Закон спроса гласит... Значение определения, основные понятия спроса и предложения

Такие понятия, как спрос и предложения являются ключевыми в отношениях между производителями и потребителями. Величина спроса может подсказать производителю то количество товарных позиций, которое необходимо рынку. Величина предложения зависит от того объема товара, которое может предложить производитель в данный момент времени и по данной цене. Отношение между производителями и потребителями определяет закон спроса и предложения.

Закон спроса

Определения

Спрос характеризует то количество товарных позиций, которые покупатели не только хотят, но и могут купить при различных ценах в определенный период.

Предложение характеризует то количество товарных позиций, которое может предложить рынку производитель по всем возможным ценам в определенный период.

Потребители и производители

Функцией предложения называют закон, который показывает зависимость объема предложения от влияющих на него внешних факторов. На величину предложения могут влиять как ценовые, так и неценовые факторы. В число неценовых факторов входят: уровень оснащенности предприятия, налоги, субсидии, дотации, существование товаров-субститутов, природные и географические условия и прочие.

Виды спроса и предложения

Специалисты выделяют большое количество видов спроса, зависящих от различных параметров. К примеру, в зависимости от намерения потребителей, выделяются такие виды:

  • жесткий спрос на товар, не терпящий замены товара даже однородным;
  • мягкий спрос, который формируется у покупателя непосредственно перед покупкой и допускает замену товара однородным;
  • спонтанный спрос возникает у потребителя внезапно уже в магазине.

Также принято выделять индивидуальный спрос - это когда определяется спрос отдельного потребителя, а также совокупный - спрос рынка потребителей в целом.

Закон спроса

Предложение также делится на индивидуальное - то количество товара, которое может предложить отдельно взятый производитель. Совокупное предложение характеризует общее предложение производителей на рынке.

Закон спроса

Закон спроса гласит о том, что между ценой товара и покупательским желанием приобрести товар существует прямая пропорциональность. Чем выше стоимость товарной позиции, тем меньше спрос на нее, и, наоборот, чем ниже стоимость, тем выше спрос. Прямая пропорциональность между ценой и величиной спроса напрямую связана с такими понятиями, как эффекты дохода и замещения. Когда цена снижается, потребитель может позволить себе купить большее количество товарных позиций, за счет этого он чувствует себя более обеспеченным человеком - такой феномен называется эффект дохода. Также при снижении цены на товар потребитель, сравнивая более выгодную цену с другими, старается приобрести данного товара в большем количестве, заменив им те товарные позиции, цена на которые не изменилась, - это называется эффект замещения.

Закон спроса гласит, что объем спроса уменьшается или увеличивается в зависимости от увеличения или уменьшения цены на товарную позицию соответственно.

К примеру, потребители создают спрос на товар стоимостью 500 руб., в какой-то момент производитель, видя высокий спрос, поднимает цену до 600 руб. В этот момент объем спроса уменьшается, хотя предложение выросло.

Важно помнить, что одного желания потребителя не хватает для наличия спроса, у потребителя также должна быть возможность приобрести желаемый товар. Когда соединяются и желание, и возможность, появляется спрос.

Желание потребителя приобрести автомобиль Bentley Continental еще не говорит о наличии спроса на данный автомобиль, если потребитель не имеет высокого дохода для покупки данного автомобиля. Даже если потребитель ежедневно будет приходить в салон на консультацию, величина спроса не изменится.

Закон спроса гласит о существовании данных механизмов, влияющих на рынок взаимоотношений производителей и потребителей:

  • закон убывающей предельной полезности;
  • эффект дохода и замещения.

Эффект дохода и замещения разобран выше. Закон спроса гласит, что понятие убывающей предельной полезности доказывает тот факт, что каждое последующее потребление дополнительной единицы блага приносит потребителю меньший уровень удовлетворения, а поэтому он будет готов купить ее только по меньшей цене.

Ограничения

Закон спроса ограничивается:

  • если на товар случается ажиотаж, который вызван ожиданием потребителей повышения цен;
  • если рассматривается дорогой и уникальный товар, а также товар, покупая который, потребитель желает сделать его средством накопления (антиквариат);
  • если потребители переключили свое внимание на более новые и современные товары.

Все факторы, представленные выше, делятся на ценовые и неценовые факторы, ограничивающие закон спроса.

Закон спроса и предложения

Закон спроса и предложения гласит, что существует прямая пропорциональность между спросом и предложением. Посмотрев пересекающиеся линии спроса и предложения на графике, становится понятно: чем ниже цена на единицу товара, тем большее количество потребителей хотят его приобрести, но тем меньше потребитель готов продавать товар. Графики линий спроса и предложения имеют точку пересечения, она показывают равновесную цену.

Графики спроса и предложения

Исходя из этого, закон спроса гласит, что продавцы будут в большем количестве предлагать товар по более высокой цене. При снижении цены также будет снижаться предложение. Именно равновесная цена (или точка пересечения графиков спроса и предложения) показывает, по какой цене и в каком количестве будет представлен товар. Данные показатели удовлетворят обе стороны: и производителей, и потребителей.

Спрос на труд

Закон спроса на труд гласит о зависимости, заключающейся в том, какое количество трудовых ресурсов готов взять на работу производитель по определенной ставке оплаты труда.

Повышение спроса

Величина спроса на труд зависит от таких факторов:

  • уровня производительности труда;
  • необходимости количества трудовых ресурсов для удовлетворения потребностей производства.

Также существует прямая пропорциональность между величиной заработной платы и спросом на труд. Закон спроса гласит:чем меньше величина оплаты труда, тем выше величина спроса.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.