Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ) функционирует под контролем федерального агентства Ростехрегулирования. Она создана для охраны интересов и прав граждан, правопорядка, экономической системы. ГСИ обеспечивает защиту от негативных последствий использования недостоверных показателей в различных сферах общественной жизни.
Нормативная база
Ключевые правовые документы, регламентирующие функционирование Государственной системы обеспечения единства измерений:
- ГОСТ Р 8.000–2000.
- Конституция РФ.
- ФЗ № 102.
- Правительственное постановление № 100 от 1994 г.
Отдельные вопросы регламентируются в других нормативных документах, стандартах системы, разрабатываемых и утверждаемых агентством Ростехрегулирование.
Государственная система обеспечения единства измерений действует в отношении:
- Федеральных структур власти.
- Юрлиц.
Целью ГСИ является формирование общегосударственных нормативных, экономических, организационных, правовых условий для реализации поставленных агентством Ростехрегулирования задач и предоставления хозяйствующим субъектам возможности оценивать соответствие результатов измерений установленным нормам.
Основные положения Государственной системы обеспечения единства измерений
Ключевыми задачами ГСИ являются:
- Проведение научных исследований, связанных с воспроизведением и передачей показателей единиц.
- Создание систем, формулирование понятий, терминов метрологии.
Государственная система обеспечения единства измерений способствует:
- Созданию и совершенствованию эталонов.
- Проведению аттестации методик измерений.
- Госконтролю и метрологическому надзору.
- Аккредитации служб.
- Информационному обеспечению пользователей.
- Организации и проведению фундаментальных научных изысканий для совершенствования средств и методов измерений, передачи их результатов.
- Установлению общих требований к эталонам, методикам, условий, обеспечивающих единство измерений.
- Разработке и экспертизе разделов государственных и прочих программ, в том числе связанных с созданием и развитием оборонной промышленности.
- Калибровке и сертификации измерительных средств, не включенных в перечень объектов государственного контроля и надзора.
- Организации подготовки и переподготовки метрологов.
Объекты
Деятельность уполномоченных в сфере метрологии лиц осуществляется в отношении:
- Совокупности официальных единиц и шкал.
- Терминологии, используемой в сфере метрологии.
- Воспроизведение и передачу размеров шкал и единиц величин.
- Способов и форм предоставления результатов, полученных в ходе измерений, характеристик погрешностей.
- Методов оценивания отклонений и неопределенности измерений.
- Порядка разработки, утверждения и аттестации методик.
- Комплекса нормируемых характеристик измерительных средств.
- Методов определения и корректировки межповерочных интервалов.
- Порядка проведения испытаний для утверждения измерительных средств и их сертификации.
- Правил метрологического надзора и контроля.
- Порядка лицензирования деятельности физлиц и организаций по ремонту, производству, прокату, продаже измерительных средств.
- Типовых задач, обязанностей, прав метрологических служб, подведомственных исполнительным органам госвласти и юрлицам.
- Порядка аттестации измерительных, калибровочных, поверочных, аналитических, испытательных лабораторий, служб неразрушающего и радиационного контроля.
- Государственных поверочных схем.
- Методик измерений.
- Порядка аккредитации метрологических организаций и прочих юрлиц и граждан по метрологической деятельности разного вида.
- Методик калибровки (поверки) измерительных средств.
- Терминов и определений по видам измерений.
Структура
В состав Государственной системы обеспечения единства измерений входят подсистемы:
- Юридическая.
- Техническая.
- Организационная.
Техническая подсистема представляет собой комплекс:
- Эталонов единиц.
- Стандартных образцов характеристик и свойств веществ.
- Эталонных, измерительных, исследовательских, поверочных лабораторий.
В состав организационной подсистемы Государственной системы обеспечения единства измерений входят:
- Государственная служба метрологии.
- Другие службы, связанные с обеспечением единства измерений.
- Метрологические органы федеральных структур.
Правовая подсистема
Ее формирует комплекс государственных актов, нормативно-технической документации, утверждаемой на разных уровнях и регламентирующей метрологические нормы, требования, правила, рекомендации.
Государственная система обеспечения единства измерений включает в себя документы, устанавливающие обязательные для исполнения общетехнические и организационно-технические положения, методы, процедуры выполнения работ, требования к оформлению их результатов. В рекомендациях содержатся положения, необязательные, но рекомендованные для применения.
Реестр Государственной системы обеспечения единства измерений
Этот документ используется для регистрации и учета типов измерительных средств.
Реестр – государственный акт, удостоверяющий факт прохождения средством и его производителем проверки по правилам, установленным в законодательстве. Именно на основании результатов проверочных процедур соответствующие объекты учета включаются в перечень. В отношении средств, зарегистрированных в реестре, действуют официальные правила проверки и технические нормативы.
Цели реестра
База данных обеспечивает:
- Учет измерительных средств утвержденных типов.
- Формирование централизованных информационных фондов об объектах учета, допущенных к производству, обращению, выпуску, применению в России.
- Регистрацию аккредитованных центров испытаний.
- Учет сертификатов, выданных на измерительные средства.
- Организацию информационного обеспечения заинтересованных субъектов, в том числе национальных служб по метрологии стран, участвующих во взаимодействии по взаимному признанию нормативных показателей испытаний и правил утверждения измерительных средств.
Историческая справка
Впервые закон, регламентирующий Государственную систему обеспечения единства измерений, был утвержден в 1991 г. До этого момента в стране отсутствовали законодательные положения в сфере метрологии. Нормы и правила закреплялись правительственными постановлениями.
Закон, принятый в 1991 г., ввел в сферу метрологии множество новшеств. В первую очередь были определены основные термины, используемые в отрасли. Во-вторых, была введена система сертификации и лицензирования метрологической деятельности.
Законодательством были четко разграничены функции контроля и надзора, измерены правила калибровки.
Цели действующего законодательства в сфере метрологии
Измененная редакция Закона от 1991 г. призвана обеспечить:
- Защиту пользователей от недостоверных результатов выполненных измерений.
- Содействие экономическому, научно-техническому прогрессу на основании использования эталонов и точных показателей.
- Формирование благоприятных условий для установления связей между предприятиями, в том числе российскими и зарубежными.
- Адаптацию отечественной измерительной системы к мировой практике.
Ответственность
Граждане и организации, госорганы, нарушившие положения ФЗ № 102, а также иных нормативных актов, применяемых в сфере метрологии, привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству. При возникновении имущественного ущерба вследствие противоправных действий, принятия незаконных решений уполномоченными лицами возможно применение уголовных санкций.
Действия/бездействия служащих исполнительных органов госвласти могут быть оспорены в установленном порядке. Обжалование, однако, не приостанавливает выполнения предписаний, утвержденных ими, кроме случаев, прямо закрепленных законодательством. Соответствующие положения установлены в 24 статье ФЗ № 102.