Этапы педагогического исследования - описание, характеристика и требования

Рассмотрим основные этапы педагогического исследования. Оно включает следующие элементы: идею эксперимента; этап диагностики (объект, проблему, тему, актуальность проблемы); прогностический элемент (задачи и цели, гипотезу, план-программу эксперимента); выбор субъектов (объектов); его методическое сопровождение; практический этап; обобщение; внедрение.

этапы психолого педагогического исследования

Идея эксперимента

В этапы педагогического исследования входит подбор предположения, догадки, задумки, позволяющей улучшать педагогическую практику. Часто такая идея состоит в том, что педагогом выдвигает новая комбинация известных способов и приемов, которая приведет к желаемому позитивному результату.

В таком случае основные этапы педагогического исследования связаны с внедрением идей педагогики, проверкой и адаптацией методических советов новаторов к определенным педагогическим и социальным условиям.

Для остальных учителей, руководителей, методистов идеи педагоги являются базовой точкой для творческой модернизации практики. Идея эксперимента может базироваться на индивидуальных авторских решениях и находках педагога.

Для того чтобы задумка, догадка привела к желаемому результату, важно успешно пройти сложные и тернистые этапы педагогического исследования.

этапы организации педагогического исследования

Диагностический этап

Эксперимент необходим для осмысления результатов и последовательности деятельности отдельного педагога, а также всего учительского коллектива. Поэтому в основные этапы психолого-педагогического исследования включается диагностика. По ее результатам идеи эксперимента получают конкретные формы и последовательность действий.

Для проведения диагностических исследований привлекается профессионал, например, психолог, чтобы получаемые результаты были объективными и достоверными.

как провести диагностику

Формулировка темы и проблемы

Характеристика этапов педагогического исследования предполагает формулировку темы, проблемы. Суть ее состоит в противоречиях между отдельными сторонами (элементами) педагогического процесса, либо между результатом и средствами его достижения.

Недостаточно просто сформулировать проблему, выявить противоречие, важно проникнуть в ее суть, чтобы достигнуть максимального результата.

Формулировку проблемы можно представлять в тезисном виде, учитывая конкретные условия учебно-воспитательного процесса.

специфика диагностики

Варианты постановки проблем

Анализируя основные этапы организации педагогического исследования, приведем конкретные примеры постановки проблем:

  1. Развитие школьников в ходе проблемного обучения.
  2. Воспитание подрастающего поколения в рамках дифференцированного подхода.

С помощью конкретного эксперимента невозможно дать ответ на вопрос, поэтому из проблемы выделяется некая часть, она соотносится с конкретным участком воспитательного и учебного процесса.

Реализация проблемы к определенной учебно-воспитательной ситуации позволяет формулировать тему эксперимента.

Этапы научного педагогического исследования позволяют учителям решать те задачи, которые ставит перед ними современное общество.

специфика характеристики педагогического исследования

Актуальность

При формулировке темы планируемого исследования важно учитывать актуальность проблематики. Основные этапы педагогического исследования должны учитывать следующие особенности:

  • личностный подход как основное условие гармонического развития ребенка;
  • резервы педагогического общения;
  • оценивание деятельности школьников;
  • развитие позитивного отношения к учебному процессу и внеурочной деятельности;
  • формирование полноценных нравственных качеств;
  • саморазвитие

Коллективное воспитание предполагает сочетание общественных и личных целей, усиление роли совместной деятельности взрослых и детей. Что важно включать в создаваемые этапы? Методы педагогического исследования, подбираемые для коллективного воспитания: дифференцированный подход, индивидуальное обучение.

Прогностический этап проводимого педагогического эксперимента является предположительным нахождением способов решения поставленных задач. Он предполагает разработку задач и целей, выдвижение гипотезы и построение плана-программы проведения диагностического исследования.

как сделать исследование в педагогике

Специфика целей исследования

С учетом новизны и актуальности, в современной педагогике допустимы следующие цели:

  • воссоздание ранее существующих методов в новых условиях;
  • усовершенствование и рационализация методик;
  • создание новых подходов к учебному и воспитательному процессу

Гипотеза эксперимента

Под этим термином в науке принято подразумевать предположение о существовании закономерностей и связей в окружающем мире.

В рамках педагогического исследования гипотезой является предположение о рациональном способе решения конкретной проблемы, пути достижения поставленной задачи, а также средствах, которые помогают достигать желаемого результата педагогического процесса. В образовании выдвигают гипотезы описательного, объяснительного характера, но самыми распространенными являются конструктивные и сравнительные предположения. Сравнительная гипотеза подразумевает выдвижение предположения о сравнительной эффективности сути форм, методов, средств организации и контроля учебным и внеурочным процессом.

Конструктивное предположение обладает такой структурой, при которой можно менять методы или содержание, предполагая овладение школьниками конкретными умениями и навыками.

Гипотезу можно считать руководящей базой, основой содержания и характера участников педагогического эксперимента. Ее можно заимствовать из многочисленного банка педагогических идей, либо подобрать с учетом интуиции педагога, опираясь на существующий педагогический опыт.

Заключение

Педагогическое исследование – отличный инструментарий для школьных учителей, психологов. Результаты диагностики помогают школьным учителям вносить корректировки в работу с классным коллективом, предметные программы. В настоящее время не существует четкого алгоритма, позволяющего формулировать педагогическую проблему, выдвигать гипотезу для планируемого эксперимента. Они формулируются в ходе разработки, связаны между собой, часто следуют друг из друга.

Основным этапом педагогического исследования является планирование эксперимента. Оно является проекцией деятельности педагога, устремленной в будущее. Планирование должно быть продумано так, чтобы рассчитывать на достижение поставленной цели исследования.

Программа педагогического эксперимента является системой продуманных мероприятий, которые проводятся в определенной последовательности, с соблюдением сроков выполнения, подбором средств для гарантии успешной работы.

Залогом успешности диагностики выступает тщательно сформулированный план эксперимента. Он гарантирует полное осмысление эксперимента, подбор объема работы, придание эксперименту ритмичности на основных этапах проведения. План эксперимента базируется на принципах диагностирования, учитывает специфику воспитательной и учебной областей, научность.

При соблюдении всех этапов педагогического диагностирования педагог может рассчитывать на достижение цели, поставленной им, а также на объективность полученных результатов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.