Военно-морской музейный комплекс «Балаклава»: описание, история и интересные факты

В десяти километрах от Севастополя находится живописный курортный городок — Балаклава. Еще совсем недавно, во второй половине XX века, он был закрытым для посещения туристов. Виной тому стала подземная военно-морская база в Балаклаве.

Когда в пятидесятые годы прошлого столетия только начиналась холодная война, Соединенные Штаты Америки и Советский Союз стали наращивать арсеналы атомного вооружения, угрожая превентивными ударами друг другу, а также ударами возмездия. Именно в этот сложный исторический период Сталин отдал секретный приказ Берии: найти место для базирования советских подводных лодок, для нанесения ядерного удара.

военно морской музейный комплекс балаклава

Выбор спецслужб пал на мирную и тихую Балаклаву. Город тут же засекретили, его название исчезло с карты Крыма. Город превратился в один из районов Севастополя, но не в обычный, а в особо секретный: войти сюда можно было только по спецпропускам. Сталин лично рассматривал и визировал проект секретной базы по ремонту и техническому обслуживанию подводных лодок. Так, появилась первая и единственная в мире подземная гавань, имеющая на своей территории завод по ремонту субмарин, получившая название — объект № 825.

Где находится база?

Когда-то секретная подземная база, а сегодня военно-морской комплекс «Балаклава» находится в одноименной бухте, в горе Таврос. У нее есть два выхода, а вход в канал — со стороны бухты. Его сотрудники назвали штольней. В случае возникновения угрозы, вход в нее блокировался огромным батопортом, весом сто пятьдесят тонн.

подземный военно морской музейный комплекс

На северном горном склоне был сооружен выход лодок в море. Его тоже закрывал батопорт. Необходимо отметить, что все отверстия в горе были столь мастерски укрыты различными маскировочными приспособлениями, что их очень сложно было заметить даже на близком расстоянии.

История строительства

Сегодня подземный военно-морской музейный комплекс является самой популярной достопримечательностью Балаклавы. История секретного объекта началась в далеком 1957 году. Для сохранения конфиденциальности строящемуся объекту дали вполне мирное называние — ГТС (городская телефонная станция) № 825. Существует и вторая расшифровка аббревиатуры — «гидротехническое сооружение». Она более логична: мало кто мог бы поверить в строительство телефонной станции в горе Таврос.

балаклавский подземный музейный комплекс

Специалисты в создании подобных комплексов утверждают, что ни один из них (рассекреченных) и сегодня по величине и мощи не превзошел базу в Балаклаве. Строительство велось поэтапно, при этом рабочий день был разбит на четыре смены. Строители вывезли с западного утеса горы Таврос строители более двухсот тысяч кубометров грунта.

Так, появился глубоководный канал, цеха, сухой док, арсеналы, подземные дороги, хранилища, причалы, командный пункт. Породу вывозили глубокой ночью, в целях конспирации, когда маленький южный городок спокойно спал. Баржами ее вывозили и сбрасывали в море.

Сотрудничество с метростроевцами

Изначально возведение этого объекта было поручено военным специалистам, но они неожиданно столкнулись со сложностями во время бурения грунта. Правительство страны приняло решение о привлечении к работе метростроевцев, которые и помогли построить подземный канал, глубина которого была более восьми метров. На разных участках его ширина колебалась от восьми до двенадцати метров.

Секретная подводная база заняла огромную территорию (более пяти тысяч метров квадратных). Площадь акватории, под которой находится объект, составляет три тысячи метров. Первая очередь объекта (ремонтная база) была сдана в 1961 году. Топливные склады для хранения ГСМ, объемом девять с половиной тысяч тонн вошли во вторую очередь, строительство которой было завершено в 1963 году. Подводный завод мог вместить до семи судов. Надо сказать, что даже сегодняшних военных специалистов этот показатель впечатляет.

Весной 1994 года с территории базы в море вышла последняя субмарина. С тех пор уникальный объект оказался заброшенным и попросту расхищался.

Для чего строился объект?

Этот вопрос интересует многих, кто сегодня посещает уникальный музейный комплекс в Балаклаве. Напомним, что строительство объекта велось в годы холодной войны, когда до предела была накалена международная обстановка.

База создавалась для технического обслуживания и ремонта и подводных лодок класса 633 и 613. На территории объекта хранились запасные части к подводным судам и боеприпасы. В центральную штольню входили семь лодок этих типов, однако в экстренных случаях проектом предусматривалось размещение до четырнадцати судов различного класса.

музей подводных лодок в балаклаве

Кроме того, проектировщиками была предусмотрена специальная штольня (на случай ядерной атаки) для погружения лодок на станцию под водой. Здесь же, кроме обычных видов вооружений, находилось и ядерное оружие.

Недостатки комплекса

Современные специалисты нередко спорят, обсуждая, была ли база действительно уникальным и идеальным объектом, или у нее были недостатки. По поводу уникальности возражений, как правило, не возникает, а что касается недостатков сооружения, то они, конечно же, были.

За время строительства подводной станции, стали поступать на вооружение Черноморского флота новые образцы — подводные лодки 625 класса, которые работали на дизельном топливе. Они уже не могли уместиться в созданных каналах. Кроме того, на территорию базы было довольно сложно попасть даже во время слабого шторма.

военно морской музей балаклава в севастополе

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава»: описание

Это огромное сооружение, которое расположено глубоко под землей было способно защитить от атомного взрыва – к примеру, при поражении атомной бомбы, мощностью не менее ста килотонн. В этом случае все боеприпасы, подводные суда и работающий там персонал остались бы невредимы.

Сегодня военно-морской музей «Балаклава» в Севастополе открыт для всех желающих. Он был основан в 2003 году, когда объект № 825 был рассекречен. Экскурсии проводятся группами по двадцать человек. Время экскурсии – около часа.

подземная военно морская база в балаклаве

Экскурсионные маршруты

Музей подводных лодок в Балаклаве можно осмотреть по одному из двух предлагаемых маршрутов. Базовая экскурсия — это пешеходная часовая прогулка по лабиринтам горы Таврос. В этот маршрут включены посещения секретного объекта для укрытия лодок, судоходного канала, арсенала ядерного оружия, которое сегодня преобразовано в просторные выставочные залы.

Второй маршрут более короткий: за полчаса вы сможете осмотреть балаклавский подземный музейный комплекс, проехав на катере, совершить путешествие по подземному каналу, увидеть цеха по обслуживанию субмарин, посетить стометровый сухой док, который находится на глубине восемь метров и посмотреть на настоящую морскую мину, которая предназначалась для поражения морских целей неприятеля и была способна уничтожить все в радиусе 100 м.

Заводская паттерна

Это огромный транспортный коридор, ведущий в производственные помещения. Его длина – 296 метров, высота четыре с половиной метра, ширина – четыре. Это помещение использовалось для транспортировки торпед из МТЧ и доставки оборудования и материалов в цеха. Кроме того, здесь было оборудовано убежище для персонала.

 военно морской музейный комплекс балаклава описание

Подземный док

На всех, кто впервые посещает военно-морской музейный комплекс «Балаклава», особое впечатление производит именно это помещение, в котором и проводился ремонт лодок. Его длина 505 метров, ширина от шести до двадцати двух метров (на разных участках). Кроме подземного, на базе был и сухой док — огороженная часть канала, длина которой составляла сто два метра.

Перед входом лодки в сухой док, он заполнялся водой. Когда судно заходило, воду откачивали и начинался ремонт, который длился от двух до шести недель.

Арсенал

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» сегодня может предложить туристам посетить арсенал, где хранились головные боевые части для торпед и ракет, в том числе и ядерных. Это помещение было условно разделено на две части — техническую и локальную, в которой и находилось самое секретное место базы. Здесь хранились и собирались головные части. Войти сюда могли только расчеты, состоящие из офицеров и мичманов.

военно морской музейный комплекс балаклава контакты

Интересные факты

  • Лодки в канал входили только в ночное время, и в Балаклаве в это время отключали электричество.
  • Стены и потолок арсенала покрывает слой бетона, толщина которого достигает нескольких метров.
  • После входа лодки в док, из него спускали воду. Огромное количество оставшейся на дне рыбы рабочие собирали и коптили. По всей округе разносился ароматный дымок, по которому местные жители четко определяли что очередная лодка стала на ремонт.

Военно-морской музейный комплекс «Балаклава»: контакты

Музей расположен на Таврической набережной, 22. Работает ежедневно с 10:00 до 19:00 часов. Предварительно записаться на экскурсию можно у администратора музея.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Музейный комплекс выглядит неухоженным, как-будто в него совсем не вкладываются. так нельзя, товарищи.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.