Обучение в действии: разбираем учебную деятельность

Навыки самообразования сегодня важны как никогда. Чтобы быть востребованными на рынке труда, современным людям приходится постоянно учиться и развиваться. Но как грамотно выстроить процесс самообучения? В данной статье мы подробно разберем, что представляет собой учебная деятельность, раскроем ее структуру и рассмотрим принципы эффективной организации учебного процесса.

Сущность учебной деятельности

Учебная деятельность - это целенаправленный процесс по овладению знаниями, умениями, навыками и способами познавательной деятельности под руководством преподавателя. Основными целями учебной деятельности являются:

  • Усвоение теоретических знаний;
  • Формирование практических умений и навыков;
  • Развитие познавательных способностей;
  • Воспитание активной личности.

В отличие от других видов деятельности, учебная деятельность направлена именно на развитие самого человека, а не на создание какого-либо внешнего продукта. Ее результатом являются полученные знания и сформированные умения, изменения в мировоззрении и личностном развитии обучающегося.

Учебная деятельность играет ключевую роль в становлении человека. Именно благодаря ей происходит усвоение накопленного опыта человечества, овладение способами познавательной деятельности, развитие способностей и формирование ценностных ориентиров.

Трое школьников работают над творческим проектом в классе

Структура учебной деятельности

Учебная деятельность имеет сложную структуру, включающую в себя ряд компонентов. Рассмотрим основные из них:

  1. Мотивационный компонент - побуждение к учебе, заинтересованность в получении знаний;
  2. Ориентировочный компонент - определение цели и планирование действий;
  3. Исполнительный компонент - выполнение учебных действий;
  4. Волевой компонент - преодоление трудностей в процессе учения;
  5. Оценочный компонент - самоконтроль и самооценка результатов.

Также можно выделить следующие этапы учебной деятельности:

  1. Восприятие учебного материала;
  2. Осмысление и обобщение изученного;
  3. Запоминание и сохранение в памяти;
  4. Применение знаний на практике;
  5. Обратная связь и коррекция результатов.

На каждом этапе выполняется определенные учебные действия и операции. Например, на этапе восприятия - слушание, чтение, наблюдение; на этапе осмысления - анализ, сравнение, обобщение; на этапе применения - решение задач, выполнение практических работ и так далее.

Также различают внешнюю и внутреннюю структуру учебной деятельности. Внешняя структура представлена целью, средствами, предметом и результатом. Внутренняя структура включает ориентировку, планирование, реализацию и контроль.

Одним из важнейших компонентов учебной деятельности является мотивация. Положительное отношение к учению, интерес к предмету существенно повышают ее эффективность. Поэтому развитие устойчивой мотивации к обучению является необходимым условием для успешной учебной деятельности.

Возрастные особенности учебной деятельности

Учебная деятельность имеет свою специфику на разных возрастных этапах. Рассмотрим ее основные особенности.

Портрет девушки-студентки, увлеченно читающей учебник в библиотеке

Дошкольный возраст

В дошкольном возрасте учебная деятельность носит предварительный, подготовительный характер. Она осуществляется преимущественно в игровой форме. Ведущим видом деятельности является игра. Познавательный интерес неустойчив, ребенок легко отвлекается. Внимание непроизвольное. Память непосредственна и имеет яркую эмоциональную окраску. Мышление наглядно-образное.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент для последующего систематического обучения. Формируются элементарные навыки учебной работы, умение слушать педагога, следовать инструкциям, доводить начатое дело до конца.

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Она приобретает систематический характер. Ребенок овладевает теоретическими знаниями и учебными умениями. Формируются элементарные навыки самоконтроля и самооценки. Повышается роль словесно-логического мышления. Развивается произвольное внимание и память.

В этом возрасте закладываются основы умения учиться - ставить цели, планировать действия, организовывать рабочее место, осуществлять самоконтроль. Успешность овладения учебной деятельностью во многом определяет дальнейшее отношение ребенка к учению и его успеваемость в школе.

Подростковый возраст

В подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие познавательных процессов и интеллектуальной сферы. Однако наблюдается неустойчивость интереса к учению, колебания в успеваемости. Возникают трудности с самоорганизацией. Учебная мотивация связана преимущественно со стремлением заслужить одобрение взрослых и получить хорошие отметки.

В этот период необходимо развивать самостоятельность подростков в учебной работе, учить ставить цели и планировать свою учебную деятельность, формировать внутреннюю мотивацию к обучению.

Юношеский возраст

В юношеском возрасте учебная деятельность приобретает профессионально-ориентированный характер. Происходит углубление знаний по избранному профилю. Формируется индивидуальный стиль учебной работы. Повышается роль внутренней мотивации к обучению.

Главной задачей становится научить старшеклассников и студентов самостоятельно планировать свою учебную работу, ставить задачи профессионального самообразования, развивать навыки самоконтроля и рефлексии для успешного овладения будущей профессией.

Таким образом, учебная деятельность меняется в зависимости от возрастных особенностей, уровня развития познавательных и личностных качеств. Понимание этих особенностей необходимо для эффективной организации обучения на каждом возрастном этапе.

Диагностика учебной деятельности

Для оценки уровня сформированности учебной деятельности используются различные диагностические методики. Они позволяют выявить сильные и слабые стороны в учении, наметить пути совершенствования учебного процесса.

К основным методикам относятся:

  • Опросник мотивации учения школьников;
  • Методика изучения мотивации обучения школьников;
  • Анкета оценки уровня школьной мотивации;
  • Методика диагностики учебной мотивации старшеклассников.

Они позволяют оценить уровень и характер мотивации к учению, выявить ведущие мотивы (внутренние или внешние), изучить отношение к различным предметам.

Также применяются методики на выявление уровня сформированности учебных умений и навыков:

  • Диагностика универсальных учебных действий;
  • Оценка уровня самоорганизации;
  • Изучение навыков целеполагания и планирования.

Развитие учебной деятельности

Эффективная организация учебного процесса предполагает не только передачу знаний, но и целенаправленное развитие у обучающихся умения учиться.

Для этого необходимо:

  • Формировать положительную мотивацию;
  • Обучать навыкам целеполагания и планирования;
  • Развивать приемы самоконтроля и самооценки;
  • Стимулировать рефлексию и самоанализ.

Это позволит повысить осознанность и самостоятельность обучающихся в учебном процессе, сформировать ответственное отношение к учению.

Организация эффективного учебного процесса

Для того чтобы учебная деятельность была максимально продуктивной, необходимо:

  • Подбирать оптимальные методы и формы обучения;
  • Сочетать теорию и практику;
  • Учитывать индивидуальные особенности обучающихся;
  • Создавать ситуации успеха;
  • Стимулировать познавательную активность.

Важно научить обучающихся эффективным приемам работы с информацией, самостоятельной постановке учебных целей, планированию своего времени. Это позволит сформировать навыки самообразования и саморазвития.

Рекомендации по самоорганизации

Для успешной самоорганизации в учебном процессе рекомендуется:

  • Ставить конкретные цели на каждый день и неделю;
  • Распределять учебные задачи по приоритетности и времени;
  • Делать перерывы для поддержания работоспособности;
  • Анализировать эффективность выбранных методов;
  • Создавать позитивную и комфортную обстановку.

Придерживаясь этих правил и развивая навыки самоорганизации, можно добиться высокой результативности в учебной деятельности.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
"Другими словами, не происходит развития мышления. Развиваются память, речь, но не мышление, не способность выстраивать логические связи между событиями и людьми, нет жажды к познаниям." - это очень точно подмечено :-)
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.