Основы ботанической живописи акварелью

Рисунок одного вида растения или нескольких, выполненный акварелью, называется ботанической живописью. Растения должны составлять правильную композицию, привлекательную для глаз. Изображение чаще всего очень реалистичное, что происходит благодаря детальной проработке построения и правильно подобранному цветовому соотношению.

Ботаническая акварель

Развитие техники

Изначально рисунки растений служили практическим целям. Цветы изображались как материалы для медицинских и научных исследований. Иллюстрации цветов как отдельный вид рисунка продолжили развитие вместе с естественно-научными дисциплинами и, собственно, ботаникой, а особенного расцвета достигли с продвижением полиграфической промышленности в 18 веке. Популяризация фотоискусства в 20 веке, казалось бы, могла поставить крест на успешном существовании иллюстрации, но этого не произошло, и она популярна до сих пор. Кроме того, в последнее время техника начинает набирать еще большие обороты популярности.

Начало работы над ботанической живописью акварелью

Первым делом необходимо тщательно изучить модель, с которой будет рисоваться изображение. Нужно подробно рассмотреть все детали строения растения: листья, стебли, лепестки. Особое внимание необходимо уделить наиболее мелким и важным элементам, таким как места креплений листьев и цветков к стеблю, особенности прожилок, тычинок, пестиков. Без точного изображения этих деталей не получится по-настоящему реалистичного изображения и полной передачи внешнего вида растения. Не менее важно соблюдение общих пропорций и размеров отдельных частей. Это относится к толщинам, длинам и всевозможным очертаниям.

Изучение растений

Следующий этап предполагает собой анализ освещения. Это является одной из важнейших основ ботанической живописи. Необходимо ответить себе на вопросы о том, в каком направлении падает свет, в чем особенности окрашивания каждой отдельной части в зависимости от света. На этом этапе определяются краски палитры и цветовое решение всего изображения.

После выбора композиции стоит приступить к выявлению особенностей линейно-конструктивного построения рисунка. На этом этапе определяется половина реалистичности за счет точности передачи формы и пропорций растения. Вторая половина зависит от определения колористического строя и верного выбора отношений цвета и тона.

Особенности построения рисунка

Для верного построения помогут знания о четырех основных формах цветка в рисунке:

  • Конусообразная. Такая форма цветка у лилий, гиацинтов и других многолетних цветов, чьи бутоны располагаются на одном стебле.
  • Дискообразная. Строение ромашек, герберов и других цветов с лепестками, расположенными в одной плоскости, начинается с создания именно этой простейшей формы.
  • Сферическая и полусферическая. Форма цветков со сложным строением из большого количества лепестков, например, роз, пионов.
  • Составная. Сочетание трех разных форм в одной. Представляет собой самую большую группу цветов, куда входят орхидеи, ирисы, нарциссы и т. д.

На этапе построения композиции важно помнить о воздушной перспективе и пропорциях, выявленных при изучении модели.

После четкого построения формы карандашом и четкого понимания того факта, что все пропорции соблюдены, можно переходить к рисунку цветов акварелью.

Начало рисования

Живописные приемы в акварельной иллюстрации

Стоит помнить, что акварель – прозрачная краска, и благодаря этому свойству изображения получаются нежными и воздушными. Но между тем техника довольно непроста для новичков. Сложность работы заключается в том, что готовое акварельное изображение невозможно переделать так же, как возможно изменить масляные и карандашные картины. Сначала это может отпугнуть начинающего художника, но каждая новая попытка будет доказывать, что получается все лучше и лучше. Существует немало техник письма акварелью: лессировка, отмывка, алла прима, заливка. Обучение ботанической живописи можно начать с любой из этих техник или даже с их сочетания.

Растения акварелью

Подробнее о техниках

Лессировка является классическим приемом, используемым во многих шедеврах акварельного искусства. Принцип заключается в многослойном нанесении краски. За счет многослойности появляется эффект глубокого просвечивания и цветовой интенсивности.

Заливка и отмывка связаны между собой. Первая техника позволяет создать безупречный фон со сплошным цветом или едва уловимыми переходами. Отмывка же используется для цветовой коррекции готового изображения

Алла прима представляет собой работу в один присест. То есть изображение полностью пишется по-сырому, и при должных способностях это позволяет создавать плавные переходы цветов и наибольшую воздушность. Новичкам техника может даться не с первого раза, и будет получаться "грязь", но тренировки помогут добиться результата в виде сочного яркого цвета.

Все четыре вида техник прекрасно подойдут для изображения растений. Важно лишь подобрать наиболее выгодную технику для разных видов цветов и листьев, чтобы добиться по-настоящему красивого и правдоподобного рисунка.

Цветы акварелью

Популярность цветочных иллюстраций

Рисунки цветов акварелью всегда выглядят очень нежно и красиво. Возможно, благодаря этому такой вид живописи приобретает все большую популярность в мире. Идеальное освоение данного вида искусства может стать большим шагом к мировой известности. В крайнем случае, приобретенный талант в этой технике всегда можно использовать для оформления стильных аксессуаров или интерьера.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.