Выборгская сторона Санкт-Петербурга находится на правом берегу главной реки города – Невы. Название свое получила от дороги, которая с давних пор шла отсюда к крепости Выборг, поставленной шведами на Воловьем острове в одном из заливов Балтийского моря. Именно здесь возникла одна из известных площадей Санкт-Петербурга – площадь Ленина.
Много лет назад...
Первые сооружения появились в районе нынешней площади Ленина в СПб еще в первой четверти XVIII века при Петре I. Тогда на Волчьем поле, а именно так называлась территория, располагалась Бочарная слобода – поселение работников, изготавливавших бочки под различные продукты. Кроме того, здесь пасли скот, а позже образовалась местная свалка.
Неподалеку, по Петровскому указу, были открыты Сухопутный и Морской госпитали. На территории Волчьего поля находились военный лагерь, артиллерийские ведомства и полигон. А чуть вглубь – заработал Сахарный завод. История этих мест сохраняется в петербургских топонимах в СПб у площади Ленина – Бочарная улица, Госпитальная улица, Сахарный переулок.
Возникновение ансамбля площади
Каменными домами Волчье поле стало застраиваться лишь в XIX веке. Однако одно из первых сооружений из кирпича появилось здесь на Арсенальной набережной еще во второй половине XIX века, неподалеку от нынешней площади Ленина в СПб. Речь идет о Старом Арсенале, перебравшемся на правый берег Невы с места у Литейного моста на левом берегу, оттуда, где раньше функционировал Литейный пушечный двор.
Одним из самых известных сооружений XIX в. на территории у вокзала считалось здание бывшей Михайловской артиллерийской академии. Сейчас там Военная артиллерийская академия. А с севера территорию в последней трети века замкнул Финляндский вокзал. Вокруг очень быстро земли становились обжитыми. Здесь сооружались многочисленные доходные дома, открывались лавки и магазины. Этот район считался рабочей окраиной. И далее оправдывал это название: вокруг теперешней площади Ленина в СПб постепенно вокруг стали возникать и крупные предприятия, связанные с машиностроением и металлургией.
Развитие ансамбля площади
В 1907 году справа от здания Финляндского вокзала был построен большой дом для служащих вокзала и их семей. Оно возведено в модном тогда стиле модерн С. Купинским. А мозаика, размещенная на каменном фасаде в 1960-е гг. и выполненная В. А. Аноповой, прославляла освоение человеком Космоса.
К 1927 году на берегу Невы в районе площади у Финляндского вокзала еще сохранялась каменная ограда, сараи и рельсы товарной станции. Для формирования ансамбля новой площади, которую теперь стали называть именем Ленина, эти архаизмы были разобраны, а товарная станция перенесена в другое место. Вдоль здания академии, отделяя ее от основной площади, высадили ряд лиственных деревьев и цветы. Он был назван аллеей Ленина.
Симметрично Академии по левой стороне площади возвели здание Универмага, в котором после Великой Отечественной войны разместились Ленинградский концертный зал (ныне "Финляндский") и Дом Советов Калининского района СПб, к какому площадь Ленина относилась в то время. Сейчас там размещается его Администрация. А к 1960 году старое здание вокзала было заменено на современное. Последним аккордом прозвучало сооружение парадного спуска к Неве напротив Финляндского вокзала – в 1970-х гг.
В конце XX столетия на площади долгое время можно было видеть груды строительного хлама. Вся площадь была сплошной строительной площадкой.
Исторические доминанты
К таковым мы по праву можем отнести здание Финляндского вокзала и памятник В. И. Ленину. Связаны они, прежде всего, с революционными волнениями начала XX века. Именно сюда, на Финляндский вокзал, прибыл 3 апреля 1917 года из эмиграции вождь пролетариата.
Здесь, на площади, взобрался на броневик и произнес одну из самых своих известных речей. Именно в этот момент и запечатлен В. И. Ленин в памятнике В. А. Щуко, установленном в центре площади.