Мазаччо, «Троица» – реформа перспективы

«Троица» - фреска Мазаччо. Эпоха - раннее Возрождение. Время создания - примерно 1425 – 1428 годы. Размеры: 667х317 см. Находится в церкви Санта Мария Новелла, Флоренция.

История произведения

Фреска Мазаччо «Троица» выполнена на третьем пролете нефа под контролем доминиканцев. Ее заказчик неизвестен. Джорджо Вазари ее полностью описал в 1568 году, а через два года она исчезла. На новый каменный алтарь устанавливают большую картину «Мадонна Розария» или «Мадонна четок», выполненную самим Вазари. Произведение Мазаччо заново открыли в 1861 году при удалении алтарей шестнадцатого века. Фреску перенесли на холст и прикрепили к внутренней стенке фасада. В 1952 году «Троицу» перемещают на новое место над саркофагом Адама, который расположен в стене в неоготическом алтаре девятнадцатого века.

Тема, которую раскрывает мастер

мазаччо троица

Бог-Отец поддерживает крест своего сына. Между ними витает в виде голубя Святой Дух. Таким образом, христианская «Троица» наполнена благодатью, исходящей от нее. Под распятием находится саркофаг со скелетом Адама, что должно напоминать прихожанину о неизбежной смерти и необходимости раскаяния. Так видел Мазаччо «Троицу».

Описание фрески

Как и его современник Донателло, Мазаччо в «Троице» большую часть своих открытий сделал при написании перспективы и архитектурных рамок, что было совершенно новым для его времени. Художник любил архитектуру Филиппо Брунеллески и тщательно выписал изящные колонны и капители ионического ордера, мощные дорического, а также арки. Потолок мистического значения не имеет, но он написан со всеми мельчайшими подробностями и ячейками. В самом центре расположил Мазаччо Троицу, а слева от нее – Деву Марию в синем плаще. Справа же – Св. Иоанн в красном. Ниже имеются еще два персонажа: слева в красном плаще донатор (как предполагают, Лоренцо Ленци), и справа в синем – его супруга. Эти цвета не случайны. Они являются перекрещивающейся симметрией двух предыдущих фигур. По своим размерам супруги сходны со святыми, что тогда не было принято. В этом тоже состоит новаторство живописца. Вот, собственно, краткое описание «Троицы» Мазаччо.

Анализ картины

Рассмотрим, как расположил все фигуры на своем произведении художник. Отец, широко простирая руки и заполняя все пространство, поддерживает крест, на котором распяли Сына. Его голова – наивысшая точка композиции, чуть ниже – мученически погибший Иисус. Между ними, соединяя их, находится белый голубь – Дух Святой. Третий уровень – Дева Мария, корпус, лицо и рука которой развернуты к зрителю и указывают на страдания Христа.

троица фреска мазаччо
Как ни странно, она изображена немолодой женщиной. В благоговейном молитвенном молчании находится на этом же уровне Святой Иоанн. На представленной ниже схеме хорошо видно их размещение, как и донатора с супругой, которые стоят еще ниже этого сакрального пространства. Они находятся на уровне глаз зрителей. Точка схода всей композиции расположена на уровне пола и сводится к линии, которая, вероятно, символизирует земной уровень. Но парадоксальным образом его плитки не изображены на картине, их можно только домыслить. Мы продолжаем анализ и описание картины Мазаччо «Троица».
мазаччо троица описание

Для человека среднего роста неудобно стоять близко к изображению. Поэтому появляется саркофаг, чтобы отдалить прихожанина на подобающее место. Некоторые исследователи считают, что при написании перспективы Мазаччо применял астролябию, чтобы отобразить двумерную сферу на плоскость. Другие же говорят, что художник просто забил гвоздь в центр пола композиции, натянул веревки и провел по ним необходимые линии карандашом из сланца. Его следы видны и на сегодняшний день.

Мазаччо так увлекся изображением перспективы, что забыл о тени, которая должна быть у каждой фигуры. Ее имеет только Иоанн Богослов.

Не менее интересен скелет Адама. Это первое точное и реальное анатомическое изображение времен Возрождения, настолько натуралистичное, что каждый может пересчитать у него ребра.

описание картины мазаччо троица
Надпись над ним в переводе с латинского гласит: «Я был тем же, что и вы, но вы станете тем же, чем стал я». Простые прихожане латынью не владели, поэтому прочитать и понять ее могли только образованные люди.

Драму, которая происходит на полотне, Мазаччо передает жестами и мимикой своих моделей. Их силуэты сформированы рельефно. Художнику хочется создать ощущение, что все происходит «здесь и сейчас», чтобы каждый, кто смотрит на это произведение, полностью проникся остротой и напряжением момента. В этом тоже новаторство произведения.

Томазо Мазаччо прожил короткую (всего 27 лет) жизнь, но стал реформатором живописи раннего Возрождения, оказав большое влияние на последующих живописцев.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.