Геноцид греков: 19 мая - День памяти жертв геноцида понтийских греков

Турция и сегодня отказывается признать тот факт, что целые народы, которые населяли Османскую империю, были либо уничтожены, либо изгнаны со своих территорий в начале двадцатого века, - геноцид греков, армян, ассирийцев длился более десяти лет. Со странами, решившими признать действительными эти ужасные события, Турция дипломатические отношения разрывает (например, это случилось со Швецией совсем недавно). Во время Холокоста от рук гитлеровцев погибли шесть миллионов евреев, и это было признано самым крупным геноцидом в истории, но если сложить цифры всех уничтоженных под руководством Мустафы Кемаля народов в Турции, вряд ли получится меньшее количество погибших. Только армян было убито более полутора миллиона, а геноцид греков унёс немногим меньше. Кровавые чистки настигли представителей не только национальных, но и религиозных меньшинств, которые по стечению обстоятельств оказались под властью Турции.

геноцид греков

Турция для турок

Каким образом другие народы могли помешать величию империи, Турция не объясняет и по сей день, отрицая свои преступные деяния - беспощадные этнические чистки армян и ассирийцев, геноцид греков на их исторической родине - в Понте и Анатолии. Начало было положено ещё до Первой мировой войны, а с её развязанием турки почувствовали полную безнаказанность. Геноцид греков проходил несколькими всё сокрушающими волнами. Первая из самых сильных была в 1914-м, затем, когда началась греко-турецкая война, в 1919-м, и вплоть до 1923 года резня продолжалась практически без передышек.

Проводились "марши смерти", казни, пытки, невыносимые по своей жестокости наказания, массовые высылки, принудительная депортация, несущие гибель целым семействам. Во всё время геноцида греков в Турции разрушались православные памятники и святыни. Но греческое население, так же как и армянское, не собирается эти события забывать. Память о миллионах погибших соотечественников жива, и ежегодно люди надевают траур по жертвам геноцида греков. День этот - 19 мая. Греция отмечает его чёрной скорбью. Казалось бы, туркам нужно повиниться в преступлениях, совершённых их страной, просить прощения и всячески заглаживать свою вину. Но всё происходит не так. Турецкие власти не признают геноцида греков. И геноцида армян не признают также.

день геноцида греков

День скорби

Только в феврале 1994 года парламентом Греции было принято решение обозначить своё отношение к этим событиям и установить день памяти. Турция ответила и на это. Теперь там национальный праздник - только весёлый. День спорта и молодёжи, установленный именно в память о самсунской высадке войск бессовестного Ататюрка. Словно и не было убито тогда более 1 200 000 безоружных понтийских греков, от мала до велика. Для Турции день геноцида греков не является событием траурным. Наоборот. Невероятно тяжело признавать это. Но не признавать преступно. Мустафа Кемаль, прозванный отцом турок - Ататюрком, радостно наблюдал за пожаром в Смирне и приветствовал резню на её улицах, громко восклицая: "Турция очищается от иноземцев и предателей!"

Уинстон Черчилль позже горевал над превращением Смирны в золу и пепел, а также и по поводу того, что истреблению всего христианского населения на этих территориях Англия не смогла воспрепятствовать. В 1918 году посол США в Турции заявил, что Османской империей вырезано два миллиона детей, женщин и мужчин - ассирийцев и греков, и полтора миллиона армян. Когда закончилась война, вынужденные эмигранты и редкие выжившие после "маршей смерти" решили вернуться домой. Они не предполагали, что им суждено через некоторое время всё-таки там погибнуть. Целый мир не смог или не захотел воспрепятствовать этой ужасающей жестокости. И теперь далеко не все страны признали, что это было планомерное уничтожение целых народов. Геноцид греков 19 мая отмечается далеко не всюду, и это несправедливо.

геноцид греков 19 мая

Земля предков

В начале двадцатого века понтийские греки могли отмечать третье тысячелетие своего поселения на землях современной Турции, где они составляли подавляющее большинство среди населения Малой Азии, особенно в Понте и Анатолии (северная и западная её части). Также много греков проживало и в Каппадокии. Они являлись коренными жителями, "отуречиванию" и исламизации не поддавались, оставаясь православными христианами. Вот это и стало вызовом по отношению к Османской империи. Турки более всего боялись потерять эти территории, поскольку Болгария, Сербия и Греция сумели от империи обособиться. В день памяти геноцида греков историки всегда напоминают, что понтийские христиане всегда были образованными и состоятельными, таким образом, значительно влияли на экономику Турции и её политические решения. К тому же их было слишком много, и "греческий вопрос" ещё до начала Первой мировой войны встал для Турции, что называется, ребром.

В 1908 году произошла младотурецкая революция, которая принесла с собой "пантюркизм" - даже не националистическую, а расистскую доктрину, создавшую очень быстро всю идеологическую базу для того, чтобы истребить христиан Турции тотальным образом. Вот тогда и прозвучал лозунг: "Турция для турок". В 1911 году уничтожение этнических меньшинств (в основном это армяне и греки) было разрешено официально. И начались гонения. У греков конфисковывали собственность, начался террор и изгнание иноверцев с побережья Эгейского моря. Всё это было обставлено как план гомогенизации Анатолии: если исламизация и туркинизация не удались, значит, всё это население исчезнет с лица земли. Меры принимались не только политические и экономические, хотя именно так и начинался геноцид понтийских греков. Воспоминания, написанные и турками, и греками, говорят о необычайном прессинге со стороны турецких СМИ, об ограничении программ всех греческих учебных заведений, о призыве греческих мужчин поголовно в рабочие батальоны, а также о совершенно драконовских финансовых мерах.

день памяти геноцида греков

Вторая волна

Этнические чистки не прекратились и после Первой мировой войны. В 1919 году началась греко-турецкая война, полностью развязавшая руки турецким националистам. Младотурки во главе с Мустафой Кемалем (Ататюрком) отнеслись к зачищению территории Понта с пристрастием и исключительной активностью. В 1919 году, 19 мая - в День памяти жертв геноцида понтийских греков, турецкие националисты всем войском высадились в Самсуне, и началась вторая, самая страшная волна уничтожения инородцев. Была объявлена даже всеобщая мобилизация против иностранной интервенции. Интересно только, кто здесь интервент: греки, которые поселились на этих берегах три тысячи лет назад, или турки, которых тогда ещё не только как нации, но и как отдельной народности не существовало? И началась резня - со всей невозможной для представления жестокостью.

Мировая война расширила для националистов политические рамки и сделала возможным осуществление плана по истреблению христиан. Сначала выгнали греков из Фракии, затем из Ионии. В День памяти геноцида греков Малой Азии вспоминают всех. Гнали христиан внутрь страны, в пустыню, причём так, чтобы гонимые погибали по пути каждый день. Геноцид понтийских греков стал кульминацией этой волны. Не трогали (пока) только левантийцев и турок-христиан. Их было мало, и они прятались. Остальных христиан было много - более четырёх миллионов человек. Это монофиситы - ассирийцы и армяне, с которыми националисты уже расправились, православные - греки и сирийцы юга, протестанты - греки и армяне, католики - арабы и армяне. Самое страшное, что и через сто лет ничего, в принципе, не изменилось. Всё так же на Ближнем Востоке зверски убивают христиан, всё так же разрушают их святыни.

день памяти геноцида греков малой азии

Взгляд со стороны

Даже германцы и австрийцы, союзники Турции в войне, глядя на беспрецедентные масштабы убийств, были изумлены и стали высказываться об этом, основывая свои возражения на том, что такая интенсивность гонений никак не может быть продиктована причинами военными, скорее, тут политические или религиозные цели преследуются. Даже некоторые представители турецких властей возражали против такого вида депортации. В самом Самсуне австрийский консул Квятковский назвал эти гонения катастрофой, которая обернется для Турции ещё большим негативом, чем резня армян. Причём в служебной записке он написал, что полное истребление понтийских греков - искреннее желание самого турецкого народа.

И это желание было настолько сильным, что турки перестали принимать во внимание один очень важный факт. Когда происходил геноцид армян, они могли делать что угодно, не было у турок ни одного сдерживающего фактора. А в случае с понтийскими греками был. На севере Греции, недавно освобождённом, всё ещё оставалось до полумиллиона турок-мусульман. Вплоть до 1916 года Греция была нейтральной. И в любой момент могла выйти из нейтралитета. Тем не менее они начали вторую волну геноцида понтийский греков. Фото тех времен ужаснут любого. Только "амеле тамбуру" чего стоят. Это те самые рабочие батальоны цивилизованной смерти, в которые призывались все греки мужского пола - от подростков до стариков. Более трёхсот тысяч погибли в этих, ещё догитлеровских концлагерях. Однако гонения на понтийских греков проходили совсем в других условиях, чем, например, ионийский геноцид греков. 19 мая, в День скорби, всегда вспоминают, какое понтийцы оказали сопротивление. Повсеместно создавались партизанские отряды, и борьба велась постоянно, чего на западе Малой Азии не наблюдалось.

день памяти жертв геноцида понтийских греков

Сопротивление

Богатые понтийские греки недолго выплачивали "откупные" в двадцать золотых турецких лир. Их просто лишали имущества, земель, заводов и фабрик. А неимущие сразу уходили в горы. Сюда же стекались и дезертиры из турецкой армии, поскольку всех военных греческого и армянского происхождения постепенно разоружали и расстреливали. Таким образом, появились партизанские отряды, чаще всего действующие по отдельности, поскольку единого руководства у них не было. Бои с прекрасно вооружённой турецкой армией приходилось вести имеющимися у греков кирками и кольями. В день памяти геноцида греков вспоминают тысячи и тысячи имён, и всё равно всех вспомнить невозможно, потому что истреблён был весь народ - почти полностью. Но имена понтийских героев-партизан навсегда останутся в анналах исторической памяти.

Только благодаря их защите в районе Амиса и Пафра из двухсот тысяч греков выжило тысяч пятьдесят. Уже в 1915 году турки приходили в ужас от встречи с некоторыми партизанскими отрядами. Например, отряд Василеоса Анфопулоса снискал себе неувядающую славу. Партизаны Панделиса Анастасиадиса противостояли огромной турецкой армии, битва с которой длилась много дней. Когда боеприпасы закончились, партизаны предпочли погибнуть, но не сдаться. Отряд Анастасиоса Пападопулоса уничтожил семьсот турецких военных Лива-паши.

Разгром

Сопротивление было повсеместным и яростным, и Ататюрк был вынужден отправить для разгрома партизан огромную армию под Копаланты. Партизаны во главе с Евклидисом Куртидисом едва успели вывести из этой зоны детей и женщин. Много достойных командиров было у понтийских греков. Хотя само это движение насчитывало не более семи тысяч участников, которые вплоть до 1923 года пребывали в более чем жёстких условиях горной суровой местности, без возможности большую часть времени (из-за снежных завалов) раздобыть себе еды в окрестных деревнях. В День геноцида понтийских греков, 19 мая, всегда вспоминают эту исключительную стойкость.

Оружие было или первобытным, или трофейным до тех пор, пока русские не стали помогать единоверцам. Однако это не могло кардинально изменить ситуацию, партизанское движение было в любом случае обречено на поражение. В феврале 1918-го Россия оставила Трапезунд, и большая часть населения снялась с исторических мест трёхтысячелетнего проживания и последовала за русской армией. Беженцы расселялись на грузинском побережье и в районах Кавказа.

Полное истребление

Апогей геноцида понтийских греков (с 19 мая 1919 года) был достигнут не без помощи Германии, которая положила глаз на экономические богатства Среднего Востока - Турции и Энгиса - намного ранее. Она даже содействовала геноциду и его дальнейшему распространению. Именно немцы предложили мобилизовать христиан в рабочие отряды, которые стали для них лагерями смерти. Руководил этим немецкий полковник Лиман фон Сантер, именно его стараниями к 1916 году всё население было выдворено с тех территорий, на которых он распоряжался. Люди от мала до велика брели вглубь страны без пищи и воды - и гибли, гибли, гибли... К февралю 1917-го осталась в живых только четверть перемещённого населения. В Керасунде из четырнадцати тысяч выжили лишь четыре.

Но когда с армией высадился Ататюрк, всё прошлое уже перестало казаться самым ужасным из того, что может произойти. Тысячи и тысячи греков были согнаны в храмы и сожжены заживо, все их поселения разграблены, женщины изнасилованы и убиты. В Пафре девяносто процентов греков уничтожено. В Самсуне убиты все. Младотурки в близлежащих городках и сёлах более 350 тысяч человек замучили. Военный министр Турции потирал руки и довольно улыбался. "Греческую проблему мы скоро решим так же, как я уже решил армянскую!" - заявил он.

Марш смерти

Физическое истребление или депортация нужны были турецким властям для того, чтобы устранить неблагонадёжных и приверженных России. Людей всеми семьями отправляли пешком в безводные районы, без медицинской помощи, без еды, без мужчин, которые были призваны в "амеле табуру" - трудовые, а вернее - концентрационные лагеря. Там не выжил почти никто. А ранее призванные в турецкую армию понтийские греки из Смирны (Измира) были ещё в 1915 году вырезаны полностью, кто не успел сбежать.

Депортировано внутрь страны значительно более полумиллиона женщин со стариками и детьми, и там тоже в живых почти никого не осталось, что зафиксировал Джордж Ренделл из английского посольства. По словам посла США Генри Моргентау - до миллиона человек. Что турки понимают под депортацией? Мужское население планомерно уничтожается, а старики, женщины и дети выселяются в двадцать четыре часа - под конвоем, без еды и воды, пешком. Деревни сжигаются прямо при выселяемых - вернуться некуда. Итак, кто сразу не убит, тот умрёт от холода, голода и болезней.

геноцид понтийских греков воспоминания

Смирна

В сентябре 1922 года Ататюрк привёл турецкие войска в Смирну. В первый же день начались убийства, изнасилования и грабежи. Сначала был облит бензином и подожжён армянский квартал, затем и остальные христианские, в том числе греческие. Люди погибали в огне, и чтобы заглушить их крики, громко играл турецкий военный оркестр, а флот союзников в это время стоял в порту, обозревая всё это действо в бинокли и не вмешиваясь ни во что, даже когда резня переместилась непосредственно в гавань. Фразцузское консульство предложило убежище знаменитому своей святостью митрополиту Смирнскому Хризостому, но тот отказался принять это приглашение без собственной паствы.

Паству французы спасать не захотели, а пастыря выдали младотуркам. Командующий силами Ататюрка Нуреддин-паша с радостью отправил митрополита на растерзание. Владыка Хризосорм принял мученическую кончину и молился, пока его кололи ножами, избивали, отрезали уши, выкалывали глаза. И вместе с ним погибли все христиане Смирны. Об этом написал посетивший Измир Хемингуэй: последствия были действительно страшны, турки полностью вырезали армян и греков не только в городе. но и в его окрестностях, а потом потопили те корабли, на которых укрылись беженцы.

Турция сегодня

Сегодня Турция - прямая наследница государства, которое создал тот самый Ататюрк, и 19 мая - День памяти геноцида понтийских греков - там отмечают как праздник, созданный в противовес. Памятниками Кемалю украшен каждый (без исключения - каждый!) город, и об Ататюрке нельзя высказываться нелицеприятно - таких ожидает тюрьма, если толпа не успеет прибить камнями. Их первый президент - икона, а все его действия окружены ореолом святости. А если человек скажет, что День памяти геноцида понтийских греков основан потому, что турецкие власти слегка погорячились когда-то, тюрьма этому человеку обеспечена всерьёз и надолго. Турция состоит в НАТО и очень хочет в ЕС. Однако их туда примут только при условии признания геноцида армян, греков и других малых народов в первой половине двадцатого века.

Кроме того, Европу сильно смущает трактовка турецкими властями термина "права человека", а также президента Эрдогана небезосновательно упрекают в том, что он потакает идеям пантюркизма, который снова поднимает голову, даже в попытках реинкарнации Османской империи в её более современном варианте. И геноцид понтийских греков 19 мая в Турции отмечать не будут никогда. Будут веселиться и гордиться "великой" историей своей страны. Планомерное уничтожение народов здесь пока не забыто, не осуждено и вполне может повториться.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
как узнать, где пройдет и во сколько панихида памяти геноцида в Москве
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.