План научно-исследовательской работы: определение, составление, планирование выполнения и итоговая сдача

Правильно составленный план научно-исследовательской работы помогает школьнику (студенту) рассчитывать на высокую оценку его деятельности. Рассмотрим основные понятия, связанные с данной тематикой: проблему, предмет, объект, гипотезу, методы исследования. Приведем и план-график научно-исследовательской работы.

Основные этапы

Независимо от того, кто выполняет работу, она предполагает научное исследование. Поэтому в план научно-исследовательской работы включают практическую часть. Она предполагает проведение предварительных действий, нацеленных на выделение общих контуров, программы, примерных сроков осуществления каждого этапа.

Индивидуальный план научно-исследовательской работы магистранта включает в себя:

  • определение цели, предмета, проблемы исследования;
  • анализ литературы по рассматриваемой проблеме, уточнение важнейших понятий, описание предмета, выбор конечного названия работы;
  • формулировку задач, цели и гипотезы работы;
  • подбор методов исследования;
  • сбор материала;
  • обработку результатов и их интерпретацию.

Остановимся подробнее на каждом из перечисленных выше этапов.

индивидуальный план научно-исследовательской работы магистранта

Выбор проблемы, объекта, предмета исследования

Этот этап обязательно входит в план научно-исследовательской работы, является исходным пунктом. Проблемой являются малоизученные либо неизученные уровни, особенности, взаимосвязи явлений, которые интересны и науке, и практике. Это тот вопрос, на который важно найти ответ, предполагающий определенные теоретические и практические действия. В рамках работы появится желание привлечь к исследованию большое количество явлений, чтобы ответить на все поставленные вопросы. Подобная ошибка приводит к снижению качества материала, «распылению» усилий исследователя, в результате проект будет поверхностным и расплывчатым.

Индивидуальный план научно-исследовательской работы магистранта – отличная возможность продумать выбор цели и задач исследования.

Предметом исследования является тот факт, который позволяет решать проблему, поставленную в работе.

Объект – это то, что изучается в рамках исследования: люди, феномены, организации.

План научно-исследовательской работы магистранта включает эти термины.

При четком и правильном подборе проблемы, предмета, объекта исследования автор на первом этапе может определить объем и направление деятельности, тематику методической литературы, которую он будет изучать.

План составления научно-исследовательской работы позволяет существенно сэкономить время, затрачиваемое на исследование.

план научно-исследовательской работы

Изучение литературы по проблеме

Целью этого этапа является выяснение научных сведений по рассматриваемой проблеме, выявление слабых моментов, которые могут стать основой для предстоящего проекта. Автор часто выявляет неопределенность и некоторые противоречия, существующие в литературе. Чтобы справиться с подобными сложностями, исследователь должен продумать индивидуальный план научно-исследовательской работы, быть в курсе новых открытий, касающихся тематики исследования. Если не удается найти однозначных ответов в определениях, студент выбирает одну точку зрения, оговаривает свой выбор в исследовании.

План научно-исследовательской работы позволяет автору выбирать из перечня источников только те, что непосредственно связаны с темой.

Функции научного руководителя на данном этапе состоят в рекомендациях по отбору литературных источников.

Сначала выполняется анализ специального материала и только после этого рассматриваются периодические издания. Если удалось подобрать несколько изданий по проблеме, сначала анализируются более поздние книги и сборники, чтобы учесть все изменения, произошедшие в научном мире по данному вопросу.

Продуманный план научно-исследовательской работы студентов позволяет выделять главное, не тратя время на ненужные мелочи.

Для удобства работы выходные данные взятых литературных источников можно вписывать в картотеку. Это существенно упростит составление библиографического списка по проводимой работе.

Максимально информационные источники можно законспектировать, создав на их базе основную часть проекта. Литературный обзор важно закончить выводами, на основе которых будут сделаны общие заключения в материале.

план-график научно-исследовательской работы

Формулировка гипотезы, цели исследования

Этот этап обязательно включают в план проведения научно-исследовательских работ. Цель предполагает изучение конкретного (проблемного) вопроса, который будет уточнен во время анализа научно-методической литературы.

Гипотезой называют логически обоснованное предположение о связи факторов и явлений, рассматриваемых в материале.

Гипотеза предопределяет направление исследования и поиска, она выступает главным методологическим инструментом, который организует процесс исследования. Сложной задачей, которая требует кропотливой и настойчивой работы, является формулировка гипотезы исследования. При ее отсутствии сложно рассчитывать на положительные результаты.

Формулировка гипотезы предполагает соблюдение следующих условий:

  • она должна быть четкой и понятной;
  • проверяться существующими методиками.

Что предполагает научно-исследовательская работа? План выполнения необходимо продумать так, чтобы выдвинутая гипотеза была подтверждена в ходе проекта либо опровергнута. Задач автор должен выдвинуть столько, чтобы их оказалось достаточно для подтверждения либо опровержения выдвинутой гипотезы.

план проведения работ

Подбор методов исследования

Что еще должна содержать научно-исследовательская работа? План написания предполагает этап подбора методов работы. Они должны соответствовать задачам исследования, так как выступают в качестве инструмента исследователя. С их помощью автор четко фиксирует рассмотренные явления, экономит время и силы. Успех проекта возрастает при сочетании разных методов. Это дает возможность рассматривать явление с разных сторон, гарантировать объективность получаемых результатов.

Сбор материала

До того как приступать к этому этапу, необходимо овладеть методиками. Например, можно проверить их эффективность на объекте, не связанном с работой, чтобы выявить недочеты, своевременно их устранить. Далее проводят нужные процедуры по сбору первоначальной информации. Студент должен выявить и отметить главные тенденции рассматриваемых процессов, подобрать и подробно проанализировать фактический материал. В качестве подтверждения своих мыслей автор прикладывает цифровые расчеты, выбирает эффективные методы анализа.

специфика проведения исследований

Обработка полученных результатов

На данном этапе осуществляют обработку всех собранных материалов, используя статистический анализ, математическое моделирование. Полученные сведения группируют, оформляя диаграммы, графики, таблицы. Этап теоретической интерпретации является самым важным шагом в работе исследователя. Он должен владеть отличной теоретической подготовкой по выбранной дисциплине. Именно в этот период автор обращается к гипотезе, делает вывод о ее подтверждении либо опровержении. Анализ проведенных экспериментов дает возможность сформулировать рекомендации по рассматриваемой проблеме.

Пример тезисов проекта о воде

Как составить подробный план научно-исследовательской работы? Пример тезисов проекта даст ответ на этот вопрос. Используя водопроводную воду, далеко не всегда мы задумываемся о безопасности. Среди проблем, характерных для водопроводной воды, выделяют: повышенную жесткость, неприятный привкус, бактерии, механические частицы, радионуклиды, пестициды. Вопросы, связанные с поиском эффективных способов очистки водопроводной воды, остаются актуальными, заслуживающими детального анализа и рассмотрения.

В работе автор проанализировал влияние некачественной воды на здоровье человека, исследовал образцы воды на содержание Cl-; SO42-; оценил жесткость воды. Автором были изготовлены шунгитовые фильтры для очистки водопроводной воды, изучена целесообразность применения угля и шунгита для очистки водопроводной воды, проведен сравнительный анализ их эффективности, сделаны выводы, даны рекомендации. Методы, использованные автором: аналитический, экспериментальный, количественный анализ (со статистической обработкой результатов измерений).

Результаты работы: при проведении экспериментов на базе школьной лаборатории и специализированной лаборатории автор сумел подтвердить поставленную гипотезу, убедиться в способности шунгитового фильтра сохранять на протяжении длительного времени каталитическую, бактерицидную, сорбционную активность.

Перспективы исследования. Продолжительный эксплуатационный период шунгитовых фильтров делает их перспективными для решения вопросов, связанных с очисткой водопроводной воды в разных регионах страны, включая очистку промышленных стоков, подготовку воды ТЭЦ.

интересные материалы

Вариант описания проекта об альтернативных источниках энергии

Почему Солнце светит и не остывает уже миллиарды лет? Какое «топливо» дает ему «вечную» энергию? Эти вопросы стали основными в нашей исследовательской работе. Солнечная радиация может быть преобразована в полезную энергию, с помощью активных и пассивных солнечных систем. В Северо-западном регионе РФ данное направление малой энергетики находится на ранней стадии развития. Причины заключаются в холодном климате, низком уровне осведомленности о принципах работы оборудования, отсутствии стимулирующих мер по развитию возобновляемой энергетики со стороны государства. Методы, использованные автором: аналитический, экспериментальный, количественный анализ (со статистической обработкой результатов измерений). Была проанализирована целесообразность использования солнечных коллекторов в Северо-западном регионе, рассмотрен принцип их действия, особенности монтажа.

Перспективы работы. В настоящее время используется лишь ничтожная часть солнечной энергии из-за того, что существующие солнечные батареи имеют сравнительно низкий КПД, высокую стоимость. Гелиоэнергетика могла бы одна покрыть все мыслимые потребности человечества в энергии на тысячи лет вперед, в том числе и в нашей стране.

Тезисное оформление проекта об энергии приливов и отливов

Актуальность работы. Одним из мощных источников электрической энергии являются приливы и отливы. Они способны дать человечеству почти 70 миллионов миллиардов кВт/ч в год. Данный показатель сопоставим с энергией, которую можно получить из всех запасов бурого и каменного угля. Возникла идея проанализировать целесообразность использования такой энергии: во время приливов накапливать воду в водохранилищах, а во время максимальной нагрузки на энергодобывающую сеть, разгружать ее, используя энергию, накопленную при приливе. На практике в Онежском районе подобная идея не реализуется что свидетельствует об актуальности рассматриваемой темы. Методы, использованные автором: анализ литературы по проблеме исследования. Из проведенного анализа следует, что строительство Мезенской приливной электростанции является перспективным. Мезенская приливная электростанция способна давать 4 млн кВт.

Результаты исследований показали, что нет технических препятствий по использованию прерывистой генерации Мезенской приливной электростанции в объединенной энергосистеме Европы. Управление рабочей мощностью приливной электростанции в соответствии с требованиями энергосистемы позволит обеспечить эквивалентную в режимном отношении работу энергосистемы с приливной электростанции. Можно рассчитывать на существенное снижение стоимости эксплуатации приливной электростанции, учитывая экономический эффект от экологической чистоты станции. Надеемся, что в ближайшее время в Белом море появится приливная станция, и расходы северян, связанные с оплатой электрической энергии, существенно снизятся.

как написать исследовательскую работу

Заключение

Тему научно-исследовательской работы можно отнести к научному направлению либо к проблеме, в рамках которой ведут исследования.

Она носит глобальный, межотраслевой, отраслевой характер. Темы курсовых работ определяются соответствующими кафедрами. Они строго соответствуют программам учебных дисциплин и учебным планам, разработанным кафедрами.

Для получения высокой отметки студент должен уделить пристальное внимание подбору актуальной, практически и теоретически значимой, инновационной темы для своей научно-исследовательской работы. Если рассматриваемая проблема будет размытой, неинтересной для других людей, она не получит положительной рецензии. В настоящее время научно-исследовательская деятельность стала обязательным элементом не только в высших учебных заведениях, но и в обычных общеобразовательных школах.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.