Федеральные государственные стандарты нового поколения способствовали существенному изменению содержания образовательных программ. Проект по обществознанию должен сделать каждый ребенок (группа детей) в течение учебного года.
Семья и отношения в семье
Уроки по этой теме направлены на формирование навыка составления родословной. В рамках учебных занятий ребята получают представление о семье как частице общества. Для закрепления рассматриваемого в рамках урока материала школьникам предлагаются различные темы проектов по обществознанию.
5 класс – первый год обучения этому предмету, поэтому важно посредством исследовательской и проектной работы сформировать у ребят познавательный интерес к изучению этой общественной дисциплины.
План деятельности
Педагог рассказывает о значимости семьи, о распределении обязанностей между ее членами, знакомит детей с ее видами.
Основные понятия, которые формируются у пятиклассников:
- родители;
- авторитет;
- поколение;
- семья;
- обязанности и права.
Проект по обществознанию на тему «Семья» ребята составляют после рассмотрения теоретической части материала. По мере работы над проектом школьники знакомятся со своими предками, составляют генеалогическое древо, работают с текстом учебника.
Прежде чем пятиклассники приступят к самостоятельной работе, педагог знакомит их с притчей «Тепло семейного очага». Благодаря этой притче, ребята будут понимать, какой проект по обществознанию они могут сделать, чтобы он был связан с темой «Семья». Его можно сделать в виде компьютерной презентации, сочинения, фотоальбома.
Притча
Однажды счастье решило уйти из дома. Сложно сказать, почему оно приняло такое решение. До ухода оно согласилось исполнить по одному желанию каждого представителя семьи.
- Чего бы хотела ты? - поинтересовалось счастье у хозяйки.
Та сказала, что она давно мечтает о норковой шубке, и получила ее в подарок.
Взрослая дочь пожелала выйти замуж за богатого иностранца, и ее мечта тоже была исполнена. Сыну хозяйки счастье подарило велосипед. На пороге дома счастье столкнулось с хозяином, которому оно также предложило исполнить одно желание.
- Хочу, - сказал он, - чтобы мой дом не покидало тепло родного очага.
Счастье исполнило желание хозяина и не ушло. Ведь оно живет только там, где есть семейный очаг!
Работа школьника
Ученик может предложить готовый проект по обществознанию в 5 классе "Моя семья".
«У меня небольшая, но очень дружная семья. Мы живем втроем: мама, бабушка и я. Но, несмотря на это, у нас есть собственные семейные традиции. Мы вместе встречаем Рождество и собираемся в новогодние праздники. Как сильно бы мы ни были заняты, откладываем дела и начинаем готовиться к торжествам. Сначала вместе украшаем игрушками елку, потом делаем поздравительные открытки, а потом приступаем к организации праздничного стола.
Вечером мы за новогодним столом рассказываем о том, как мы провели год. Мы обязательно делимся своими желаниями на ближайшее время.
В свой проект по обществознанию я хочу добавить рассказ еще об одной важной традиции, которая кому-то может показаться смешной. В августе мы занимаемся заготовкой вкусных маринованных огурцов и помидоров на зиму. Еда, которая приготовлена с такой любовью и заботой, кажется удивительно вкусной и полезной.
Но и это еще не все. Моя прабабушка является труженицей тыла, в период Великой Отечественной войны она работала на заводе, делала для фронта боевые патроны. 9 мая мы обязательно вспоминаем о ней, идем на ее могилу, приносим с собой розовые гвоздики - ее любимые цветы.
Свой проект по обществознанию я написала в виде рассказа о семье, о наших общих традициях».
Заключение
Перед учителем обществознания стоит сложная и ответственная задача - формирование системы семейных ценностей у подрастающего поколения россиян. В рамках курса отдельное внимание уделяется формированию толерантности к представителям других культур и национальностей. Проект по обществознанию "Моя семья" выполняет сразу несколько важнейших функций.
В рамках самостоятельной деятельности ребята получают навыки исследовательской работы, узнают историю своей семьи, ее основные традиции и обычаи. При презентации готового материала формируются и развиваются коммуникативные навыки, закладывается позитивное отношение к семейным ценностям.