Познавательная деятельность - дорога к Знанию

С точки зрения философии познавательная деятельность является важнейшей мировоззренческой проблемой. Отношение к вопросу о том, насколько познаваем мир, определяет ориентацию человека в обществе и окружающем пространстве, его деятельность. Именно знание определяет функцию человека в мире, а знание - это наивысший уровень сведений о мире, которые человек может получить с помощью своего сознания. Познавательная деятельность (ПД), представляющая собой единство чувственного восприятия, практической деятельности и мышления позволяет получить Знание.

ПД осуществляется непрерывно: в нашем общении, труде, экспериментах, художественно-эстетической деятельности, решении различных задач. Такое познание свойственно всем живым организмам. Человеку свойственна, кроме познавательной, учебно-познавательная деятельность. В процессе учебной ПД познание приобретает четкие цели, формы, задачи.

Существуют разные виды ПД. Современная наука выделяет:

  • обыденно-практический;
  • научный;
  • мифическо-религиозный;
  • художественный;
  • философский.

Обыденно-практическая познавательная деятельность протекает в активном и пассивном режиме, она стихийна, происходит беспрерывно. Мы усваиваем опыт других, учимся новому, познаем мир при помощи осязания, обоняния, других органов чувств. Окружающая среда, быт, простейшие знания - вот содержание обыденного познания. Практическое несколько сложнее: это наши убеждения, идеалы, народные приметы, информация о связях, существующих в мире. Мы знаем, что если сунуть руку в кипяток, будет ожог. Обыденно-практическая познавательная деятельность обобщает личный, социокультурный опыт, народную мудрость. Через обыденно-практическое мы обучаемся языку, узнаем о духовных ценностях, следуем общепринятым обычаям.

Научная познавательная активность (деятельность) также возникает из опыта, практического или стихийно-эмпирического познания окружающего мира. Но в отличие от познания стихийного, наука не ждет, пока появятся знания, полученные при помощи опыта. Она идет дальше. Строя теоретические модели явлений, устройств, процессов, применяя идеальные абстрактные объекты. Правильность научных предположений проверяется при помощи эксперимента. Судить о том, насколько модель соответствует реальности, можно только после сравнения результатов эксперимента и логических рассуждений.

Научная познавательная деятельность отличается нацеленностью на исследование все новых явлений и процессов, предметностью, целостностью. Она представляет собой единство объективно истинных и логически взаимосвязанных воззрений, суждений, теорий, положений, законов.

Мифическо-религиозное познание (некоторые ученые рассматривают их как отдельные виды познавательной деятельности) -это, скорее, не познание в чистом виде, а мышление при помощи догм, вера в сверхъестественное, в Бога. Поэтому религиозная познавательная деятельность - постижение Бога. Приверженцы религии считают, что мир представляет собой арену двух противоборствующих сил. Они в разных религиях называются по-разному, но суть у них одна: Добро и Зло. Сверхъестественное может оказать помощь, защиту, а может наказать за грехи.

Мифологически-религиозное познание создало непохожую на другие картину мира, наложившую яркий отпечаток не только на мировоззрение верующих, но и на культуру в целом.

Мифологическая ПД свойственна обществам на самой низкой ступени развития.

Философское познание действительности - это стремление постигнуть мир целостно, найти и осознать его фундаментальные основы, определить место человека в мире.

Художественная ПД - образное осмысление действительности.

Все виды познавательной деятельности связаны между собой и являются производными от обыденно-практического познания.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 4
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.