Кватроченто - это... Определение, понятие, характеристика эпохи и великие творения и их знаменитые создатели

Обсудить Редактировать статью
 

Эпоха Возрождения, или Ренессанс – удивительное время, подарившее миру плеяду великих и разносторонних мастеров, заложивших основы искусства следующих веков. То, что сейчас считается проверенной веками классикой, тогда было дерзким новаторством. Выделяют в эпохе Возрождения кватроченто - период, охватывавший XV век.

Эпоха Возрождения

Что возрождали в эпоху Возрождения? Название ее связано с возвратом к эстетике и ценностям античности. Не уходя от христианства, художники и скульпторы включили в свой репертуар античные сюжеты, да и библейские персонажи стали напоминать античных богов и героев. Это был своего рода откат, оттепель после сурового Средневековья. Эти тяжелые века с религиозным фанатизмом и нетерпимостью несли в себе дух презрения ко всему плотскому и земному. Готические статуи были сухи, аскетичны и не всегда правдоподобны, живопись была мало отделена от иконописи.

эпохи кватроченто

В эпоху Возрождения происходит возврат к эстетике земного, телесности, чувственности. Одним из главных ее признаков стало стремление к гармонии. Это выражалось не только в живописи. Одной из идей, связанных с гармонией, балансом стала идея разностороннего развития. Мало в какую эпоху творило столько «универсальных людей». Самым ярким примером стал Леонардо да Винчи – инженер и изобретатель, художник и архитектор, философ и писатель, биолог и анатом... Трудно перечислить области, которых он коснулся. А еще, говорят, гигант Ренессанса отлично пел, играл на музыкальных инструментах, любил физические упражнения и отличался большой силой. Идеи универсального человека выливались в создание школ, где поощрялось разностороннее развитие учеников. Во многом они стали предшественниками современного образования с его широтой охвата наук.

Что такое кватроченто

Термин кватроченто происходит от итальянского «четыреста». Так называют период эпохи Возрождения, который пришелся на XV век, таким образом, он связан с 1400-ми годами.

Кватроченто – это переломный момент в развитии европейской культуры. Работы этого периода показывают резкий скачок от средневековой иконописности, некоторой наивности и декоративности к реализму и живости эпохи Возрождения. Сформировалось и проявилось кватроченто в Италии, так же, как и сама эпоха Ренессанса, вскоре начавшая касаться и других стран. Центром перемен была Флоренция. Все шире находят распространение античные образы в декоративной живописи кватроченто. В скульптуру и архитектуру проникают те же мотивы.

А что было до?

Стоит начать с истоков, а именно с того, что предшествовало кватроченто – треченто. Этот период также именуют Проторенессансом. Главным образом поворот к эпохе Возрождения проявился в это время в живописи. Наиболее ярким представителем треченто стал Джотто ли Бондоне. Несмотря на близость его произведений к иконе в них уже появляется объем, обозначенный светотенью.

Кроме того, этот период нашел яркие проявления в литературе. Произведения Петрарки, Данте, Боккаччо пронизаны совершенно новым духом гуманизма.

Искусство кватроченто

Тремя столпами кватроченто можно назвать художника Мазаччо, скульптора Донателло и архитектора Брунеллески. Есть и другие творцы, оставившие важный вклад в культуру этой эпохи.

На живопись кватроченто оказала огромное влияние теория перспективы. Однако зарождалась она в архитектуре.

Живопись

Паоло Уччелло идея перспективы вдохновила на замысловатую игру. Художнику нравилось изображать клетчатые полы, комнаты, изобилующие углами. Правда, многие его работы носят еще печать прошлых традиций, их легко спутать со средневековыми.

Комната Паоло Уччелло

Мазаччо же предпочитал использовать перспективу, чтобы придать изображению ощутимость и жизненность. Настоящее имя художника Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи. Мазаччо же - это прозвище с довольно уничижительным суффиксом, означавшее «большой» или «неуклюжий». Как многие творческие личности, художник был рассеян, несколько отрешен от мира, зато отличался широтой души и добрым нравом. Наиболее яркими его творениями считаются фрески капеллы Бранкаччи, особенно «Изгнание из рая». Фигуры монументальны и отличаются скульптурностью. Они будто не нарисованы, а вылеплены с помощью светотени.

К сожалению, художник ушел из жизни всего в 27 лет. Но те произведения, которые он успел создать, говорят о его творческой мощи.

Фрагмент росписи капеллы Бранкаччи Мазаччо

Другой известный художник эпохи кватроченто - это Андреа Мантенья. В его работах можно наблюдать переход от средневековой иконописности к анатомичности фигур и выразительности лиц. Его считают основоположником живописи на холсте. Некоторые произведения Мантеньи отличаются очень смелым выбором ракурса – например, в росписи потолка ангелы видны снизу вверх. На картине «Мертвый Христос» тело Спасителя также видно со стороны ног. Для достижения выразительности несколько искажены пропорции - ступни малы по сравнению с головой.

Мертвый Христос Мантеньи

Известнейшим художником эпохи кватроченто считается Сандро Боттичелли. Особенно дух начинающейся эпохи Возрождения отражен в образах Венеры - "Рождение Венеры" и "Весна". Идеал красоты этого художника несколько отличается от женских образов, привычных для других авторов. В отличие от крепких, округлых фигур, основанных на античных идеалах, его Венера выглядит хрупкой, беззащитной и загадочной. И все же она тоже выражает внутреннюю духовную силу. Венера - это воплощение любви. Художник, входивший в круг флорентийских эрудитов, активно пользовался аллегориями и опирался на поэтические программы, разработанные в этом обществе.

Скульптура

В скульптуре наиболее ярко проявил себя Донателло, настоящее имя которого - Донато ди Николо ди Бетто Барди. Одна из важных заслуг этого скульптора - возрождение отдельно стоящей круглой статуи, отделение ее от архитектуры. Дело в том, что в Средние века статуи чаще всего представали в нишах зданий. Это не позволяло зрителю осматривать произведение искусства со всех сторон. Донателло же возвращается к традициям античности. Однако сюжет выбирает библейский и изображает Давида. Юный пастушок, будущий царь, предстает подобным античному герою-победителю. Его поза и фигура отличаются изяществом. Новаторство Донателло также состоит в том, что он показывает библейского героя обнаженным. Для того времени это неслыханная смелость.

Кондотьер Гаттамелата

Другое знаменитое его творение - памятник кондотьеру Гаттамелате. Мало кто знает, что прозвище этого военачальника переводится «хитрая кошка». Скульптор придает статуе заметное портерное сходство, но при этом его произведение показывает обобщенный образ человека Нового времени – умного, предприимчивого, мужественного.

Архитектура

Мотивы античности коснулись и архитектуры. Только в этом случае мастера брали пример не со статуй и фресок, а с монументальных древних сооружений. Популярной деталью становятся колонны. Здания обретают пропорциональность. В то время как готический собор кажется подавляющим, храмы и дворцы эпохи Возрождения производят гораздо более гармоничное впечатление и их можно охватить одним взглядом.

Санта Мария дель Фьоре

Именно архитектура стала первой областью, где стала популярна теория перспективы. Наиболее известный архитектор периода кватроченто – это Филиппо Брунеллески. Он разработал математический метод вычисления расстояния между предметами с учетом их пропорций. Делалось это, чтобы с максимальной точностью отразить соотношение и расположение этих предметов на плоской поверхности. Эти закономерности вскоре взяли на вооружение художники.

Знаменитые здания

Первое творение Брунеллески, ознаменовавшее перемены – купол собора Санта Марии дель Фьоре. Он сопоставим по размеру с куполом римского Пантеона, с которого и брали пример многие творцы этой эпохи. Но опирается он не на круглое, а на восьмигранное основание.

Воспитательный дом

Параллельно архитектор руководил возведением Воспитательного дома - приюта для сирот. Это здание также переняло множество античных элементов, таких как портики. Кроме того, новаторским стали отказ от готического стремления вверх и обилия статуй... Брунеллески заложил основу стиля, характерного для палаццо – дворцов-особняков.

Кватроченто – это время, подарившее миру произведения искусства, удивительные по своему изяществу и в то же время величию.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Присылать на почту
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 7
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.