ЗИЛ-ММЗ 555: технические характеристики

Грузовой автомобиль ЗИЛ-ММЗ 555 выпускался на базе 130-й модели. Самосвал преимущественно рассчитан для работы в аграрной сфере, однако может использоваться для транспортировки сыпучих грузов в строительстве и других промышленных сферах. Выпуск машины начался более пятидесяти лет назад, однако и сейчас можно встретить этот транспорт в эксплуатации. Автомобиль отличается надежностью, простотой конструкции, хорошей проходимостью и вместимостью. В данном материале рассмотрим его характеристики и особенности.

зил ммз 555

Кузов самосвала

Выпускался рассматриваемый грузовик Мытищинским машиностроительным комбинатом (сейчас ОАО ММЗ) на базе ЗИЛ-130. Множественные модификации шасси предполагали использование машин в различных отраслях. Во время серийного производства автомобили постоянно усовершенствовались и дорабатывались. Например, 555-й вариант имеет укороченную основу, что обуславливает его лучшую маневренность по сравнению с конкурентами. Выгрузка груза возможна только опрокидыванием рабочей платформы назад, агрегировать с прицепным устройством позволяет шасси ЗИЛ-130 Д1.

После семидесятого года специфический округленный кузов самосвала оснастили предохранительным козырьком, защищающим кабину водителя от попадания на нее загружаемого груза (модель 555Г).

Параметры технического плана

Ниже приведены основные характеристики автомобиля:

  • Период выпуска – 1964-1975 г.
  • Длина/ширина/высота – 5,47/2,42/2,51 м.
  • Вместимость пассажиров – 3 человека вместе с водителем.
  • Снаряженный/полный вес – 4,57/9,3 т.
  • База – 3,3 м.
  • Клиренс – 27 см.
  • Порог скорости – 90 км/ч.
  • Расход горючего (л/100 км) – 26.
  • Силовой агрегат – карбюраторный четырехтактный мотор с 8 цилиндрами, расположен V-образно (объем – 6 л, мощность – 150 конских сил).
  • Компрессия – 6,5.
  • Шины – 260/508Р.

Кроме того, грузовик оснащается однодисковым сухим сцеплением, пятиступенчатой механической коробкой передач, двухдиапазонным рулевым механизмом с гидравлическим усилителем.

оао ммз

Силовая установка

Самосвал ЗИЛ-ММЗ 555 в штатном исполнении оборудуется восьмицилиндровым мотором с жидкостным охлаждением, который представляет собой переделанную версию двигателя, устанавливаемого на машины представительского класса ЗИЛ-111.

С середины семидесятых годов прошлого столетия стали монтировать агрегат 157Д, который был более экономичным. Это шестицилиндровый мотор мощностью 110 «лошадок», работающий на топливе АИ-72 и АИ-76.

На экспортных модификациях могли устанавливаться следующие силовые установки:

  • Дизель «Перкинс» (Perkins 6.345), силой 140 «коней».
  • Четырехцилиндровый вариант Valmet 411BS, работающий на дизельном топливе, выдающий 125 лошадиных сил.
  • Версия Leyland 0.400 (топливо – солярка, мощность – 135 л. с).

Для работы в регионах с особо низкими температурами предусматривалась установка предпускового обогревающего устройства. После 1997 года появились модели на природном газе (ЗИЛ-138).

Гидравлика и рулевое управление

Грузовой автомобиль ЗИЛ-ММЗ 555, технические характеристики которого приведены выше, оборудовался гидравлической системой подъема кузова. Она состоит из резервуара для рабочей жидкости (вместимость – 17 литров), механического насоса (приводится в работу при помощи вала короба отбора мощности) и гидроцилиндра подъема. Узел отбора мощности агрегирует с задней передачей коробки переключения, обеспечивая трансформацию мощности порядка 4,5 лошадиных сил.

зил ммз 555 технические характеристики

Для тех времен рулевое управление рассматриваемого автомобиля считалось модернизированным и принципиально новым. В этом блоке задействован гидроусилитель, парный насос лопастного типа, приводимый в действие при помощи ременной передачи от коленчатого вала.

Электрическая и тормозная система

ЗИЛ-ММЗ 555 имеет однопроводную электрическую систему, напряжением 12 вольт. В качестве аккумуляторной батареи используется элемент емкостью 90 А/ч (6СТ-90-ЭМ). Присутствует генератор переменного тока, обеспечивающий предельный показатель 60 Ампер. Моторы 157Д оснащались генератором постоянного тока типа Г-108-В.

Тормозной узел представляет собой барабанные элементы на всех колесах. Для срабатывания тормозов предусмотрена пневматическая система. Воздушная смесь помещена в специальный резервуар под давлением, которое нагнетается механическим компрессором. В действие он приводится посредством ременной передачи от шкива водной помпы. При двух тысячах оборотов в минуту производительность компрессора составляет 220 л/мин. Стояночный тормоз также барабанного типа, при срабатывании блокирует карданный вал.

кузов самосвала

Узел трансмиссии

Машина оборудована осью с задним приводом, сухим однодисковым сцеплением, пятиступенчатой коробкой передач с парой синхронизаторов. Узел имеет постоянную зацепку шестерней, кроме первой и задней скорости, что на то время было новинкой. КПП передает крутящий момент от силового агрегата на задний мост посредством карданного вала. Штатный вариант грузовика и длиннобазная версия оснащались двумя валами на промежуточной опоре, прикрепленной к раме.

Модель ЗИЛ-ММЗ 555 – самосвал с укороченной базой, оборудовался одним валом без промежуточной опоры. Механическая коробка переключения передач была создана в 1961 году, через шесть лет она была модифицирована (вместо игольчатого подшипника конструкторы установили сепаратор).

Модернизация КПП

Со временем была выпущена рестайлинговая версия коробки передач. В ней отсутствовало стопорное кольцо, ручка переключения скоростей получила изолирующий резиновый уплотнитель, что позволило избежать попадания в блок воды при пересечении брода или во время ливней.

Специальная паста дала возможность конструкторам ОАО ММЗ защитить крышку люков, КПП, а также масляный картер и некоторые другие детали. Вентиляция внутри узла осуществляется при помощи специальной трубки, а сам картер изготовлен из высокопрочного чугуна, что существенно продлевает его рабочий ресурс. На фронтальной оси используются гидравлически амортизаторы, а сзади – телескопические аналоги.

зил ммз 555 самосвал

Интерьер

Кабина на три места разместилась непосредственно за моторным отсеком. Водительское кресло регулируется по длине, высоте и углу наклона спинки. Рабочее место оснащено обогревателем, стеклоочистителями с парой щеток, приспособлением для обмыва стекла.

В крыше самосвала ЗИЛ-ММЗ 555 разработчики предусмотрели пару люков для вентиляции. Цельнометаллическая кабина оборудована оригинальной радиаторной решеткой. На то время комфорт для водителя в рассматриваемой машине считался очень достойным.

Посадка внутрь улучшилась, пространства стало больше чем на один метр, по сравнению с некоторыми предшественниками. На приборной доске органично расположены контрольные приборы и элементы управления. Стоит отметить и усиление безопасности водителя, наряду с улучшением условий работы. Благодаря гидравлическому усилителю руля, при разрыве передней камеры на колесе автомобиль стало проще удерживать на дороге.

зил ммз 555 грузоподъемность

В завершение

Грузовой автомобиль ЗИЛ-ММЗ 555, грузоподъемность которого составляет 4 500 тонны, отличался от своих «сородичей» уменьшенной базой. Это позволило придать ему больше маневренности, что давало возможность разворачиваться на коротких участках. Хоть самосвал и не имел функции выгрузки с боков, он стал востребованным не только в аграрной сфере, но и в других промышленных отраслях. Приобрести сейчас эту модель можно только в подержанном состоянии, благо запчасти найти – не проблема. Цена варьируется от 60 до 300 тысяч рублей (за рестайлинговую версию).

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.