он много работал над такими молебными пениями как «О сущих в скорбях и различных обстояниях», «О врагах, ненавидящих и обидящих нас», «О сущих в темницах и заточении», «О прекращении войн и о мире всего мира», «Благодарение о получении милостыни». Это были главные труды Афанасия Сахарова. Святитель пел Богу свои молитвы даже во вратах смерти, и Господь сохранил жизнь служителя для Церкви и Отечества.

В лихие годы испытаний он не потерял веры, а только еще больше приобрел ее. Исповедуя день и ночь о Христе, святой стяжал своей смиреной душой свет божественного духа, которого миру так не достает. К этому свету и потянулись люди со всех сторон.

Каждый искал утешения и покоя в душе. Они встречались с человеком наполненным непрестанной молитвой о каждом человеке. Он не роптал на тюремное прошлое и для каждого находил слова утешения, любви и доброты. Владыко делился своим опытом, раскрывая смысл Евангелия и жития святых угодников. Книги Афанасия Сахарова стали настольными учебниками для священнослужителей и православных людей.

После заключений, а он провел в неволе в общей сложности 22 года, святитель получал до нескольких сот писем в год. К Великим праздникам Рождества и Пасхи он посылал нуждающимся посылки и утешительные письма. Духовные дети владыки рассказывали о нем то, что он был очень простым и очень внимательным в общении, за любую, даже малую услугу, он старался, как мог, отблагодарить.

Он жил скромно, и людская внешность для него была не главным. Слава и честь для него были тоже не важны, он учил жить по Евангелию и творить добро, чтобы получить плоды воздаяния на Небесах.

труды афанасия сахарова

Смерть и канонизация

В августе 1962 года владыко стал готовиться к смерти. За несколько дней к блаженному приехали из лавры на отмечания даты пятидесятилетия монашеского пострига наместник архимандрит Пимен, благочинный архимандрит Феодорит, игумен и духовник Кирилл. В этот день, а это был четверг, святитель пребывал в благостном состоянии и благословлял присутствующих. В пятницу смерть приблизилась к нему, и он уже не мог разговаривать, только молился про себя. К вечеру он тихо произнес слова: «Молитва спасет вас всех!», затем своей рукой написал на одеяле: «Спаси, Господи!».

В 1962 году 28 октября в воскресение в день памяти свт. Иоанна Суздальского благочестивый старец мирно отошел к Господу. Час и день смерти он знал заранее. Свою прозорливость епископ Афанасий Сахаров скрывал и обнаруживал ее только в самых редких случаях, и то, только ради помощи ближним.

В 2000 году его имя было канонизировано Арихиерейским собором в лике новомучеников и исповедников Российских. Сегодня в Петушках есть церковь, где молился Афанасий Сахаров. Мощи его святые и нетленные тоже хранятся там, они помогают людям по их молитве получить помощь и защиту от Господа.

Подробную информацию о жизни святителя можно узнать из книги «Какое великое утешение вера наша», она содержит откровенные письма великого исповедника святого Афанасия.


Наши предки спали не так, как мы. Что мы делаем неправильно?
Сон
11 странных признаков, указывающих, что вы хороши в постели
Сексуальность
6 признаков, что у вас было много прошлых жизней
Мистика
Джо Метени – маньяк, который делал со своими жертвами нечто поистине ужасное
Культура
14 способов, как коты демонстрируют вам свою любовь
Домашние животные
Если у вас есть один из этих 11 признаков, тогда вы один из самых редких людей на Земле
Новый век