Подводная лодка К-21: история, фото, описание музейной экспозиции

Обсудить Редактировать статью
 

Подводная лодка К-21 является одной из самых загадочных в истории советского флота. До сих пор ученые спорят о том, действительно ли ей удалось ранить мощнейший немецкий корабль «Тирлиц», или же нет. Сегодня лодка находится в Североморске и функционирует в качестве музея. С ее экспонатами могут ознакомиться все желающие.

Чем интересна лодка?

Подводная лодка К-21, построенная в 1939 году, за пятнадцать лет своей службы приняла участие в большом количестве операций против фашистских захватчиков. Уже в своем первом походе ее экипажу удалось с помощью грамотно расставленных минных заграждений отправить на дно крупный норвежский транспорт, перевозивший военную технику.

подводная лодка к 21

Но наибольшую известность субмарина приобрела в июне 1942 года, когда в результате вражеского нападения была вынуждена защищать конвой с продовольствием и атаковать линкор «Тирлиц». И здесь начинаются достаточно серьезные расхождения: советская сторона утверждает, что корабль был серьезно поврежден в ходе атаки, а в немецкой документации нападения на «Тирлиц» не было как такового. Был ли линкор поврежден или же нет – ученые до сих пор не могут прийти к единому мнению по данному вопросу.

КР - Крейсер Рудницкого

Подводные лодки типа 21-й изначально имели именно такое название, планировалось, что они будут существенно превосходить зарубежные аналоги. Изначально планировалось, что субмарины данного типа будут обладать ангаром на палубе, в котором можно будет хранить разведывательные самолеты. От такого нововведения пришлось отказаться из-за дороговизны, а также сложностей с проектированием подобной модели.

Субмарины обладали достаточно крупными размерами, но управлять ими было довольно просто, нареканий к работе подводных крейсеров у специалистов и подводников было очень мало. Наружные корпусы лодок собирались с использованием электрической сварки, тогда подобная методика стала настоящим прорывом, за счет нее удалось серьезно снизить массу корабля и существенно увеличить длительность его нахождения в автономном режиме.

подводная лодка к 21 история

На подлодке К-21 находились два перископа увеличенной мощности, с помощью которых можно было осуществлять фотосъемку. Были здесь установлены и современные, на тот момент, радиостанции, способные передавать сигнал с помощью коротких волн. За счет этого удалось обеспечить качественную радиосвязь в обе стороны на больших дистанциях.

Десять торпедных аппаратов, две дюжины торпед и пара десятков заградительных мин делали лодку достаточно серьезным противником. Параллельно с этим на ней были установлены два артиллерийских орудия калибром 45 и 100 мм. Лодка могла находиться в самостоятельном плавании на протяжении 50 суток и выполнять длительные по времени операции, которые довольно часто приходилось проводить СССР.

Служба на флоте: начало пути

Начиная с 1939 года, корабль неоднократно переходил между существующими флотами, пока в итоге командование не приняло решение закрепить его за Северным подразделением. 1941 год стал переломным для лодки К-21, история ее боевых крещений и походов началась именно тогда. Боевое крещение субмарины прошло весьма успешно, моряки смогли в темное время суток установить мины в Бестсуннском проливе и остаться незамеченными. На следующее утром норвежский корабль, перевозивший снаряды и продовольствие, пошел ко дну, напоровшись на расставленные бомбы.

Спустя еще пару дней подводная лодка успешно торпедирует два вражеских корабля, заставляя немецкий флот нести серьезные потери. Во втором походе К-21 удалось отправить на дно еще одно транспортное средство противника, а также противолодочный катер, который вел разведывательную деятельность в районе патрулирования. Всю зиму с 1941 на 1942 год подлодка активно участвовала в операциях против фашистских захватчиков, а ее экипаж набирался опыта.

Самый спорный эпизод в жизни субмарины

Существует загадка, которую до сих пор пытаются разгадать специалисты, исследующие подводную лодку К-21. История эта напрямую связана с операцией по сопровождению союзного конвоя PQ-17. В него входило 35 кораблей, которые должны были доставить провизию и военное оборудование от британских союзников в Советский Союз. Их сопровождало 21 судно: эсминцы, вспомогательные суда, корабли ПВО, подводные лодки, тральщики и сторожевые корабли.

Британское командование допустило серьезную ошибку, в результате которой конвой остался без сопроводительных судов. Кораблям пришлось пробиваться сквозь блокаду противника самостоятельно, они подвергались серьезным атакам с воздуха и из глубин океана. Но самая главная проблема заключалась в том, что немцы послали для уничтожения конвоя целую эскадру, которую возглавлял ультрасовременный на тот момент линкор «Тирлиц».

Для защиты союзного конвоя руководство Северного флота отправило несколько подводных лодок на перехват эскадры. Среди них была и подлодка К-21. История конвоя гласит, что именно ее экипажу удалось обнаружить противника первым. Немецкие корабли демонстрировали чудеса маневров, не пропуская кого-либо в свой клин. Однако капитану советской подлодки удалось проскочить между сопроводительными кораблями и выпустить залп из 4 торпед.

лодка к 21 история

Далее – сплошная загадка. Доподлинно установлено, что две торпеды прошли мимо, а две другие – разорвались. Подводная лодка ушла на погружение, передав командованию координаты текущего местоположения эскадры противника. Моряки были готовы к тому, что немцы нанесут ответный удар, но ошиблись в своих предположениях. Линкор вместе с эскадрой развернулся и направился обратно в норвежские фьорды, известно, что он больше не участвовал в военных операциях.

По мнению советской стороны, торпеды разорвались после попадания в «Тирлиц», однако в немецких документах военных времен нет никакой информации о повреждении линкора и последующем ремонте. По версии противника, торпеды не достигли корабля, и он отправился назад, поскольку советским войскам удалось рассекретить его местоположение. Этот случай получил название «атака Лунина» по имени капитана субмарины. Доподлинная правда об этом инциденте неизвестна никому до сих пор, поскольку специалисты могли подтасовать исторические факты по требованию правящих партий, а самих участников событий уже нет в живых.

Нововведения в истории флота

Подводные лодки типа 21-й в период второй мировой войны создавались достаточно часто, что позволило добиться существенного увеличения численности советского флота. Однако до 1943 года на советском флоте не умели передавать топливо между субмаринами, первооткрывательницей в этом деле стала К-21. Подлодка Щ-402 во время проведения боевой операции напоролась на глубинную бомбу, в результате чего произошло серьезное повреждение топливной цистерны.

За считанные часы лодка осталась без топлива, что серьезно повлияло на ее работоспособность. Моряки К-21, несмотря на сложные погодные условия, смогли вывести специальные шланги на поверхность через рубку и протянуть ее в Щ-402. В совокупности было передано чуть менее 15 тонн жизненно необходимого топлива, после проведения операции оба корабля отправились в порт Полярное, куда сумели дойти без происшествий.

Против кого воевала К-21?

Немецкие подводные лодки 21 серии стали основными противниками советского флота во времена войны. Созданные в 1943-1945 годах, они сразу же получили прозвище “бесшумные убийцы Кригсмарине”, поскольку издавали минимальный шум и могли погружаться на глубину в 200-220 метров, поэтому найти их в воде было достаточно сложно. Такие субмарины состояли из 9 блоков, и материалы практически для каждого из них производились на отдельно построенном заводе.

Производство подлодок 21 серии было доверено трем верфям, расположенным в Данциге, Бремене и Гамбурге. Блоки соединялись таким образом, что из крайних отсеков должен был быть виден свет, включенный в центральной части субмарины. Поскольку производство лодок осуществлялось на скорую руку, фашистам не удалось избежать ошибок, которыми воспользовались советские подводники.

крейсерская подводная лодка к 21

В первую очередь речь шла о недостатках, связанных с энергетическими параметрами. Подводные лодки 21 серии не могли развивать мощность собственных дизелей, когда шли под “шнорхелем”. Последний начинал вибрировать на скорости более 16 километров в час, к нему присоединялись и перископы, работать с которыми в движении становилось невозможно. Еще один серьезный недостаток - невозможность параллельной подзарядки батарей, изначально заряжалась наименее разряженная из них, затем заряд поступал по нарастающей. В условиях боя зарядка таким образом была невозможна, поскольку кораблю необходимо было получить большое количество энергии в кратчайшие сроки.

Советским войскам при поддержке союзников удалось к концу войны уничтожить большое количество немецких подлодок, тип 21 не стал исключением. Параллельно с этим фашистским захватчикам не удавалось вовремя вводить в строй новые субмарины, поскольку все технические недостатки, выявленные при строительстве, не были своевременно исправлены. Особое влияние здесь также оказало отсутствие квалифицированных кадров, способных управлять современными подводными кораблями.

Послевоенная служба

Вплоть до своего вывода из состава флота подводная лодка К-21 постоянно несла боевые дежурства, а также принимала участие в проведении океанографических экспедиций. В 1949 году субмарина получила новое имя: Б-4. Начиная с 1954 года корабль являлся тренировочной базой, где подводники периодически отрабатывали экстренные ситуации.

В начале 1980-х годов было принято решение создать из лодки музей, где все желающие смогут познакомиться с историей военных времен. Три отсека в корме были переделаны под экспозицию, четыре первых оставили в оригинальном состоянии. В 1983 году корабль поставили на специально изготовленный постамент, расположенный в Североморске. В 1990-х годах была отремонтирована подводная часть субмарины, а в 2008 году - внутренняя часть. В ходе последних работ была обновлена и экспозиция музея.

Как выглядит лодка сейчас?

Последнее обновление экспозиции музея-подводной лодки К-21 было выполнено в 2014 году, тогда же был проведен капитальный ремонт субмарины. Корабль размещен на бетонном постаменте таким образом, что при приливе его нижняя часть погружается под воду, при этом во внутренней части поддерживается приемлемая для жизни температура воздуха.

Четвертый, пятый и шестой отсеки подводной лодки были переделаны под нужды музея, первые три было решено оставить без изменений. Существует и ряд помещений, куда посетителей не пускают, поскольку там располагается электрооборудование, необходимое для поддержания существования корабля. Ежегодно в музей приезжает около десяти тысяч туристов, интересующихся жизнью подводного флота времен Второй Мировой войны.

С чего начинается экспозиция?

Все экскурсии по подводному музею начинаются с шестого отсека, где уже давно демонтировано внутреннее оборудование, использовавшееся во время боевой службы корабля. Экскурсоводы рассказывают гостям экспозиции о том, как в России вообще появился подводный флот, и какие сложности пришлось испытывать морякам в первые годы его работы. Среди экспонатов можно найти даже эксклюзивные фото императора Николая II, на которых он в 1903 году принимает доклад от капитана «Дельфина» - самой первой подлодки, созданной в Российской Империи.

Далее следует рассказ о субмаринах класса К, к которым относилась лодка под номером 21, и об истории их создания. Большое количество сложностей сопровождало данный проект, поскольку на тот момент отечественная промышленность не была так сильно развита, чтобы предоставлять своевременно нужные для строительства материалы.

музей подводная лодка к 21

Если говорить об экспонатах музея в подводной лодке К-21, фото ее самой будут здесь самыми частыми. Здесь имеются снимки субмарины как времен Великой Отечественной войны, так и более поздние. На некоторых стендах размещены фотографии, освещающие послевоенную деятельность подлодок Северного флота, например, имеются фотографии печально известной К-19, получившей среди моряков прозвище «Хиросима». Также здесь можно найти подлинный журнал, который велся на вахте корабля, в нем подробно отражены все произведенные подлодкой атаки, в том числе и на немецкий «Тирлиц».

Вообще, в музее достаточно много подлинных экземпляров, которые позволяют проникнуться духом того времени. Например, знамя от заводского коллектива, осуществлявшего ремонт подводной лодки. Также здесь размещен бюст Н. А. Лунина – третьего командира субмарины, который и осуществил знаменитую атаку на фашистский линкор. В четвертом и пятом отсеках также находится большое количество экспонатов, связанных с лодкой и историей Северного флота.

Можно ли пройти в боевые отсеки?

Музей подводной лодки К-21 уникален тем, что большая часть субмарины сохранилась практически полностью. Убедиться в этом может каждый, посетив боевые отсеки корабля. В рубке расположен функционирующий перископ. С помощью него можно почувствовать себя настоящим капитаном подлодки. Также здесь имеется рубочный люк со специальным тубусом, использующимся при необходимости вывода моряков из затопленной субмарины.

Пройдя в третий отсек, посетители музея могут посмотреть на еще один перископ, а также ТАС-Л – использовавшийся с 1945 года аппарат, предназначенный для торпедной стрельбы. Здесь же размещаются штурвалы, контролирующие работу приводов кормовых и новых рулей горизонтального типа, и шахта командирского перископа. Часть оборудования была снята с лодки после ее списания на берег, однако, получить примерное понимание о том, какой она была в 1940-е годы, все же можно.

музей подводная лодка к 21 североморск

Туристами и иностранцами, интересующимися историей военных времен, особенно любим город Североморск. Подводная лодка К-21 у них входит в перечень обязательных к посещению мест. Только здесь можно побывать в каюте командира подводной лодки и увидеть старинную кают-компанию, где до сих пор сохранились столы с нарисованными полями для игры в шахматы. На стенах кают-компании размещены исторические данные об экипажах, в разные годы служивших на субмарине.

В первом торпедном отсеке можно поближе познакомиться с торпедными аппаратами, экскурсоводы подробно расскажут о том, как именно моряки запускали их, надеясь опередить грозного противника, а также покажут места хранения запасных снарядов. Для своего времени подлодка была хорошо вооружена, а также имела высокий запас прочности, именно поэтому ей и удалось дожить до сегодняшних реалий.

По мнению местной администрации, подводная лодка К-21 находится в достаточно хорошем состоянии. Ремонт, проведенный в 2014 году, позволил продлить срок службы субмарины еще как минимум на 30 лет. За состоянием корабля следят военнослужащие, при необходимости они запрашивают дополнительные материалы и финансирование для проведения текущего ремонта. Несмотря на то, что лодка давно списана с баланса Северного флота, его командование периодически интересуется ее состоянием.

С какими сложностями можно столкнуться?

Текущий адрес прописки музея-подводной лодки К-21 - Североморск, площадь Мужества. Однако добраться до небольшого города в Мурманской области достаточно сложно, поскольку он носит статус закрытого. Согласно установленным правилам, граждане могут въехать на территорию населенного пункта только по приглашению тех, кто уже живет и работает в нем. Местным жителям и организациям необходимо подать заявление с просьбой разрешения на въезд для своих гостей как минимум за 10 дней. При возникновении экстренных обстоятельств заявление рассматривается за сутки.

Подать документы необходимо в администрацию Североморска, если речь идет о въезде с производственными целями, социально-культурными потребностями (артисты и т.д.), при появлении экстренных ситуаций. Туда же будут подавать запрос те, у кого есть собственность на территории города, и местные жители, желающие пригласить в регион своих друзей или близких родственников.

Пропуск на территорию Североморска действует месяц для тех россиян, которые прописаны в других областях страны и приехали в гости к своим родственникам. Год могут посещать город те, кто прибывает туда по производственной необходимости или для удовлетворения различных потребностей местных жителей. Родители военнослужащих, работающих здесь, въезжают на территорию города при наличии паспорта, кроме того, они обязательно должны быть внесены в списки, составленные и согласованные ФСБ и руководством частей.

Жители Мурманской области могут провести в Североморске сутки, имея с собой паспорт с отметкой о прописке в другом закрытом населенном пункте региона. Все пропуска можно получить в военной комендатуре по адресу ул. Восточная, 3а. Обратите также внимание на то, что все грузы, пересекающие границу города, подвергаются обязательному досмотру, поэтому заранее уточните, что нельзя провозить на территорию закрытого поселения.

Как работает музей?

Если вы приняли решение поехать в Североморск и побывать на крейсерской подводной лодке К-21, обязательно возьмите с собой достаточное количество денег. Музей-экспозиция работает с четверга по понедельник с 9 до 17 часов, по вторникам и средам попасть на лодку не удастся, с 13 до 14 часов экспонаты увидеть также не получится из-за обеда. Если вам не повезло попасть в город в выходные дни музея, заранее позаботьтесь о том, чтобы арендовать себе жилье, поскольку здесь с этим могут возникнуть проблемы.

подлодка к 21 история

Стоимость посещения экспозиции для взрослых составляет 50 рублей, для детей – 25. Иностранные граждане смогут приобрести входной билет за 100 рублей. Заказ экскурсии с гидом обойдется здесь в 50 рублей. В 1990-х годах здесь была запрещена фото- и видеосъемка. Сейчас гриф секретности с лодки снят, и вы можете поработать оператором, однако для этого понадобится получить разрешение у администрации музея. За возможность использовать фотоаппарат придется заплатить 50 рублей, за видеокамеру – 150 рублей.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Присылать на почту
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 5
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.