Мост Ломоносова через реку Фонтанку в Санкт-Петербурге: описание, история, где находится

Мост Ломоносова в Санкт-Петербурге – один из тех архитектурных памятников Северной Пальмиры, которые имеют очень интересную историю. У него было даже три имени. Он переброшен через реку Фонтанку. Мост расположен в Центральном районе Санкт-Петербурга и соединяет два острова – Спасский и Безымянный. Давайте узнаем, что за тайны он скрывает.

Где находится мост Ломоносова

Найти его достаточно легко, а проще всего сюда попасть на метро. Ближайшая станция – «Гостиный двор». Через Садовую площадь вы выйдете прямо к Фонтанке. Можно еще попасть на мост с другой стороны. Нужно доехать до станции метро «Владимирская», пройти по Загородному проспекту до Пяти Углов, а потом по улице Ломоносова к Фонтанке. Таким образом, вы можете совершить небольшую экскурсию. Неподалёку есть ещё два моста: Аничков и Лештуков. Первый построен выше по течению Фонтанки, а второй – ниже. Сам мост находится на улице Ломоносова. Недалеко расположена улица архитектора Росси. А рядом с мостом установлен бюст знаменитому российскому учёному.

Как назывался раньше мост Ломоносова

Первоначально это сооружение «окрестили» в честь российской императрицы Екатерины Второй. Это было в 1788 году. Поэтому мост сначала назывался Екатерининским. Но через десять лет его переименовали в Чернышёвский. Дело в том, что неподалёку находилась графская усадьба. Принадлежала она семейству Чернышёвых. Граф был известным дипломатом и представлял Российское государство в Берлине, Париже, Копенгагене, Лондоне. Он также участвовал в Азовском походе и отличился в битве при Нарве. Правда, жил граф преимущественно за границей, но в Петербурге у него было большое имение. После Великой Отечественной войны, в 1949 году, мост снова был переименован. На этот раз его назвали в честь М. В. Ломоносова. Улица, на которой стоит мост, а также примыкающая к нему площадь, находящаяся с другой стороны реки Фонтанки, тоже были соответственно переименованы. А ещё неподалёку установили памятник знаменитому учёному. Кстати, нынешняя площадь Ломоносова тоже носила имя графа Чернышёва и была спроектирована Карлом Росси.

Авторы моста

Проект набережной вдоль реки Фонтанки в восемнадцатом веке не предусматривал такого строительства. Поэтому можно сказать, что идея возведения моста Ломоносова появилась спонтанно. Кроме того, архитекторы пришли к ней так поздно, что ради этого им пришлось разобрать часть гранитного покрытия набережной, которая уже начала строиться. Историки даже спорят о том, кто же был автором этой конструкции. Называют несколько выдающихся фамилий. Преимущественно это немецкие инженеры Ф. Баур, П. Сухтелен, К. Модерах и русские архитекторы Ю. Фельтен и В. Баженов. Но большинство историков считают, что автором моста был француз Ж. Перроне. Этому инженеру принадлежала честь построить первый вариант этого архитектурного памятника.

Разводной типовой мост

Первоначально это сооружение возводилось в «серийном проекте». Дело в том, что мост Ломоносова в Санкт-Петербурге был одним из семи типовых памятников градостроительного искусства. Все они планировались как трёхпролетные, имели каменные опоры и арки, были снабжены четырьмя гранитными башнями. Там находились разводные механизмы. Центральный пролёт каждого моста был выполнен из дерева. До нашего времени дожили только два таких сооружения. Это, собственно, мост Ломоносова и Старо-Калинкин. Но раньше так выглядели не только они. По такому типовому проекту были построены, к примеру, Аничков, Измайловский и Семёновский мосты.

Проекты переустройства

Вскоре выяснилось, что это сооружение не столько способствует связи между районами города, расположенными на островах, сколько тормозит её. Дело в том, что мост Ломоносова через Фонтанку оказался слишком узким и не учитывал наплыв транспорта и людей. Поэтому уже в 1826 году появился проект его переустройства. Его авторы предлагали разобрать центральный деревянный пролёт и разводные башни, а на кронштейнах установить тротуары. Этот проект даже официально утвердили. Однако он никогда не был осуществлён, хотя возвращались к нему с завидной регулярностью. При этом журналисты столичных газет то и дело рапортовали о том, что мост перестроен и расширен.

Правда, некоторые работы всё же проводились. Например, в связи с сокращением судоходства мост перестал быть разводным. Его перекрыли деревянными балками, а цепи и башни превратились в элемент декора. В 1902 году Городская Дума поручила архитектору Г. Кривошеину всё же разработать проект совершенно нового моста. Было решено, что старый, который с башнями, является нерациональным сооружением, не соответствует ни современным художественным вкусам, ни практическим целям движения транспорта. Через четыре года Кривошеин вместе с другим архитектором, В. Алышковым, предложил разобрать мост Ломоносова. Башни планировалось перенести на берег. А вместо старого хотели построить совершенно новый стальной мост и провести по нему линию трамвая.

Новая жизнь

Неожиданно разразилась революция 1905 года. Она внесла свои коррективы в жизнь Санкт-Петербурга. Только в 1910 году Городская Дума вновь вернулась к проекту переустройства моста. Однако теперь за сохранение его внешнего облика выступили искусствоведы. Члены Академии Художеств заявили, что мост Ломоносова в Санкт-Петербурге – история русской архитектуры и должен быть сохранен в том же виде, в котором его построили. Их мнение победило в развернувшейся в обществе полемике, и в 1913 году был проведён капитальный ремонт сооружения. Трамвай провели через другой мост, а этот оставили для обычного транспорта. Однако каменные, облицованные гранитом опоры и своды пришлось переуложить, а кое-что и вовсе заменить. Поэтому технически мост пережил полную реновацию, хотя его форма осталась прежней. А деревянный пролёт в центре сменили стальные балки. Разумеется, после этого мост перестал быть разводным. Об этой его функции сейчас свидетельствуют только огромные цепи из железа да массивные гранитные башни.

Мост в двадцатом веке

Только в 1915 году было осуществлено освещение нынешней улицы Ломоносова. Мост тоже был снабжён фонарями. Но проект его освещения был не столько техническим, сколько инженерно-архитектурным, и проходил под руководством А. Пшеницкого. Для этого при въезде на мост поставили четыре обелиска, выполненных из гранита. На них с помощью кронштейнов были закреплены гранёные фонари с позолоченными фигурами морских коньков. События революции 1917 года не принесли никаких изменений в облик моста, равно как и последующие годы Советской власти. А вот во время войны, и особенно блокады Ленинграда, мост пострадал от артобстрелов и бомбёжек города. Чугунные перила, гранитные парапеты, фонари с золочёными коньками – все это рухнуло в реку. Однако после войны все эти украшения и архитектурные детали были отреставрированы, а внешний вид восстановлен. А затем каждые двадцать лет, в том числе и после распада Советского Союза, мост регулярно ремонтировался. Последние работы по его реставрации были проведены в 2006 году.

Внешний вид в наши дни

Перейдём теперь к современному описанию моста Ломоносова. Как и при строительстве, там сохранились три пролёта. Они одинаковые по размеру и имеют каменные арки и своды. Средний пролёт состоит из металлических балок. В ширину мост чуть больше 14 метров, а его длина составляет 57 м. Интересно, что сам мост не совсем перпендикулярен набережной, а подходит к ней под определённым углом. Стороны сооружения, обращённые к воде, не равны друг другу. Но издали этого не видно, хотя вблизи заметна лёгкая асимметричность.

Мост выглядит очень гармоничным и пропорциональным. Башни, где некогда размещались разводные механизмы, построены в виде беседок. Они состоят из небольших колонн в дорическом стиле и заканчиваются позолоченными сферами. Вдоль моста идут перила, которые по форме повторяют ограждение набережной Фонтанки. Это каменные тумбы, соединенные металлическими секциями. Парапет тоже облицован гранитом. А при въезде стоят отреставрированные фонари с золочёными морскими коньками. Они тоже имеют свою историю. Коньки вновь покрыли позолотой в 1967 году. Однако черед 10-15 лет стало ясно, что крепления фонарей просели, не выдержав нагрузок. В любой момент они могли упасть на головы пешеходам. Поэтому их решено было снять. Но жители города жалели об этом произведении искусства. Наконец, в 2006 году, после окончательной реставрации, уникальные фонари вновь вернулись на своё место.

Отзывы туристов и жителей города

Путешественники считают, что бывший Чернышёв мост отличается от остальных. Он красивее и изящнее других. Многие радуются, что он не подвергся такой реконструкции, как остальные мосты, а сохранился практически в первоначальном виде. Особенно гармонично смотрятся башни и цепи, хотя они и не имеют функциональной нагрузки. Туристы считают, что благодаря этому мосту приятно гулять по Фонтанке. На самой улице много разных интересных магазинчиков и заведений. Есть красивые витрины, кафе и ресторан. К тому же эта улица совсем недалеко от Невского проспекта. А в Новый год и Рождество мост великолепно декорирован разноцветными огоньками, и полюбоваться им приходят и жители города.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.