Морской устав Петра I: история создания, содержание

В истории русского флота прообраз будущего морского устава появился еще во времена царствования государя Алексея Ивановича и был составлен голландцем Д. Бутлером – капитаном первого отечественного фрегата «Орел», спущенного на воду в мае 1668 года. Однако как само это судно, так и циркуляр, регламентировавший все действия его команды, были бесславно утеряны, и Петру I, реформировавшему вооруженные силы России, пришлось все начинать с чистого листа.

Государь Петр 1

Документ, сопутствовавший рождению флота

Когда в 1696 году на заседании государевой думы было провозглашено знаменитое: «Морским судам быть!», возникла острая необходимость создания документа, приводящего в единый порядок все стороны флотской жизни. Очень скоро он был составлен и увидел свет под редакцией российского вице-адмирала К. Крюйса.

Этот документ, включавший в себя 15 статей, предназначался главным образом для судов галерного типа. В тот период он сыграл весьма заметную роль в абордажных боях на Балтике и во время Азовского похода.

Веянье нового времени

Однако военный флот быстро совершенствовался. С появлением в его составе парусных судов, оснащенных мощной для того времени артиллерией, возникла необходимость в составлении нового руководства, отвечающего быстро меняющимся требованиям.

Появлению Морского устава Петра I предшествовало издание значительного числа разного рода дополнений и комментариев к инструкции, созданной для экипажей и капитанов галерных судов.

Морским судам быть!

Так, в 1707 году государевой типографией были изданы соответствующие циркуляры, адресованные командирам бомбардирских судов и брандеров (кораблей, нагружавшихся взрывчаткой и в бою выполнявших роль плавучих бомб). Кроме этого, увидели свет и еще несколько документов подобного рода, однако все усложнявшаяся практика ведения боя и эксплуатации судов требовала свести все разрозненные документы в единый Устав военного флота России.

Помощники государя в его нелегком деле

В разработке Морского Устава при Петре I принимало участие большое количество людей. Известно, в частности, что всем навигаторам, посланным для учебы за границу, было приказано отбирать там необходимые материалы, имевшие отношение к судовождению и организации службы корабельных экипажей. Кроме того, им вменялось в обязанность досконально вникать во все тонкости уже готовых уставов, использовавшихся на флотах зарубежных государств.

История сохранила имена многих ближайших помощников государя Петра I в разработке Морского устава Российской империи. Одним из них был Конон Зотов – сын известного Никиты Зотова, являвшегося в свое время воспитателем и ближайшим другом юного Петра. Достигнув подобающего возраста, Конон уехал за границу и для овладения навыками морской службы поступил на один из кораблей английского флота. Впоследствии, вернувшись на Родину, он стал храбрым офицером и командовал боевыми судами в морских сражениях со шведами. Считается, что он сыграл важную роль в составлении Морского устава Петра I. Много трудов было положено и иностранными специалистами, специально приглашенными из Англии и Голландии.

Торжество русского флота

Устав, ставший детищем Петра I

Однако, несмотря на обилие помощников, основная нагрузка в работе над циркуляром, охватывавшим все стороны флотской службы, легла на плечи государя Петра Алексеевича. На основе полученных данных он лично составлял артикулы, приводил в систему разрозненные материалы и излагал их на бумаге в виде отточенных и ясных формулировок. Не будет преувеличением сказать, что даже во многих текстах нынешних сводов правил для морского флота можно ощутить энергичную и властную речь Петра.

Первое издание Морского устава содержало в себе обширный перечень постановлений, касающихся плаванья, порядка снятия с якоря и последующей постановки на него, разного рода боевых и навигационных сигналов, а также сражения с неприятелем и оказания помощи. В каждой статье этого документа за невыполнение указанных требований предусматривались наказания, степень которых зависела от тяжести проступка. Их перечень был весьма разнообразен – от штрафа в один рубль до смертной казни.

Флот, созданный Петром 1

Продолжение работы над составлением Морского устава

В 1710 году вышел новый переработанный и дополненный вариант названного документа. Он содержал в себе 63 статьи, в которых более полно освещались вопросы, связанные с несением корабельной службы, и ужесточались наказания за несоблюдение предъявляемых в них требований.

Однако и этот свод правил, во многом превосходивший своего предшественника, не охватывал всей полноты деятельности военно-морского флота, и дальнейшие разработки в данной области не прекращались. Как явствует из мемуаров ряда высших должностных лиц той эпохи, над составлением нового, более полного Морского устава Петр I работал лично и уделял этому до 14 часов в сутки, оставляя время лишь для самых срочных государственных дел.

Окончательная редакция Морского устава, составленного Петром I

Свой труд он завершил в середине апреля 1720 года и обнародовал его, предварив особым Манифестом, в котором излагал причины, побудившие к его написанию. В частности, там говорилось, что назрела необходимость довести до сведения командиров боевых кораблей и членов их экипажей требования, предъявляемые к каждому из них, чтобы никто не имел возможности уклоняться от их исполнения, ссылаясь на незнание.

Морской устав Петра 1

Далее шел текст присяги, которую должен был принимать каждый военный моряк. Значительная часть Устава отводилась перечню различных подразделений флота, с указанием входящих в них кораблей. Там же помещался табель их комплектации, в котором подробно перечислялся состав команд, соответствующий каждому типу кораблей.

Содержание первого тома Устава

Морской устав Петра I включал в себя 5 томов, первый из которых посвящался порядку исполнения служебных обязанностей высшими чинами флота, включая генерал-адмиралов (в те времена был и такой чин). В этом разделе документа помещались статьи, посвященные тактическим вопросам, связанным с руководством эскадрой во время морского боя.

Современные специалисты отмечают, что указанные в них правила и нормы не отличались строгостью и несли на себе отпечаток традиций голландского флота. Такой подход был весьма разумен, поскольку не стеснял инициативы командного состава во время боевых действий. Характерно, что этим же принципом государь Петр Алексеевич руководствовался при составлении всего Устава.

Рождение морской жержавы

Материалы, включенные во второй и третий тома

Во втором томе содержался перечень всех флотских чинов, с указанием установленной иерархии и почестей, воздаваемых представителям каждого из них. Там же перечислялись внешние отличия кораблей разного типа и описывались подобающие им вымпелы, фонари и флаги.

Следующий раздел Устава военного флота России был посвящен организации службы на боевых кораблях. В нем подробно излагались обязанности всех должностных лиц и членов экипажа как в период морского плаванья, так и во время боя. Характерно, что действия одиночных судов в нем практически не рассматривались, а весь упор делался на управление эскадрой.

Содержание трех остальных томов

Четвертый том Устава состоял из шести отдельных глав, в которых рассматривались различные аспекты корабельной жизни. Начинался он с вопросов, касающихся внутренней дисциплины, и содержал в себе обширный перечень наказаний, ожидавших ее нарушителей. Далее указывалось количество прислуги, полагавшееся каждому из офицеров. В третьей главе регламентировалась раздача судового провианта, а в четвертой устанавливался порядок награждения членов экипажа, отличившихся во время несения службы.

Две последние главы четвертого тома были посвящены весьма важному вопросу – разделу между членами команды имущества, ставшего их добычей при захвате вражеских судов.

Медный всадник - памятник Петру 1 в Санкт-Петербурге

Наиболее объемным был пятый том, носивший весьма лаконичное и выразительное название: «О штрафах». Это было не что иное как документ, включивший в себя одновременно дисциплинарный и судебный уставы. Предусмотренные в нем наказания поражают жестокостью, весьма соответствовавшей нравам того времени.

Кроме денежных штрафов, налагаемых, главным образом, на офицеров, совершивших незначительные проступки, к низшим чинам применялись различные формы телесных наказаний и смертной казни. В широком употреблении были расстрелы по приказу капитана корабля, а также килевание – протаскивание преступника под днищем судна, что в большинстве случаев приводило к его смерти. В Уставе содержался подробный перечень всех возможных преступлений, как относящихся к обстановке мирного времени, так и связанных с ведением боевых действий.

В шестом, заключительном томе Устава морского флота Петра I были собраны и систематизированы различные образцы судовой отчетности. Кроме того, содержалось описание сигналов, подаваемых кораблями в различных ситуациях, и регламентировались правила дозорно-вахтенной службы.

Заключение

Этот первый в отечественной истории военно-морской Устав, созданный по инициативе и при личном участии Петра I, просуществовал без изменений вплоть до 1797 года и за этот срок издавался восемь раз. Лишь на следующий год после воцарения государя Павла I он вышел из употребления и был заменен новым, более полным и развернутым документом.

Кроме изменений, ставших следствием технического совершенствования боевых кораблей, в нем нашел отражение более рациональный подход к тактике ведения морского боя, заимствованный у тогдашних кумиров нового самодержца – адмиралов британского флота.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.