Методология педагогической науки в студенческом исследовании.

Студенческое исследование по педагогике, будь то курсовая работа или диплом (ВКР), должно вносить определенный вклад в развитие педагогической науки. Поэтому молодому исследователю необходимо ясно представлять функции педагогической науки, а также что такое методология педагогической науки.

Теоретическая функция реализуется  в изучении и объяснении передового педагогического опыта (описательный уровень), в диагностике педагогической деятельности, педагогических явлений (диагностический уровень), в экспериментальных исследованиях педагогической действительности и построение моделей преобразования – педагогических теорий, систем (прогностический уровень).

Технологическая функция заключается в разработке методических материалов, необходимых для реализации педагогических концепций, теорий (проективный уровень); в апробации достижений педагогической науки в образовательной практике (преобразовательный уровень); в оценке влияния результатов педагогических исследований на педагогическую практику и возможностей для ее коррекции (рефлексивный уровень).

Понятие «методология педагогической науки» включает общие принципы, структуру, логическую организацию, методы и средства познания, преобразования действительности.

Методология педагогической науки представляет собой сложно подчиненную систему, состоящую из четырех уровней:

а) Философский уровень – высший уровень, выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяет мировоззренческие подходы к научному исследованию.

Представлен несколькими направлениями, в соотвествии с которыми происходит  мировосприятие исследуемого педагогического процесса:  неотомизм, позитивизм и неопозитивизм, диалектический материализм, онтологизм, гносеологизм, неокантианство, прагматизм и неопрагматизм, экзистенциализм, глобализм и другие.

б) Общенаучный уровень включает методологические подходы ко всем или большинству научных дисциплин, в том числе и к педагогическим.

Понятие «подход» акцентирует основное направление исследования, своеобразный угол зрения на объект изучения. В педагогическом исследовании выделяются:

- системный подход, отражающий всеобщую связь и взаимообусловленость явлений и процессов окружающей действительности;

- комплексный подход, предполагающий исследование деятельноси с учетом всесторонности процесса или явления, а также всех существенных причин, вляющих на развитие и применение различных средств для достижения поставленной цели.

- герменевтический – отражает необходимость в исследовании понимания, толкования текстов, знаков, смыслов.

- парадигмальный -- раскрывает способ организации научного знания

в) Конкретно-научный уровень – методологические подходы в той или иной специальной дисциплине, в данном случае в педагогике.

В настоящее время в научно-педагогическом исследовании выделяются процессы гуманизации и историзации, которые предполагают выделение приоритета ценности человека, введение в процесс познания контекста культуры и общественной жизни. Эти тенденции предполагают методологические подходы в педагогическом исследовании: антропологический; личностный; личностно-ориентированный; деятельностный; полисубъектный; акмеологический; аксеологический; культурологический; сущностный; феноменологический; исторический; логический; цивилизационный; формационный.

г) Технологический уровень – совокупность методов, техник исследования, обеспечивающих достоверность эмпирического материала и его первичную обработку, после чего он включается в массив научного знания.

Методология педагогической науки необходима для построения студенческого педагогического исследования. Качество педагогического исследования позволяют оценить его методологические характеристики, отражающиеся во введении:

актуальность исследования, проблема, объект и предмет исследования, цель и задачи исследованаия, гипотеза (или основные положения, выносимые на защиту), методологическая основа исследования, методы исследования, источники исследования.

Методология педагогической науки, раскрытая в перечисленных характеристиках студенческой работы, позволяет оптимально быстро определить направление работы, выбор исторического, теоретического или практического материала для проведения исследования.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.