Каждая станция Московского метрополитена чем-то интересна и особенна. В этой статье мы расскажем об одной из них - "Шипиловской". Начнем с ее краткого описания.
О станции Московского метро "Шипиловская"
"Шипиловская" - станция южного направления Люблинско-Дмитровской (салатовой) ветки метрополитена Москвы. Территориально располагается ближе к центру района столицы Зябликово (ЮАО). На салатовом направлении соседствует с "Борисово" и "Зябликово". Дата открытия станции - 2 декабря 2011 года.
К станции ведут два вестибюля:
- Северный: предусмотрены три выхода на две стороны улицы Шипиловская.
- Южный: два выхода на обе половины улицы Мусы Джалиля. Здесь действуют лифты для подъема и спуска маломобильных граждан.
Название станции метро "Шипиловская", фото которой вы увидите на всем протяжении статьи, дала улица с точно таким же названием. Она его обрела из-за близ расположенной (менее чем в 2 км) деревни Шипилово в 1966 году. Это довольно древнее поселение - оно упоминается в источниках, датируемых XVI веком. В свою очередь, оно получило свое название от личного имени Шипил или же Шипило, не упоминаемого при том в святцах. В проекте данная станция именовалась "Борисово".
Краткая характеристика станции
Представим краткую сводку о станции метро "Шипиловская":
- Время открытия: 5.40 - 5.50.
- Время закрытия: 1.00.
- Интеграция с наземным транспортом: троллейбус - 11, автобусы - ночной №5, 765, 711, 704 (704к), 694, 623, 291, 287, 151.
- Компания-строитель станции: ПАО "Трансинжстрой".
- Архитекторы: Н. Шурыгина, Н. Шумаков, В. Волович.
- Тип станции: мелкого заложения, односводчатая.
- Тип/форма платформы на станции: островной/прямая.
- Глубина заложения: порядка 10 м.
- Длина/ширина платформы: 162 м/10 м.
Оформление, архитектурный стиль
Станция метро "Шипиловская", конечно, не столь поражает воображение, как "Киевская", "Комсомольская", "Таганская". Это лаконично оформленная, скромная на декор односводчатая станция с островной платформой. Ее проект был разработан в 2008 году командой архитекторов "Метрогипротранса" под началом Н.И. Шумакова.
По задумке архитекторов, "Шипиловская" должна была составлять единое целое с соседними "Зябликово" и "Борисово" в конструктивной и архитектурной концепции. Однако во внешнем виде станции есть и особенная индивидуальная черта - ее своды украшают кессоны (углубления в потолочном перекрытии, своде, внутренней стороне арки) необычной треугольной формы. Подземные вестибюли здесь, как и на многих других станциях, соединяют галереи.
История станции
Коснемся основных вех хроники станции метро "Шипиловская".
История объекта нашего рассказа началась еще в 1993-1996 гг. Тогда на восточной части ул. Мусы Джалиля был вырыт стометровый котлован под станцию. До 1998 года на участке велись различные подготовительные работы - открытие "Шипиловской" планировалось в 2000 году.
В сентябре 1998 года грандиозное строительство было полностью остановлено - причиной стало недостаточное финансирование. За два года (1999-2000) с места строительства была полностью вывезена вся рабочая техника и аппаратура. А в 2004 году из котлована подняли проходческий щит - масштабную сборную металлическую конструкцию, обеспечивающую безопасность работ под землей. Щит уже полностью завершил к тому времени прокладку тоннеля до "Зябликово". Его после извлечения на поверхность отправили на строительство метрополитена в Ташкенте.
Работы в обратном направлении были же только начаты - идентичная конструкция прошла всего 40 метров. За время консервации этот проходческий щит пришел в негодное состояние, заржавел. Однако в 2008-2009 гг. его удалось вернуть в рабочую форму - прокладка тоннеля была закончена.
Из-за того, что опоры для котлована не были поставлены, он заполнился водой, в нем образовались плывуны, местами появилась тина. Его расконсервация была бы бессмысленной. К осени 2008 года котлован зарыли, почти на том же месте была раскрыт новый.
В 2009-2010 гг. строительство станции метро "Шипиловской" наконец-то обрело завидный темп. В середине лета 2010 г. была перегорожена Шипиловская улица - из-за строительства северного вестибюля. Вновь движение по ней открылось только в ноябре 2011 года.
Открытие "Шипиловской" случилось второго декабря 2011 года. Южный вестибюль стал доступен пассажирам только 15 декабря - необходимо было время для обкатки эскалаторов.
Кто строил станцию метро "Шипиловская"?
Генеральным подрядчиком выступило ПАО "Трансинжстрой", монолитные работы были выполнены СМУ-3 "Московского метростроя". Станционный зал был выстроен из железобетона-монолита. В бетонировании лотков и путевых стен станции в крупнощитовой опалубке (конструкции, придающей плотность строению) применялись алюминиевые конструкции "Мегаформ Ал".
Треугольные кессоны-световые ниши представили дополнительную сложность для строителей - такой свод трудно бетонировать стандартным способом. Компания "Сталформ Инжиниринг" для этого этого проекта разработала специальную механизированную передвижную опалубочную установку. Всего на станции было уложено 5 тыс. м3 бетона и 750 тонн арматуры.
Хоть "Шипиловская" - не самая приметная станция Мосметро, а редкий посетитель оценит треугольные кессоны на сводах, ее функциональную важность нельзя переоценить. В полной мере ее можно отнести и к самым долгожданным - открытие станции затянулось на 11 лет.